Статья "Гражданско-патриотическое воспитание в школе". Автор: Шаврова Татьяна Геннадьевна

Автор: Шаврова Татьяна Геннадьевна
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание.

На основании государственной программы гражданско-патриотическое воспитание – это одна из основных составляющих воспитательного процесса в школе.

Традиционным стало проведение ежегодно в феврале месячника военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества «Память зажигает сердца», который призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.


Автор: Шаврова Татьяна Геннадьевна

Заместитель директора по ВР

Шаврова Т.Г.

МБОУ «Первомайская СОШ №2»

Бийского района

 

Гражданско-патриотическое воспитание в сельской школе

 

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493

"О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - Программа) подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

На основании государственной программы гражданско-патриотическое воспитание – это одна из основных составляющих воспитательного процесса в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, максимальное развитие своих способностей с целью обеспечения успешности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования, по нашему мнению, можно определить следующие:

Духовно-нравственное

направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности; воспитание толерантности, гордости за принадлежность к истинным православным традициям

Историко-краеведческое

создание системы мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность с деяниями предков и современников, формирование исторической ответственности за происходящее в обществе

Гражданско-патриотическое

воздействие на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу, выполнению конституционного долга через систему мероприятий патриотической направленности

Социально-патриотическое

направлено на активизацию культурно-исторической и духовно-нравственной преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, заботы о людях, нуждающихся в помощи

Военно-патриотическое

ориентировано на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности и готовности к его защите. Активное изучение школьниками русской военной истории, богатой воинскими традициями

Героико-патриотическое

является составной частью патриотического воспитания, ориентировано на пропаганду героических профессий, а также ознакомление с знаменательными героическими и памятными датами Российской истории, воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны

Спортивно-патриотическое

направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование навыков, необходимых защитникам Отечества

 

Для эффективного применения государственной программы от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

За последние годы в школе определился круг традиционных мероприятий:

 

линейки, посвященные памятным датам истории

проведение спортивно-массовых мероприятий:

«Веселые старты»

 

 

«Папа, мама и я – спортивная семья!»

 

 

Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, газет