Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

художественный образ как способ формирования эстетического отношения детей к действительности ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Мерчина Марина Юрьевна

 

художественный образ как способ формирования

эстетического отношения детей к действительности

 

 

Мерчина М.Ю.

МБУ ДО Детская школа искусств им. М.А. Балакирева, г.Ульяновск

 

Искусство отражает действительность. Весь объективный мир, который существует независимо от человека, всё его богатство – источник и основа искусства. Оно стремится раскрыть жизненную правду. Его цель – проникнуть в сущность действительности, а так как жизнь многообразна и неисчерпаема, то также многообразно и неисчерпаемо искусство [1, с. 217].

Искусство отражает действительность не непосредственно, а через проводника – художника, который эту действительность воспроизводит в своём творчестве. Говоря об искусстве надо иметь в виду действительность и человека, её отражающего. В художественном образе объединяются оба эти момента. Действительность, существующая сама по себе, есть объективное, а художник, её воспроизводящий, - субъективное.

Значимость искусства сводится к тому, что оно создаёт зримый, наглядный образ в учебном процессе – в создании наглядных образов, в облегчении процесса познания. На этом положении основывается значение эмоциональности искусства в обучении. Эмоциональность связывается с созданием художественного образа, с его восприятием с помощью органов чувств [2, с. 130-138].

Художественное познание есть прежде всего познание самого человека, а художественное произведение связано с человеком даже тогда, когда его самого непосредственно не воспроизводит. Искусство охватывает широкую сферу явлений действительности – природной и социальной, прошлого, настоящего и будущего, – его  привлекает всё интересное в жизни, как писал Н.Г. Чернышевский [3, с. 124]. Но во всех случаях главное для него – обнаружить сущность и обобщить опыт человеческих отношений [4, с 113-114].

Источником художественных творчества является свободная деятельность фантазии, которая в создании своих воображаемых образов ещё более свободна, чем сама природа. Искусство владеет не только всем богатством натуральных форм, отличающихся своим красочным многообразием. Оно идёт ещё глубже и черпает из творческой фантазии, неистощимой в своих собственных фантазиях [5, с. 8].

В любом художественном произведении прошлого, создано оно в глубокой древности или в эпоху Возрождения, будь то картина Леонардо да Винчи или Репина, содержанием всегда было изображение реального мира, который они понимают  по-разному, в зависимости от особенностей своего времени и своей художественной индивидуальности [6, с. 138].

Как предсказывал Л.С. Выготский, для каждого детского возраста существуют наиболее развивающие виды искусства и виды художественной деятельности. В основе неравнозначности воздействия того или иного и вида художественной деятельности на детей лежит немало факторов: своеобразие функционирования разных видов искусств, психологические особенности возраста, состояние художественно-педагогической работы, специфические возможности каждого вида художественной деятельности [7, с. 73-75].

Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, которая показывает, что художественного воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным аспектом, который связывает понятия в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений. Следовательно, основной задачей художественного воспитания детей  является –  выражение мыслей и чувств в образах посредством конкретных материалов различных видов искусств.

В отечественной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве. Исследования показали, что дети способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы.

Художественный образ очень сложная форма отражения действительности, и складывается она из множества компонентов.

Занятия декоративно-прикладным искусством даёт ребёнку образы, которые близки накопленному жизненному опыту и обладают привлекательностью, яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступностью исполнение техники.

Образы детского творчества рассматриваются как художественные только в тех случаях, когда в них находят отражение актуальные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техниками декоративно-прикладного творчества понимаются не только как основа возникновения образов, но и как средство достижения его художественной выразительности [8, с. 46]. Способности, которые необходимы для создания художественного образа детьми – это умение передавать обобщённую образность предметов и явлений, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать в творчестве форму и содержание.

К условиям развития данных способностей можно отнести:

- самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств для создания декоративной композиции;

- грамотность цветового решения в соответствии с выбранной темой и эмоциональным отношением к изображаемому предмету или явлению;

-  взаимосвязь в выборе изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа или явления.

В декоративно-прикладном творчестве необходимо, чтобы учащиеся овладели стилизованностью изображения, конструктивностью композиции и декоративностью колорита.

Существует несколько стадий освоения детьми художественного образа:

- подготовительная, которая заключается в активном экспериментировании и приобретении посредством имеющихся знаний о материалах, величинах, формах и размещения на плоскости;

- поиск выразительных образов в разных видах художественного творчества.

Средства выразительности, овладев которыми, дети могут воспринимать и создавать выразительные образы:

- цвет;

- форма;

- композиционный центр;

- ритм и метр;

- симметрия и асимметрия;

- динамика и статика;

- пропорции и т.д.

Показатели качества художественного образа:

- нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;

- оригинальность идеи;

- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Критерии выразительности образов:

-  эмоционально-личностное отношение учащегося к изображаемому предмету или явлению;

-  техническая грамотность;

- изобразительная самостоятельность;

- оригинальность решения обобщённой интерпретации образа.

В процессе исследования проанализированы возможности декоративно-прикладного искусства в формировании выразительного образа. Произведения декоративно-прикладного искусства доступны для восприятия и художественного творчества детей по его мотивам благодаря уникальному динамическому анализу художественного образа и средств выразительности [9, с.270].

Декоративно-прикладное творчество в сравнении с любым другим имеет и сильные и слабые стороны. Но только в совокупности они дают полноценное отражение действительности. Ни один вид искусства не может быть заменён другим, и все они вместе составляют большую динамическую систему, единый организм с общими закономерностями. Говоря о художественном образе, следует подчеркнуть его неразрывную связь с художественными оценками действительности, которые должны стать личным отношением ребёнка к отражённым в творчестве предметам и явления. Они должны принять форму художественных эмоций и чувств, которые будут способны вызывать соответствующие настроения [10, с. 278].

 

Список используемых источников

 

1. Искусство и школа: книга для учителя / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 198, с. 217.

2. Данилов М.А. Дидактика, М., 1957, с. 130-138.

3. ? Искусство, 1978, с. 124.

4. Макаренко А.С. соч. в 7-ми т. М., 1958; т. VII, с 113-114.

5. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М., 1971.-Т. 1, с. 8.

6. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика! М., «Детская литература», 1974, с. 138.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 1967. - №12. с. 73-75.

8. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопр. эстетики. 1964. Вып. 6, с. 46.

9. Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982, с. 270.

 

        10. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965, с. 278.

Пожалуйста, подождите.
x
×