Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания | Родина Любовь Ивановна. Работа №334461

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

В методической разработке представлены формы работы, которые применяются мною в урочной и внеурочной деятельности по гражданско- патриотическому воспитанию, представлены современные подходы для достижения нового качества исторического образования в целях повышения социального статуса патриотического и гражданского воспитания. В статье обобщен опыт организации урочной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма школьников через средства музейной педагогики, поисково-исследовательской работы школьников и проектной деятельности. Представленные формы, методы и средства организации образовательной деятельности используются мною в практической деятельности как учителя истории и классного руководителя и руководителя школьного музея Боевой Славы. Данная разработка будет полезна не только учителям истории, но и учителям других дисциплин, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, педагогам-организаторам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каштановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Воликова С. А.
Ростовская область, Обливский район, п. Каштановский
Методическая разработка
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
Автор: Родина Любовь Ивановна
Учитель истории и обществознания
МБОУ Каштановская СОШ им. Героя
Советского Союза Воликова С. А.
П. Каштановский
2023 год
Содержание
стр
Введение 3-7
Основная часть 7-21
Основы организации гражданско-патриотического 7-14
воспитания учащихся в рамках концепции исторического образования.
Основные формы и методы внеклассной историко-краеведческой 14-19 работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Результативность проводимой работы. 19-21
Заключение 21-22
Библиографический список 23
Введение.
Преобразования в области политики и экономики современной России требуют серьёзных изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина – патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, в общественном сознании широко распространилось равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность.
Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных учёных. Различные её аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, М. В. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского.
Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А. В. Беляев, И. М. Клименко, А. Ю. Чибисов и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников. В этих исследованиях определена зависимость патриотического воспитания учащихся от социально-экономических условий и потребностей общества.
Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние годы уделяется немало внимания. Государственная политика патриотического воспитания приобрела концептуально - программные и практические очертания. Проведено большое количество социологических исследований по состоянию и проблемам в этой области. Принята Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В этой Программе подчёркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.
Необходимость разработки и реализации данной системы была вызвана резким снижением морального, нравственного, интеллектуального потенциала молодого поколения. Появилось поколение не знающих истории своей Родины, преклоняющихся перед Западом. К основным причинам данного процесса можно отнести следующие:
размылась и деградировала система определенных ценностей и как следствие – потеря преемственности поколений;
усилилась бездуховность в обществе;
появилась новая система требований общества к личности;
внедрились чуждые российскому обществу духовные ценности.
Но какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе в настоящее время, проблема воспитания российской молодежи всегда остается актуальной. Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование Великой Победы.
В нашей школе и мною лично, как учителем истории и обществознания, накоплен опыт патриотического воспитания учащихся. Я считаю, что внеурочная деятельность по истории - это один из важнейших рычагов реализации патриотического воспитания.
Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенным и в развитии и становлении гражданского общества и сильной державы.
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника портрет выпускника школы, гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Важным фактором формирования патриотизма у школьников является школьное историческое и обществоведческое образование. Содержание курсов истории и обществознания активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств.
История и обществознание – это те школьные предметы, на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач – создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных. Духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2 Закона Об образовании).
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта одними из первых целей школьного исторического образования определены: воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. ФГОСы целями обществоведческого образования в основной школе называют воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Актуальность вопросов патриотического воспитания обучающихся на уроках истории и обществознания очевидна.
В Концепции модернизации российского образования сказано: Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Основной задачей преподавателей обществознания и истории является выполнение этой концепции.
Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.
Мною разработана система по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, целью которой является: формирование гражданина – члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.
Для реализации своего плана я поставила следующие задачи:
Распространение среди учащихся гражданских ценностей;
Формирование здорового образа жизни;
Повышение правовой и политической культуры;
Воспитание любви и уважения к Отечеству, малой родине, предкам, семье;
Воспитание гуманности и человечности;
Формирование гражданской позиции;
Привитие навыков исследовательской работы;
Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребёнка;
Расширение мотивации изучения истории и обществознания.
Каким образом я это делаю?
Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учётом возрастных и психических особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности учащихся.
Основными принципами данной системы работы являются:
Принципы бесконфликтности;
Система друга;
Принцип открытых перспектив;
Принцип равных условий;
Принцип посильности;
Принцип сотрудничества.
Реализация моего плана позволяет мне вести работу по нескольким направлениям:
Работа на уроках истории и обществознания;
Поисково-исследовательская деятельность;
Краеведческая деятельность;
Внеурочная деятельность.
Новизна моей работы состоит в следующем:
Раскрытие специфики патриотического воспитания школьников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин на материале исторического краеведения;
Выявление типичных трудностей в патриотическом воспитании учащихся на материале исторического краеведения;
Разработка и внедрение в практику программы для 5 класса Я – гражданин России;
Обоснование активных форм работы (семинары - исследования, составление родословных, круглые столы, социологические исследования) и методы (проблемный, исследовательский, кейс-метод, эвристическая беседа, анализ документов, кроссенс-технология) в урочной и внеурочной историко-краеведческой деятельности школьников как средства формирования патриотических чувств, убеждений, поступков.
Основная часть.
Основы организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках концепции исторического образования.
Содержание гражданско-патриотического образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках истории и обществознания.
Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно пробудить, ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.
Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания – это процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны, но и истории каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания.
Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества.
Задачи патриотического воспитания на уроках истории и обществознания:
Расширить мотивацию изучения истории России;
Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:
1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3. Использовать невостребованные возможности семьи.
4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.
5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.
Второе направление
Очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Для занятия краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг себя, покопаться в подшивках старых газет, совершить не большую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая Родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой Родины история России была бы неполной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему селу, возникает необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Важной составляющей деятельности учащихся, является поисковая работа. Объекты исследования отбираю, те, которые позволяют провести исследования на доступном для учащихся уровне: семья, школа, земляки. Важным этапом поисковой работы являются научные конференции. Лучшие работы представляем на районную краеведческую конференцию.
Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".
Реально переживают обучающиеся чувства привязанности к своей земле, изучая историю своей малой Родины.
Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание проблемных ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание обучающимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. С этой целью на уроках истории или обществознания можно использовать проблемные вопросы, по которым у обучающихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания обучающихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Изучение истории родного края помогает осмыслить процесс не разрывной связи с историей страны, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
При преподавании истории родного края необходимо создать условия, при которых возможна активная познавательная деятельность обучающихся.
Помогут в этом следующие требования:
Отбор личностно значимых для обучающихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для обучающихся уровне.
Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).
Изучение героических страниц истории Отечества можно осуществить при изучении отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 6 - 11 классах, также темы патриотизма охватывают уроки обществознания.
Вспомним слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”.
Третье направление
Каждый урок – это совместный плод труда учителя и обучающегося. На уроках истории есть все предпосылки для реализации данного требования.
Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.
Вне исторической памяти, вне традиции и культуры нет личности. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.
История одновременно и светлая, прекрасная, жесткая, страшная наука. Она призвана показать жизнь во всем ее многообразии – величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти злобе, предательстве; в поддержке людей друг друга, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами.
На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса. Учителю надо стараться сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир ученика. Дети могут учится уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие к изучаемой проблеме.
Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания необходимо уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, стараться сосредоточить их внимание на том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов будет иметь много более ценное воспитательное действие.
Немало важную роль на уроках истории в школе играет процесс формирования исторической терпимости к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Учитывая то, что в классе часто учатся представители разных народов важно не допустить скатывания на позиции национализма. Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве.
История дает возможность продемонстрировать, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни.
Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
"Гордиться славой своих предков, - писал А. С. Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.
Наиболее богатый материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвящённые Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определённый эмоциональный настрой, используя фонохрестоматию, презентации, DVD-фильмы.
Первый урок этой темы, начинается с песни Священная война, на фоне которой звучат стихи:
Казалось было холодно цветам.
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к нему ладони
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спаса, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о подвигах народа в войне. При этом используются слайды об обороне крепости, картина Защита Брестской крепости, плакат Родина – мать зовёт.
На уроке Блокада Ленинграда использую презентацию 900 дней, где показана трагедия ленинградцев на примере дневника девочки Тани Савичевой, героизм ленинградцев и взрослых, и детей.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.
Я считаю, уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности. Но всё же главными целями воспитания патриотизма, гражданственности и национального самосознания подчинена, прежде всего, историко-краеведческая работа. Поэтому при изучении темы Великая Отечественная война я обязательно провожу урок на тему Моя семья в годы Великой Отечественной войны. К этому уроку учащиеся готовятся заранее, занимаются поиском материалов о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта, расспрашивают родителей, дедушек, бабушек. Начинается урок с четверостишья:
Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б ни глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
На таком уроке учащиеся обобщают результаты своей поисково-исследовательской деятельности: рассказывают о своих прадедушках, участниках войны, обращаются к семейным архивам, фотоальбомам. В заключении я обязательно рассказываю о своём дедушке, принимавшем участие в Сталинградской битве и бабушке, которая с малыми детьми на руках пережила оккупацию.
Тема Великой Отечественной войны тесно связана с историей Обливского района. Поэтому при изучении темы Наш край в годы войны мы с ребятами проводим экскурсии в обливский краеведческий музей и музей Боевой славы Обливской СОШ №2, где ребята знакомятся с историей оккупации и освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков, героями обливчанами. Такие уроки носят ценностно-нравственную окраску, из них можно много почерпнуть патриотизма, проявление высокой гражданственности, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей Родине, своему народу.
Сейчас мы с ребятами, совместно с поселенческой библиотекой, работаем над долгосрочным образовательным проектом Экспедиция памяти. Идея заключается в том, чтобы в партнёрстве с Каштановской поселенческой библиотекой провести краеведческую экспедицию по сбору сведений о ветеранах и участниках Великой Отечественной Войны. Учащиеся в рамках этого проекта занимаются поиском родственников, умерших ветеранов; собирают материал о ветеранах; беседуют с родственниками. По- новому начинают звучать знакомые имена.
Итогом этой работы будет составление электронной книги памяти. Эта работа не только позволяет формировать у ребят чувства патриотизма и любви к малой Родине на основе исторических ценностей, но и обеспечивает преемственность героико-патриотических традиций и позволит иметь свободный доступ к информации об участниках войны.
Результатом реализации программы гражданско-патриотического воспитания является формирование личности, соответствующей модели выпускника школы – патриота и гражданина России. Это:
человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования;
человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни;
человек, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей;
человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков;
человек, в основе поступков которого преобладают гуманистические идеи и ценности;
человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый встать на её защиту;
человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни.
Основные формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Внеклассная работа – это проводимая вне уроков воспитательная работа по предмету. Организация данной работы осуществляется через сотрудничество учитель – ученик – родитель.
Цель: создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития самостоятельно мыслящей и ответственной личности.
Задачи:
расширить область личных и общечеловеческих знаний;
пробуждать познавательный интерес к предмету;
развивать научно-исследовательские навыки и культурологические умения взаимодействия с миром;
формировать личность гражданина-патриота Родины на основе приоритетности исторического и культурного наследия, преемственности поколений;
привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей народа.
Направления внеклассной работы:
расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроке;
краеведческая работа.
Принципы организации:
- добровольный характер;
- свобода в выборе содержания;
- благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников;
- исследовательский характер деятельности учащихся.
Основные формы организации внеклассной работы по истории:
Индивидуальная работа с одаренными детьми.
Кружковая работа.
Олимпиады и конкурсы.
Исторические вечера и викторины.
Встречи с интересными людьми.
Экскурсии в краеведческий музей Обливского района.
Творческие проекты.
Взаимодействие с органами массовой информации: СМИ, библиотеки, архивы.
Поисково-исследовательская работа.
Мультимедийные технологии.
Школьный музей.
Это основные формы работы с учащейся молодежью по патриотическому воспитанию, которые широко используются мною в практической деятельности как учителя истории и обществознания. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можем быть уверены в развитии и становлении стабильного общества. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважение к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. В данной методической работе я хочу обобщить опыт организации внеурочной деятельности по формированию патриотизма школьников через средства музейной педагогики, поисково-исследовательскую работу школьников и проектную деятельность
На собственном опыте я убедилась, что внеклассная работа представляет благодатное поле деятельности, когда воистину раскрываются творческие способности ученика и учителя. Ты затрачиваешь много времени, усилий, чтобы подготовить и провести занятие по внеурочной деятельности, но проходит небольшой промежуток времени, и ты убеждаешься в том, что все твои труды не пропали даром.
В этом учебном году мною разработана авторская программа для учащихся 5 класса Я – гражданин России. Одной из тем этой программы является тема Моя родословная. Учащиеся с интересом занимаются этой работой, чтобы узнать больше о своих родственниках. На таких занятиях я учащимся показываю свою родословную, и ребята составляют родословные своих семей.
При изучении темы Символы Родины знакомлю учащихся с символикой Ростовской области и Обливского района, и ребята пытаются представить символы посёлка.
Для формирования активной гражданской позиции с учащимися 8 – 9 классов провожу встречи с депутатами законодательного собрания Администрации Обливского района, депутатами Каштановского поселения, представителями политических партий, членами ТИК Обливского района. Во время подготовки таких мероприятий учащиеся проводят социологические опросы среди взрослого населения о роли местных органов власти. Данные опроса анализируются, оформляются в виде графиков и используются на уроках данной темы. На таких встречах у учащихся не только формируется представление о роли местных органов власти, но и ребята сами составляют проекта будущего посёлка и политические программы, если бы они были депутатами.
Основные направления по реализации опыта патриотического воспитания учащихся школы:
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов школьного музея.
Исследовательская деятельность.
Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по городам области, по городам-героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ;
Освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ.
Педагогические технологии, используемые на уроке истории, внеклассных мероприятиях:
1. Технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
2. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
3. Технология Имя в истории - обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
4. Технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;
5. Технология бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
6. Технология духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;
7. Технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.
Для решения этих задач используются как традиционные методы обучения, так и инновационные:
• технологию модульного обучения, которая позволяет уплотнить учебную информацию и представить блоками, а также задать индивидуальный темп учебной деятельности,
• технологию организации самостоятельной работы обучающегося, особенно на старшей ступени образования,
• исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний,
• проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целю расширения и обогащения его жизненного опыта,
• технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности,
• технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся,
• педагогическая мастерская.
Формы занятий:
Уроки истории
Лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);
Практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);
Ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные);
Моделирование хода событий;
Диспуты;
Круглые столы;
Дискуссии (командные, проекты, групповые).
Экскурсии, связанные с историей страны, республики, района;
Поисковая и исследовательская работа;
Уроки Мужества;
Внеклассные мероприятия;
Классные часы и т.п.
Результативность проводимой работы.
В результате работы были выявлены следующие положительные моменты:
1) повысилось качество изучаемого материала, качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся;
2) ребята стали более активно работать на уроках;
3) во время работы на уроках с историческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания, учащиеся достигают лучших результатов;
4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность,
и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
Значимость данного опыта заключается в следующем:
— определены возможности урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию для гражданско-патриотического воспитания школьников;
— создана система гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории и обществознания;
— выявлены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе изучения истории.
Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.
Мои воспитанники – призеры и победители различных конкурсах и проектов.
- 2020 год -работа Шакировой В. Незаменимый помощник заняла 1 место в региональном этапе исследовательских работ по краеведению Отечество.
- 2021 год – работа Гутник Д. Жизнь Александра Невского заняла 3 место в региональном конкурсе рефератов.
- 2022 год работа Гутник Д. Река моего детства заняла 1 место в муниципальном этапе исследовательских работ по краеведению Отечество
- 2023 год работа Гутник Д. История школьного музея заняла 1 место в муниципальном этапе исследовательских работ по краеведению Отечество.
Есть и ещё один аспект результативности моей работы: её успешность.
Учебный год
История
Обществознание
% К. З.
%У. О
%К. З.
%У. О.
2020 - 2021
61,5
100
62
100
2021 - 2022
62,3
100
63
100
2022 - 2023
63
100
66
100
Результаты ЕГЭ
Учебный год
История
Обществознание
Средний балл школы
Средний балл школы
2020 - 2021
-
69
2021 - 2022
86
81
Участие в олимпиадах.
В школьном туре олимпиад по истории и обществознанию ежегодно принимают участие около 15 человек. Это достаточно высокий уровень участия. Результаты оцениваются как хорошие.
Вот уже 3 года подряд учащиеся принимают участие в общероссийской заочной олимпиаде Олимпус по истории и обществознанию, организованной Институтом Развития школьного образования г. Калининграда. Имеют призовые места Ковалёв К., Галушкин В., Калинина Ал., Халина Ел.. 4 ученика в 2021 – 2022 учебном году приняли участие в олимпиаде по избирательному праву.
Проводятся патриотические мероприятия в школьном музее по темам: 900 дней и ночей, Обливский район в истории ВОВ, Дорогами великой Победы, Блокадный хлеб, Непокорённый Сталинград, Афганистан: боль и горечь моей души, Герои нашего времени.
Таким образом, используя все имеющиеся в моём распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, семье, воспитать из них Граждан России.
Заключение.
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы и формы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников школы, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации учащихся, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описанный опыт позволяет сделать следующиевыводы:
используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности школы эффективен для формирования в учащихся качеств гражданина и патриота;
ученики проявляют интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;
воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов, и для классных руководителей, и для школы в целом.
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:“Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Главное, чтобы в жизни каждого поселилось чувство ответственности, гордости за своё Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
Всё проходит,
Остаётся Родина –
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее они,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
IV. Библиографический список
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный проект Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации национального проекта Образование с 2021 по 2024 годы.
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2002. - 224 с.: ил.
Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×