Игра как форма мотивации и активизации музыкального мышления | Кузнецова Маргарита Ивановна. Работа №334057. Номер работы: №334057
Современная педагогика исходит из того, что детскому мышлению и восприятию свойственно преобладание индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребёнком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении чему – либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребёнка состояния является игра как естественная форма его существования.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: « Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И ещё: « То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть ему интересным».
Применение игровых форм на занятиях по сольфеджио продуктивно как с младшими школьниками, так и с более старшими детьми. Учитывая особенности возрастной психологии абстрактное мышление у детей 6,6 – 8 лет ,как правило,
ещё развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания именно в наглядно – игровой форме. Опора в обучении на игру выводит ребёнка из – под дидактического « пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала.
Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9 – 14 лет также весьма актуально, так как именно в этом возрасте многие дети переживают своего рода «кризис обучения» в музыкальной школе. Необходимо прилагать усилия , чтобы будить и развивать фантазию, воображение детей, организовывать урок так , чтобы дети включались в игру и предлагали свои идеи. Игровые и наглядные формы работы на уроке позволяют не только закрепить теоретический материал, но и проконтролировать полученные обучающимися знания эффективно и незаметно для них самих, а так же способствуют развитию креативности, усилению мотивации детей.
Существует огромное количество методических пособий для практического применения игровых форм на уроках сольфеджио, рекомендуемых для ДМШ И ДШИ. Остановлюсь на некоторых из них, которые я считаю эффективными, используя в своей педагогической практике.
Ладовые игры.
1.«Отгадай загадку»
Эту игру удобно использовать для настройки в какой – либо тональности перед диктантом.
Учитель играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает загадку», пропевая её по нотам. «Загадки» можно записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте.
2. «Узнай песенку»
Игра очень хорошо активизирует внутренний слух обучающихся.
Волшебная « лесенка» поёт знакомую песню. Надо узнать её, пропев про себя
ступени, которые показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в указанной тональности. Можно предварительно спеть мелодию со словами, выбрав одного из ребят «концертмейстером» ( он сыграет простейший аккомпанемент ровными долями или остинато ).
3. «Живое пианино»
Дети выстраиваются в ширенгу. Каждый из них - «Живая клавиша», «ступень какой – либо гаммы».Преподаватель или кто – то из обучающихся может сыграть на пианино фразы знакомой или незнакомой песни, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, нажимая на клавиши, то есть показывая на участника игры, который пропевает свой звук.
4. « Вопрс – ответ»
Игра предполагает элемент творчества и импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда обучающиеся хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их . Педагог пропевает какой – либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике.
5. «Будь учителем»
Даже традиционные формы работы на уроках сольфеджио воспринимаются детьми с большим воодушевлением, если они преподнесены преподавателем в игровой форме. Например, обычное пропевание ступеней в ладу можно предложить детям в виде игры. В роли «педагога» выступает один из детей. Он показывает ступени на большой лесенке, висящей на доске. Вся группа (или один ребёнок ) должна пропеть последовательность ступеней, которую «указал учитель», в определённой тональности.
Игровые формы для чтения с листа.
6. «Эстафета»
Первый ребёнок начинает интонировать мелодию.Если он ошибается с этого места поёт второй. С места ошибки второго подхватывает третий и т.д. Кто придет первый к окончанию?
7. « Эхо»
Назначается ведущий. Он поёт первую фразу, педагог, контролируя правильность интонирования, говорит кто будет в роли « эха». Если ребёнок повторил, значит, он становится ведущим и поёт дальше. Если нет, то пытается повторить другой.Удастся ли ведущему оставаться таковым долгое время?
8. «Штраф»
Дети делятся на 2 группы. Каждой группе достаётся записка какие фразы необходимо спеть. Затем по очереди поют, по возможности без остановок. Учитель ( «судья») назначает « штраф» за неточно спетые ступени, паузы и т.д. В конце сравниваем количество штрафных очков и исправляем ошибки, чтобы убрать « штраф».
9. « Тайный совет»
Эту игру можно использовать в процессе работы над темой «Лад».
Согласно сказке, королева – тоника, король – лад, и премьер – министр
( V ступень) собираются вместе на Совет тональности. В такой образной форме постепенно начинается освоение материала .Дети учатся чисто интонировать
и определять устойчивые ступени в виде шести последовательностей ( I-III-V; V-III-I ; I-V-III ; III-I-V ; III-V-I; V-I-III ), где главные персонажи выступают в разном порядке. Таким образом, обучающиеся интанационно осваивают небольшие скачки по устоям, приобретают навыки определения на слух простейших «цепочек» ступеней . Идея Совета, как форма работы над вокально - интанационной точностью и определением ступеней, в дальнейшем может служить основой для более сложных заданий. В то время как обучающиеся на практике и в теории усвоят, какие ступени лада относятся к устойчивым, и как в них разрешаютя неустои, в Тайный Совет можно включать не только I ,III, V ступени, но и постепенно полный диатонический звукоряд.
12. «.Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей.Дети разбиваются на пары.Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают пульс музыки.Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые- друг с другом, как бы играя в « ладушки».
Заключение
Как показывает практика, использование на уроках сольфеджио несложных методологических и психологических хитростей, игровых технологий в различных формах активизируют учебную деятельность обучающихся.При этом объём получаемых детьми знаний существенно возрастает, а их качество улучшается.Все рассмотренные приёмы могут помочь не только адаптировать нашу образовательную систему к новым условиям, но сохранить при этом преемственность, то есть всё то лучшее, что накопила отечественная педагогика.
«Игра как форма мотивации и активизации музыкального мышления на уроках сольфеджио»
Разработчик – Кузнецова Маргарита Ивановна
Преподаватель МБУДО « Челно- Вершинская ДШИ»
Обобщение опыта работы
Современная педагогика исходит из того, что детскому мышлению и восприятию свойственно преобладание индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребёнком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении чему – либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребёнка состояния является игра как естественная форма его существования.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: « Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И ещё: « То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть ему интересным».
Применение игровых форм на занятиях по сольфеджио продуктивно как с младшими школьниками, так и с более старшими детьми. Учитывая особенности возрастной психологии абстрактное мышление у детей 6,6 – 8 лет ,как правило,
ещё развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания именно в наглядно – игровой форме. Опора в обучении на игру выводит ребёнка из – под дидактического « пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала.
Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9 – 14 лет также весьма актуально, так как именно в этом возрасте многие дети переживают своего рода «кризис обучения» в музыкальной школе. Необходимо прилагать усилия , чтобы будить и развивать фантазию, воображение детей, организовывать урок так , чтобы дети включались в игру и предлагали свои идеи. Игровые и наглядные формы работы на уроке позволяют не только закрепить теоретический материал, но и проконтролировать полученные обучающимися знания эффективно и незаметно для них самих, а так же способствуют развитию креативности, усилению мотивации детей.
Существует огромное количество методических пособий для практического применения игровых форм на уроках сольфеджио, рекомендуемых для ДМШ И ДШИ. Остановлюсь на некоторых из них, которые я считаю эффективными, используя в своей педагогической практике.
Ладовые игры.
1.«Отгадай загадку»
Эту игру удобно использовать для настройки в какой – либо тональности перед диктантом.
Учитель играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает загадку», пропевая её по нотам. «Загадки» можно записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте.
2. «Узнай песенку»
Игра очень хорошо активизирует внутренний слух обучающихся.
Волшебная « лесенка» поёт знакомую песню. Надо узнать её, пропев про себя
ступени, которые показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в указанной тональности. Можно предварительно спеть мелодию со словами, выбрав одного из ребят «концертмейстером» ( он сыграет простейший аккомпанемент ровными долями или остинато ).
3. «Живое пианино»
Дети выстраиваются в ширенгу. Каждый из них - «Живая клавиша», «ступень какой – либо гаммы».Преподаватель или кто – то из обучающихся может сыграть на пианино фразы знакомой или незнакомой песни, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, нажимая на клавиши, то есть показывая на участника игры, который пропевает свой звук.
4. « Вопрс – ответ»
Игра предполагает элемент творчества и импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда обучающиеся хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их . Педагог пропевает какой – либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике.
5. «Будь учителем»
Даже традиционные формы работы на уроках сольфеджио воспринимаются детьми с большим воодушевлением, если они преподнесены преподавателем в игровой форме. Например, обычное пропевание ступеней в ладу можно предложить детям в виде игры. В роли «педагога» выступает один из детей. Он показывает ступени на большой лесенке, висящей на доске. Вся группа (или один ребёнок ) должна пропеть последовательность ступеней, которую «указал учитель», в определённой тональности.
Игровые формы для чтения с листа.
6. «Эстафета»
Первый ребёнок начинает интонировать мелодию.Если он ошибается с этого места поёт второй. С места ошибки второго подхватывает третий и т.д. Кто придет первый к окончанию?
7. « Эхо»
Назначается ведущий. Он поёт первую фразу, педагог, контролируя правильность интонирования, говорит кто будет в роли « эха». Если ребёнок повторил, значит, он становится ведущим и поёт дальше. Если нет, то пытается повторить другой.Удастся ли ведущему оставаться таковым долгое время?
8. «Штраф»
Дети делятся на 2 группы. Каждой группе достаётся записка какие фразы необходимо спеть. Затем по очереди поют, по возможности без остановок. Учитель ( «судья») назначает « штраф» за неточно спетые ступени, паузы и т.д. В конце сравниваем количество штрафных очков и исправляем ошибки, чтобы убрать « штраф».
9. « Тайный совет»
Эту игру можно использовать в процессе работы над темой «Лад».
Согласно сказке, королева – тоника, король – лад, и премьер – министр
( V ступень) собираются вместе на Совет тональности. В такой образной форме постепенно начинается освоение материала .Дети учатся чисто интонировать
и определять устойчивые ступени в виде шести последовательностей ( I-III-V; V-III-I ; I-V-III ; III-I-V ; III-V-I; V-I-III ), где главные персонажи выступают в разном порядке. Таким образом, обучающиеся интанационно осваивают небольшие скачки по устоям, приобретают навыки определения на слух простейших «цепочек» ступеней . Идея Совета, как форма работы над вокально - интанационной точностью и определением ступеней, в дальнейшем может служить основой для более сложных заданий. В то время как обучающиеся на практике и в теории усвоят, какие ступени лада относятся к устойчивым, и как в них разрешаютя неустои, в Тайный Совет можно включать не только I ,III, V ступени, но и постепенно полный диатонический звукоряд.
12. «.Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей.Дети разбиваются на пары.Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают пульс музыки.Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые- друг с другом, как бы играя в « ладушки».
Заключение
Как показывает практика, использование на уроках сольфеджио несложных методологических и психологических хитростей, игровых технологий в различных формах активизируют учебную деятельность обучающихся.При этом объём получаемых детьми знаний существенно возрастает, а их качество улучшается.Все рассмотренные приёмы могут помочь не только адаптировать нашу образовательную систему к новым условиям, но сохранить при этом преемственность, то есть всё то лучшее, что накопила отечественная педагогика.
Список литературы
Берак
О.Л., М.В. Карасева Как преподавать сольфеджио в
XXI
веке. – М.: Издательский дом « Классика –
XXI
» ,2006.
Дадиомов
А. Учебное пособие «50 обучающих и игровых музыкально - компьютерных программ по сольфеджио и теории музыки». - Искусство и Образование, Москва, 2012
Ефремова Л., Учиться интересно! Пособие по сольфеджио для преподавателей ДМШ. С – Пб,2006
Жилин
В.,Занимательные
игры для чтения с
листа
.-
Челябинск
, 2005
Камаева
Т.,
Камаев
А. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал. Учебное пособие по сольфеджио и теории музыки
.М
осква,2004
Тараева
Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной
педагогике
.К
нига
1: Стратегии и методики.-
М.,Издательский
дом « Классика –
XXI
»,2007