Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ

Автор: Пенкина Ирина Сергеевна

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в

условиях детского сада

Пенкина Ирина Сергеевна, воспитатель

                                                                                   МКДОУ детский сад № 28,

г. Ревда

На современном этапе развития общества, характеризующемся нестабильностью, упадком моральных ценностей в угоду материальным,  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, семья, Родина. Эту работу нужно начинать в дошкольном возрасте, т.к. для этого  периода характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в дошкольном периоде - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочными и является фундаментом дальнейшего развития личности.

В пространстве детского сада при организации целенаправленной работы педагогов дети получают возможность воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве дошкольной организации ребенок осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Конечно, нужно создавать для детей уютную, теплую атмосферу. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Правовое воспитание – один из путей воспитания гражданственности и патриотизма, хотя является сложным процессом, но необходимым для детей дошкольного возраста. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и право сообразного поведения.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правам. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

В дошкольном возрасте является возможным формирование:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

- установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества, что отражается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Согласно концепции начального правового воспитания С.А.Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.

Цель воспитательной работы с дошкольниками предусматривает  формирование положительного отношения к себе, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Главной задачей является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.

Развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

В соответствии с ФГОС ДО,  цели и задачи правового воспитания можно реализовывать в следующих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие (формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и  сообществу детей и взрослых в организации, усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности);

-познавательное развитие (формирование первичных представлений о себе, о других людях, о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках).

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических, проектных методов. Целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

Наиболее перспективным является проведение право воспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

Система воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание предметно-пространственной развивающей среды (Центр правового воспитания «Права ребенка и взрослого»);

-тематические занятия в форме познавательно-развлекательных игр, викторин, путешествий, интеллектуальных марафонов, сюжетных игр («Правовед», «Права и обязанности», «Нас много – и мы разные!»; «Откуда берутся права и обязанности», «Я – гражданин России»);

-взаимодействие с родителями (проектная деятельность «Права ребенка и взрослого», «Важно ли быть ответственным», «Права и обязанности в моей семье», «Я – гражданин России», «Нас много – и мы разные!»; выставки творчества; презентации «Права ребенка и взрослого», «О правах в литературных произведениях для детей», «Детские права и обязанности», «Если права нарушены» и др.);

-взаимодействие с социумом (экскурсии в организации социального обслуживания «Права и обязанности покупателя», «Права и обязанности пациента», «Права и обязанности пассажира», «Права работника», «Права и обязанности читателя библиотеки», «Права учителя и ученика» и др.);

-дидактические игры: «Имею право», «Найди право», «Права и правила», «Собери и угадай»;

-рассматривание альбомов: «Маленький гражданин», «О правах всерьез», «Наши права»;

Литература: 

 

1.Гаврюкова Т.А  Играем, путешествуем, развиваемся// Феникс. – 2007.

2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России// гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. –М.: Из-во Скрипторий, 2012.

3. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x