Гендерные различия в становлении лидерских качеств у подростков ☼
Автор: Ткаченко Екатерина Игоревна
В настоящее время в связи с усилением женской роли в обществе, размытием границ между мужчинами и женщинами все более актуальным становится изучение влияния гендерных различий на степень выраженности лидерских качеств. Ранее лидерство изучалось практически без учета пола, в связи с тем, что лидерская роль считалась исключительно маскулинной. Сейчас же внимание исследователей более акцентировано на том, что женщины практически наравне с мужчинами занимают лидерские, руководящие позиции в обществе.
Проведение первых исследований в области гендерной психологии лидерства принадлежат в большей степени зарубежным ученым. В настоящее время изучение данной проблематики отмечается и со стороны отечественных психологов. Этот факт подкрепляется рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в различных социальных группах. Изучение лидерства, гендерных особенностей личности имеют свое отражение в работах и исследованиях таких зарубежных ученых как: Э.Гидденс, Б.Гутек, Дж.Боумен, С.Суттон, В.Джоунс, Р.Лайдер, Т.Митчелл и многих других. С отечественной стороны особенно хочется выделить: Р.Л. Кричевского, К.В. Сельченок, Е.В. Кудряшову, А.Т. Зуба, Т.В. Бендас, и В.П. Шейнова.
Как известно, в большей степени становление лидерских качеств приходится на период подросткового возраста. Леонтьев А.Н. в своей книге «Формирование личности» пишет о том, что именно в этом возрасте создаются основные свойства личности, особенности и некоторые ценности, складывается самооценка, которая как один их основных внутренних механизмов регуляции поведения и деятельности будет определять степень независимости человека в системах общественного взаимодействия, в человеческих взаимоотношениях.
Еще одним немаловажным фактором является потребность подростка в осознании гендерных различий. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении, а гендерная психология одна из очень молодых и интересных наук.
Подводя итог, хочется отметить, что специфика данной проблематики редко рассматривается в совокупности с гендерным феноменом лидерства. Это должно стать поводом для новых исследований в гендерной психологии лидерства.