мастер-класс ☼ | Якупова Людмила Николаевна. Работа №209801. Номер работы: №209801
Автор: Якупова Людмила Николаевна
Технологическая карта мастер-класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городищенская средняя общеобразовательная школа № 2»
Виды работ на уроках литературного чтения как средство повышения грамотности младших школьников
Мастер – класс
Якупова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Городище 2017 год
Схема конспекта занятия
Предмет: начальные классы
Тема мастер – класса:
«Виды работ на уроках литературного чтения как средство повышения грамотности младших школьников»
Цель: презентация системы работы и личностной характеритики учителя Л. Н. Якуповой.
Задачи:
образовательная: расширять и углублять знания учителей по практическому внедрению технологий на уроках литературного чтения; показать деятельностный подход в изучении предмета, результативность занятий.
воспитательная: способствовать внедрению технологий на уроках коллег, т. К. данная технология создаёт условия для воспитания уважительного отношения друг к другу, умение работать сообща, умения ставить цели и достигать их.
развивающая: данная технология содействует развитию речи, формирует навыки исследовательских умений, применение своего опыта в практических ситуациях.
Тип занятия: комбинированный
Вид: мастер – класс
Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные. Практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса – познавательное занятие с элементами деловой игры, создание ситуации успеха0; методы контроля и самоконтроля(практическая работа, групповые задания, самооценка по итогам работы); метод проблемно-развивающего обучения(монологический, эвристический, исследовательский), образовательные технологии(групповая работа, сотрудничество); информационные технологии.
Оборудование: мультимедийный проектор, групповые задания в виде карточек, художественная литература, учебники.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент
Цель для обучающихся на данном этапе: подготовиться к продуктивной работе на мастер-классе.
Цель для организатора: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе, представиться, познакомить присутствующих с традициями школы.
Задачи: организовать рабочее место, создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные, информационные.
Приветствие, объяснение ситуации, приводятся слова педагога Амонашвили «Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Книга в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования».
2.
Введение.
Цель: получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания в области работы по развитию навыков чтения в начальной школе.
Вступительное слово: презентация педагогического опыта, его актуальность, системность. Участникам мастер-класса предлагается пошаговая технология опыта.
Шаг 1.
Определение целей и задач уроков литературного чтения в начальной школе в свете реализации ФГОС.
Шаг 2.
Учитель демонстрирует интересный и нужные материал для работы на уроках по развитию навыка чтения.
Шаг 3.
Для реализации технологии активно работали дети, педагог, родители. Ученики выработали умения применять теоретические знания на практике.
Шаг 4.
В системе представляемой работы – это этап коррекции и контроля. Выход на конкретные умения ученика. На этом этапе провожу уроки-зачёты, фронтальные опросы, уроки-тесты.
Цель: определить уровень владения информацией, психологической готовности гостей к восприятию и работе над проблемой.
3.
Основная часть. Изучение нового материала.
Имитационная игра.
Цель для обучающихся: апробировать роль обучающихся.
Задачи: выполнять задания имитационной игры по предлагаемой технологии.
Цель для педагога:
образовательная – расширить и углубить знания учителей о функциях, содержании и структуре упражнений для развития техники чтения;
развивающая – активизировать процессы познания, мышления, умение анализировать, обощать на основе заданий практической работы;
воспитательная – воспитывать навык работы в группах, умение отстаивать свою точку зрения.
Научить маленького школьника грамотно и правильно читать, излагать свои мысли в свободной интерпритации, соблюдать речевую культуру и развивать умения общаться – дело сложное и кропотливое, требующее от учителя напряжённого труда, эффективного подхода. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Цель уроков литературного чтения: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, способами самостоятельной работы с книгой.
Задачи уроков:
Развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор
Самостоятельно работать с книгой и выбирать нужный материал
Сформировать навык чтения, позволяющий свободно владеть чтением и применять любую литературу как источник нужной информации.
Современные дети увлечены боевиками, фантастикой, ложными кумирами, что порождает агрессивность, культ насилия. Именно поэтому важно вызвать у детей интерес к чтению, к родному слову.
При обучении чтению применяю:
Репродуктивный метод, который подразумевает сплошное чтение, чтение «по цепочке», рассматривание иллюстраций к тексту.
Эвристический метод или частично-поисковый, что означает выборочное чтение, беседы по содержанию, составление плана текста, рисование словесных картин.
Творческий метод – это творческие работы детей, продолжение текста по его началу. Домысливание сюжета, работа с загадками, пословицами, самостоятельное оценочное суждение.
Как ребёнку развивать навык чтения?
Что посоветовать родителям, чтобы их дети читали с удовольствием, стремились правильно говорить, слушать, писать?
Эти вопросы я задаю себе на протяжении 29 лет работы в школе.
С чего начать? Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе использую различные упражнения. Эта работа систематическая, поэтому даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным
Дыхательные упражнения
Упражнения для развития осознанного чтения.
Упражнения для формирования правильности чтения.
Упражнения для развития выразительности чтения.
Упражнения для развития беглости чтения.
Памятка для чтения.
Представь то, о чём или о ком читаешь.
Подумай, какое чувство можешь передать при чтении.
Читай слова чётко, проговаривай окончания.
Соблюдай знаки препинания.
Выделяй голосом важные мысли.
4.
Контрольно-итоговый этап.
Цель для обучающихся: попробовать самостоятельно поработать с развивающими упражнениями, закрепить полученные знания путём просмотра видеоролика.
Цель для педагога: изучить степень усвоения предлагаемого материала, создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся.
Задачи: развивать умения работать в группах, со справочным материалом, внимательно слушать коллег, не комплексовать перед аудиторией.
Методы: практическая работа, самостоятельная работа.
На данном этапе проходит работа в группах.
Группа1.
Работа с таблицами Шульте.
Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, на ускорение чтения.
Это квадратные таблицы, в которых хаотично размещении цифры, буквы, символы.
Суть работы в быстром, последовательном нахождении всех чисел или букв.
Постоянная работа с таблицами помогает расширить ваше периферическое зрение. За счёт работы с таблицами растёт скорость зрительных поисковых движений, что является важнейшей составляющей навыка беглого чтения.
Группа 2.
Даётся текст.
Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной.
Найди животное среди строк.
Группа 3.
Из предложенного текста составьте текст для зрительного диктанта.
5.
Рефлексия.
Цель для обучающихся: воспитание волевых качеств при преодолении затруднений в процессе поисковой работы, умение оценивать свой результат.
Цель для педагога: создать ситуацию, побуждающую к творческому поиску знаний.
Задачи: помочь обучающимся планировать свои действия.
Методы: словесные, информационные, создание ситуации для применения полученных знаний.
Беседа с участниками мастер-класса.
Мастер:
- Для подведения итогов нашей встречи воспользуемся психологической теорией знаменитого американского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп». Это одна из популярных теорий организации мышления.
Каждая группа получает шляпу определённого цвета и подводит итог нашей работы согласно цветовому замыслу.
Шляпы мышления помогают сотрудничать, прийти к согласию.
В нашей жизни всё неповторимо,
Так ведётся издавна, в веках.
Только лишь одно, бесспорно, зримо,
Кто учил – живёт в учениках.
Учит, значит, видит в жизни бег,
Верю я, что истинный учитель
На земле счастливый человек!