Статья Формирование универсальных учебных действий ( УУД) на уроках немецкого языка. Автор: Муллаянова Ильюса Мизхатовна

Автор: Муллаянова Ильюса Мизхатовна
   Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения немецкому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать  универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках немецкого языка делается на формирование УУД. На современных уроках немецкого языка  идет формирование    всех четырех видов УУД. 


Автор: Муллаянова Ильюса Мизхатовна

Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения немецкому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать  универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках немецкого языка делается на формирование УУД.

На современных уроках немецкого языка  идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Еще раз давайте определимся, что такое УУД:

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного формирования универсальных учебных действий. В контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Здесь мы можем сказать, что речь идет о реализации системно-деятельностного подхода на уроках, который мы все активно реализуем на уроках. При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс.

ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по немецкому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Кроме того у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные - действия постановки и решения проблем.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, тем не менее на уроке немецкого языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например:подлежащее - четырехугольник, смысловое сказуемое чёрный треугольник, именное сказуемое - заштрихованный треугольник, определение - ромб, и т. д. При помощи геометрических фигур формируется моделирование. Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: - вставить недостающие слова, - вставить недостающие буквы, - завершить предложение, - заполнить таблицу, - догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д. Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать других, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. А теперь мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в нашей школе, при обучении немецкому языку и с какими трудностями я сталкиваюсь в ходе работы.

Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых на уроке. Рассмотрим некоторые задания и формы работы, которые я использую на уроках для формирования различных видов УУД.

Начнем с личностных универсальных учебных действий:

в

опросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на

И

Я, что говорит и пишет сам, позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в о

тношении мира, окружающих людей;

в

опросы в условиях ситуаций, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет

;

п

роведение физкультминуто

к на иностранном языке

дает учащимся установку на здоровый образ жизни.

Познавательные универсальные учебные действия:

Для их формирования и развития я использую:

з

адания на информационный поиск (найти информацию в словаре; найти в тексте ответ на поставленный вопрос; подобрать к описаниям картинки).

Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.

Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском  информации посредством  Интернет-ресурсов.

Преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов.

Составление таблиц, схем-моделей.

Замещение буквы звуком.

Самостоятельное

достраивание

выражения/предложения/диалога/

текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения языку. Поэтому большое внимание я  уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям. Для их формирования я использую:

п

роектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся  предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое

животное», «Моя семья» и т.д.);

и

нсценировку с

итуаций приближенных к

реальным

,

например «В аэропорту» «В гостинице» «В магази

не»  «На улице

»;

И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия.

з

адание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (по

друге) и отредактируй его (ее)»;

в

ыполнение заданий по

алгоритму (например,

в зависимости от време

ни употребленного в них гла

гола);

к

онтрольные задания, в том числе тестового характера.

Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеурочной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, в индивидуальной творческой деятельности.

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.

Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.

На своих уроках я часто использую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры  является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков    и    умений.     В    ходе   игры  каждый  участник  получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

Еще одной игрой, применяемой мной на практике, особенно в среднем звене, является «Один день в Берлине»Цель данной игры - активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания. В ходе игры  играющим задаётся ситуация - экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор. Таким образом, использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию навыков говорения, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение немецким языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x