Формы организации процесса обучения школьников с умственной отсталостью | Голдина Олеся Константиновна. Работа №294011
Автор: Голдина Олеся Константиновна
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Формы организации процесса обучения школьников с умственной отсталостью
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Цель данной курсовой работы: анализ обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачами работы, решение которых необходимо для достижения цели, являются:
проанализировать
психолго
-педагогическую и методическую литературу по данной теме
рассмотреть особенности психического развития умств
енно отсталых детей
выявить особенности обучения умственно отсталого ребенка.
Глава I. Теоретические основы форм организации процесса обучения школьников с умственной отсталостью
Психолог
о-
педагогическая характеристика ребёнка с нарушением интеллекта
Термином "умственная отсталость" в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС
Умственная отсталость не является психическим заболеванием, она не лечится. В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов.
Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития.
Причины умственной отсталости
тяжелые инфекционные заболевания во время беременности
интоксикации, отравления
тяжелые дистрофические состояния при беременности
заражение плода паразитами
венерические заболевания
травматическое поражение плода или асфиксия
наследственность
резус-конфликт
хромосомные аномалии
фенилкетонурия
(нарушение белкового обмена)
менингиты и энцефалиты в раннем детстве
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Формы умственной отсталости:
Легкая умственная отсталость
Обиходная речь достаточно развита
Обладает независимостью в уходе за собой
Овладевают не сложными трудовыми навыками
Основные затруднения в сфере успеваемости
Слабость обобщений
Бедность, не выразительность эмоций
Нарушено адаптивное поведение
Отмечается моторная расторможенность и дурашливость
Личностная незрелость
Умеренная умственная отсталость
Заметно ослаблена речь
Нарушено понимание
Эмоциональное
смутнение
Независимые проживания достигаются редко
Тяжелая умственная отсталость
Речь и мышление в зачаточном состоянии
Нуждаются в постоянной опеке
Глубокая умственная отсталость
Не способность заботиться о себе
2.
Формы организации обучения умственно
отсталых детей
Специальной задачей школы VIII вида является, прежде всего, коррекция недостатков познавательной деятельности и общего психофизического развития школьников. В различных видах учебно-трудовой деятельности корригируются и развиваются все стороны психики ребенка: внимание, наблюдательность, память, мышление и др.
Исправление грубых речевых нарушений и нарушений моторики осуществляется на специальных коррекционных занятиях: логопедических, ритмики.
В обучении и воспитании осуществляется принцип индивидуального подхода к учащимся с учетом положительных сторон личности и возможностей к обучению каждого умственно отсталого ребенка. Большое значение в специальной школе VIII вида придается подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни. Она начинает осуществляться уже в младших классах – в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности – во время экскурсий и на предметных уроках, в старших классах – реализуется в общей системе учебно-воспитательной работы и на специальных занятиях.
В целях усиления коррекционной роли обучения в учебный план вспомогательной школы введены следующие предметы: «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Социально-бытовая ориентировка» и др.
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
Формы организации дошкольного обучения умственно отсталых детей.
К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).
Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных дошкольных учреждениях. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.
При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.
В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.
В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим - это, прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.
Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.
Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.
Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам.
Формы организации школьного обучения умственно отсталых детей.
С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах 8 вида, где обучение ведется по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.
Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
В специальной (коррекционной) школе 8 вида преподаются как общеобразовательные предметы:
русский язык
чтение
математика
география
история
естествознание
физкультура
рисование
музыка
Так и специальные (коррекционные)
К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия:
по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
специальные занятия по ритмике
в старших (5-9) классах — социально-бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Обучение в школе продолжается от 8 до 11 лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.
Большое место в специальной (коррекционной) школе 8 вида отводится работе по социализацииумственно отсталого ребенка, основными задачами данной работы являются — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Необходимо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.
3.
Программы обучения умственно отсталых детей имеют
свои специфические особенности
Во-первых, это отбор материала с учетом его доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики школьников. Умственно отсталые дети изучают элементарный языковой материал в самых минимальных пределах. Из научной грамматики отбираются самые элементарные сведения, необходимые для усвоения основ грамотного письма и правильной связной речи. Например, изучаются существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, предлоги, т.к. часто встречаются в речи, а причастия и деепричастия – нет.
Во-вторых, программа с 1-го по 9-й класс построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче — простые. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. Концентризм программы также создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Например, тема «Предложение» проходит через все годы обучения начиная с 1 -го класса.
В-третьих, выделение пропедевтических периодов . Программа выделяет на всех этапах обучения подготовительные этапы, в течение которых у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению следующих разделов программы.
В-четвертых, замедленный темп прохождения учебного материала. По сравнению с массовой школой в программе школы для детей с ОВЗ предусмотрено увеличение количества уроков по каждой теме.
В- пятых, коррекционная и практическая направленность программного материала. По русскому языку в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.
Каждый учитель должен знать содержание коррекционной работы, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
развитие навыков каллиграфии
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зри
тельного восприятия и узнавания
развит
ие зрительной памяти и внимания
формирование обобщенных представлений о свойствах пр
едметов (цвет, форма, величина)
развитие пространстве
нных представлений и ориентации
р
азвитие представлений о времени
разви
тие слухового внимания и памяти
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
навыки соотносительн
ого анализа
навыки группировки и классификации (на базе овладени
я основными родовыми понятиями)
умение работать по словесной и пи
сьменной инструкциям, алгоритму
умение планировать деятельность
развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
разви
тие наглядно-образного мышления
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
релаксацион
ные упражнения для мимики лица
чтение по ролям
Вывод к I Главе
Термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления, а это, в свою очередь, вызывает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка с нарушением интеллекта. Степень снижения интеллекта делят на четыре формы: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Специальной задачей школы VIII вида является, прежде всего, коррекция недостатков познавательной деятельности и общего психофизического развития школьников. В различных видах учебно-трудовой деятельности корригируются и развиваются все стороны психики ребенка: внимание, наблюдательность, память, мышление и др.
Большое значение в специальной школе VIII вида придается подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни. Она начинает осуществляться уже в младших классах – в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности – во время экскурсий и на предметных уроках, в старших классах – реализуется в общей системе учебно-воспитательной работы и на специальных занятиях.
Глава II. Методы
2.1.Типы и структура уроков
Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т. д.
Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:
вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит позн
акомиться на последующих уроках
урок формирования (сообщения) новых знаний,
на
котором основное внимание удел
яется изучению нового материала
обобщающий (
повторителъно
-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный п
о определенным темам и разделам
контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрол
ьные работы устно или письменно
урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание удел
яется практической деятельности
комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.
По своей организации от традиционных форм отличаются уроки профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.
В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.
2.2. Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
Активные методы обучения строятся на:
использовании
знаний и опыта обучающихся
вовлечении
в процесс всех органов чувств
группо
вой форме организации их работы
де
ятельностном
подходе
к обучению
разнообразных
коммуникациях
творческом
характере
обучения
практической направленности
диалоге
интерактивности
игровом
действе
рефлексии
д
вижении
.
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:
методы формирования знаний
методы воспитания личности
методы организации взаимод
ействия педагога и
занимающихся
методы регулирования психического состояния детей.
В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
Методы формирования знаний
В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Метод слова включает:
объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание,
устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.
с
опряжен
ную речь — проговаривание хором
невербальную информацию в виде мимики, пл
астики, жестов, условных знаков
зрительно-наглядную информацию
иллюстрации
схемы
тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.
Методы воспитания личности
Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются окружающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.
Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреждений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в домашних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности.
Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности. Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.
Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.
Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся
Индивидуальные занятия проводятся с детьми-инвалидами с детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, приемы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.
Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от 2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями.
Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид организованных занятий урочной формы в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная однородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостатком является Ограниченный индивидуальный подход.
Методы регулирования психического состояния детей
Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень воображения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам.
Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической регуляции:
доброжелательный стиль общения
доверие
открытость педаго
га
выраженное в
нимание к каждому ученику
позитивный на
строй, положительная мотивация
поддержание оптимизма
э
моцион
ального комфорта и безопасности
п
остановка общей цели, объединение общими интересами, орга
низация взаимодействий учащихся по принципу психологической со
вместимости
адекватность средств, методов и методических приемов ре
альному состоянию и ин
дивидуальным возможностям детей
примирительные акты в случае конфликтов, возникающих
вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли,
раз
ногласий
, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п.
Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере
убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс,
уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на
положительном, переориентировка внимани
я на другой объект или
действие
суггестивные методы (методы внушения),
при
которых
дети
с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мо
тивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Вну
шения касаются снятия страхов, тревоги,
стресса
, неуверенности, по
вышения работоспособности, мобилизации эмоциональной а
ктивности (
Гройсман
А.Л., 1998)
использование музыки с целью снятие
нервно-мышечного на
пряжения, ускорения восстановительных процессов,
ритмической
и эмоциональной нас
тройки (Брусиловский Л.С, 1979)
2.3. Методы обучения учащихся с умственной отсталостью
Средства обучения- это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.
Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.
В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наиболее распространенными (по данным Луценко В.С. - 49,4% из всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.
В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. На уроках естественно-научного цикла дети сравнительно легко усваивают названия предметов, объектов и географических явлений, а также фактические сведения. Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа: «скапливание воды над слоем глины».
Наглядные методы:
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Лозунг при этом такой: ни один урок географии без опоры на наглядность. Особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее картину?).
Показ - это предъявление образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока.
Заключение
Анализ литературы показал, что в результате теоретического исследования было выяснено, термином "умственная отсталость" в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС
Умственная отсталость не является психическим заболеванием, она не лечится. В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
В обучении и воспитании осуществляется принцип индивидуального подхода к учащимся с учетом положительных сторон личности и возможностей к обучению каждого умственно отсталого ребенка. Большое значение в специальной школе VIII вида придается подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни. Она начинает осуществляться уже в младших классах – в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности – во время экскурсий и на предметных уроках, в старших классах – реализуется в общей системе учебно-воспитательной работы и на специальных занятиях.
Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных дошкольных учреждениях. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и психолого-медико-педагогических консультациях.
Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т. д.
Список литературы
1.Астапов, В.М., Микадзе, Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. Хрестоматия, 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия»). – 3000 экз.
2.Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 315 с.
3. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997.
4. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис ,2003
5.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.