"Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста" | Ирина Алксандровна Евплатова. Работа №276125
Автор: Ирина Алксандровна Евплатова
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно, в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.
"Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. В арсенале образовательных организаций и самих педагогов находятся педагогические ресурсы: методы, формы, средства воспитания, ориентированные на определенные возможности и особенности детского возраста. Важное место среди таких средств в этом арсенале занимает игра и игровая деятельность.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить [Деркунская 2014: 22].
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно, в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для обучения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
В психологических исследованиях огромная роль отведена игре – важнейшему виду деятельности. Л.С. Выготским подчеркивается, что «игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир… Игра вызывает существенное изменение в его психике…»
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка [Брынзарей 2014: 13-14].
Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение теоретических и методологических аспектов развития игровой деятельности дошкольников в условиях ДОО.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные виды игр и специфику их организации в ДОО.
3. Обобщить опыт работы по теме исследования.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, обобщение педагогического опыта работы).
1.1 Понятие игры. Виды игр и особенности их развития
Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с успокоением играют в придуманные ими игры. Исследователи отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Щацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического) [Губанова 2015: 11].
В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, который создает свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
К.Д. Ушинский определили игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые буду реализованы впоследствии [Перминова 2013].
Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения:
- игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств;
- игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;
- особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт) [Менджерицкая 1982: 26-27].
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества.
Рассмотрим подробнее характеристику некоторых игр.
1.1.1 Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.
На стадии сюжетно-отобразительной игры ребенок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального результата появляется воображаемый (вылечить куклу, перевезти на машине груз и т.д.). Появление в игре обобщенных действий, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, название ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры – все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться с младшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения и социальные контакты [Петросян 2014: 119-120].
Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане [Эльконин 1999: 82].
Исследователи выделяют различные структурные элементы игры – основные и второстепенные:
1. Сюжет (тема) игры – это, по Д.Б. Эльконину, та сфера деятельности, которая отражается в игре [Эльконин 1999: 88]. В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей. Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете – разное содержание игры).
2. Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
3. Замысел – план действий, задуманный играющими. Замысел игры, по мнению А.П. Усовой, это не плод отвлеченной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего вокруг. Замысел игры у младших детей направляется игровой предметной средой, новая сюжетная линия выстраивается благодаря введению дополнительного игрового материала. Ребенок идет от действия к мысли, тогда как у более старших детей, напротив, замысел обеспечивает создание обстановки действий (ребенок идет от мысли к действию) [Усова 1976: 33].
4. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры. Правила – это порядок, предписание действий в игре.
Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действие с предметами-игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры старших дошкольников зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.
5. Ролевое (игровое) действие является способом реализации роли, средством воплощения сюжета и, обогащаясь, приводит к появлению новых ролей.
6. Роль – это образ существа (человеку, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. Роль может существовать только благодаря наличию ролевых действий, так как они придают ей значимость. Роль является центром игры и все связанные с ней действия представляют собой неразложимую единицу развитой формы игры [Губанова 2015: 14-16].
Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. Подчеркивается также важная роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребенок берет из жизни.
В сюжетно-ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Строгого деления игр на классы здесь нет, но наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:
- игры, отражающие профессиональную деятельность людей;
- игры в семью;
- игры, навеянные литературно-художественными произведениями [Деркунская 2014: 103].
Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх строятся на основе личностно-ориентированного подхода, с соблюдение принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно-игровой среды, творческого характера игровых действий.
Сюжетно-ролевая игра имеет также важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной.
1.1.2 Театрализованная игра
Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей [Бачурина 2013: 8].
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная – у детей 6-7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Индивидуальная режиссерская игра находит свое отражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми сюжетами, и в театрализованной игре.
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др.). В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр [Виноградова 2013: 16-17].
В театрализованной игре дети отражают впечатления, полученные из готового источника (литературно-художественного). Инициатива детей в такой игре направлена на выразительность разыгрываемых ролей. В театрализованной игре, в отличие от сюжетно-ролевой, действие может быть показано зрителям: детям, взрослым.
В старшей группе театрализованная деятельность начинает интенсивно развиваться. Именно в возрасте 5-7 лет у детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах [Брынзарей 2014: 22].
В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По мнению Л.С. Выготского, «всякая драма связана с игрой» [Выготский 2012: 176], следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинации знакомого. В этом проявляется особенность игры драматизации как творческой деятельности. При соответствующем оформлении игра-драматизация может стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится театрализованным действом.
Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы [Ветлугина 1972: 64]. По ее мнению, в ДОО театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль [Губанова 2015: 18]. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме, на фланелеграфе), а непредметные – второй тип игр, к которым относятся драматизации.
Исследователи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая и др.) считают театрализованную игру предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества, а в возрасте 5-7 лет – наиболее благоприятным для детского творчества. Д.В. Менджерицкая, в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6-7 лет она часто становится спектаклем. Л.С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля [Губанова 2015: 18].
Таким образом, в театрализованной игре деятельность детей представляется как творческая художественно-эстетическая деятельность, носящая игровой (импровизационный) характер. Театрализованная игра может использоваться в любых видах деятельности детей, в ходе непосредственно образовательной деятельности по различным образовательным областям. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений, других художественных источников.
1.1.3 Дидактическая игра
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила [Деркунская 2014: 36].
Обучающая (дидактическая задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т.д.), на закрепление знаний, умений, навыков и представлений.
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических занятий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет определенной формы и т.д.).
Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы и т.д.). Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия [Бачурина 2013: 19-20].
Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.
Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре – развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).
Игровое действие представляет большой интерес для детей. Поначалу малышей привлекает в дидактической игре сам ее процесс игры, а начиная с 5-6 лет, детей интересует ее результат. Игровое действие может разнообразиться, если оно уже освоено в многократно проведенных играх. Для поддержания интереса игра усложняется: вносятся новые предметы (были кубики, потом добавились мячи), вводятся дополнительные задачи (не только правильно собрать пирамидку, но и называть цвет и величину кольца), действия (отбирать предметы разной формы), условия (перемещение действия игры на прогулку), правила (выиграет тот, кто быстрее найдет пару) [Губанова 2015: 23-24].
На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Малыши постигают способ игрового действия, упражняясь в действии с игрушками-вкладышами (матрешки), сборными игрушками (пирамидки, башенки), устройство которых само подсказывает правильный порядок действия; сложнее действовать с подручным материалом (брусками, шарами, полосками). Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.
Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением.
Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, умений, операций и действий [Гогоберидзе 2015: 139].
Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон: она используется как средство, например, нравственного воспитания, сенсорных способностей; как форма организации деятельности (игровая форма проведения непосредственно образовательной деятельности); как метод и прием руководства детской игрой; как вид деятельности.
Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действия с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Основной формой обучения выступает непосредственно образовательная деятельность, на которой применяются дидактические игры [Петросян 2014: 169].
Таким образом, в дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера. Главное в дидактической игре – это те возможности, которые она открывает в воспитании и развитии детей, те богатства для познания, которая она таит в себе, те перспективы в развитии игровых технологий, на которые она указывает.
Итак, игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Но сама по себе игровая деятельность не развивается; для этого необходимы специальные условия ее организации.
1.2 Особенности организации игровой деятельности в ДОО
Организуя игру в дошкольной образовательной организации, современный педагог должен учитывать специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую) [Выготский 2012: 103].
Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психологического развития вид деятельности. Только ребенок, умеющий общаться и активно познающий наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка [Леонтьев 2010: 116].
Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в дошкольном учреждении и предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы, являясь одним из важных средств развития.
Исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм [Пенькова 2014: 36]. Рассмотрим принципы организации игровой деятельности:
- принцип активности – основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
- открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
- принцип динамичности выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
- наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
- занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения играющего ребенка;
- коллективность: отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
- самодеятельностъ и самостоятельность детей в игре – это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
- принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной сфере [Субботина 2014: 38-40].
Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на детей.
Существуют несколько принципов организации игрового процесса в ДОО.
Первый принцип: для того чтобы научить детей игровым умениям, нужно играть вместе с ними. Здесь очень значимый момент – это характер поведения воспитателя во время игры, который во многом определяет успешность «втягивания» дошкольников в мир игры. Для ребенка совместная игра воспитателя с ним будет действительно игрой лишь тогда, когда он в этой деятельности почувствует не давление со стороны взрослого, которому необходимо подчиниться в любом случае, а только превосходство интересно играющего партнера.
Следующий принцип организации игрового процесса заключается в следующем: для развития игровых умений у детей дошкольного возраста рекомендуется строить игру так, чтобы на каждом этапе детей ставили перед необходимостью усваивания нового, более сложного способа построения игры. В данном случае дошкольники сперва как бы «открывают» и применяют в коллективной игре со взрослым новый метод в «чистом» виде, а после этого переносят его в самостоятельную игру с разнообразным конкретным содержанием [Гогоберидзе 2015: 188-189].
В детском саду от умения ребенка развернуть со своими сверстниками совместную игру во многом зависит его комфортная жизнь. Для того чтобы ребенок мог успешно играть с кем-либо, он должен понимать, в чем смысл действий партнера, и наоборот. Следовательно, необходимо пояснить партнеру значение условного действия с предметом, время принятия соответствующей роли, происходящее в игре событие. Воспитатель, играя с детьми, должен сам разъяснить игровые действия, стимулировать их к этому. Однако для того чтобы такие разъяснения дети по своей инициативе обращали к партнеру (сверстнику), воспитатель должен ориентировать их на сверстника как можно раньше, вовлекая в игру других детей.
Стремление к совместным действиям у детей обнаруживается очень рано и можно научить игровым взаимодействиям друг с другом уже с ранних лет, на том уровне построения игры, которое им доступно. В этом и состоит третий основной принцип организации игрового процесса.
Воспитатели должны заботиться о подборе таких игр, которые бы наилучшим образом организовали жизнь детей. При этом необходим постоянный контакт воспитателя с играющими детьми. Руководство играми носит живой характер: тут и разговор, который направляет усилия детей в играх, и участие взрослого в игре [Пенькова 2014: 77-78].
Правомерно поставить здесь задачу широкого воспитательного характера: углубление интересов детей в связи с определенными видами игр, расширение нравственных представлений и отношений, обогащение эстетических впечатлений и переживаний, приучение к труду. Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самодеятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, воспитательные задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.
Выводы по первому разделу. Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей. Мы считаем, что творческое отношение воспитателя к организации игр детей в режиме дня, учет условий в возрастной группе, состояния играющего детского коллектива, запросов и интересов каждого ребенка являются важными необходимыми условиями организации игровой деятельности.
Основными принципами организации игровой деятельности являются: включение педагога в игровой процесс с детьми; воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения; начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Рассмотрев в данном разделе теоретические аспекты содержания и развития игровой деятельности дошкольников, перейдем к практическому обоснованию темы в следующем разделе.
2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Содержание игровой деятельности детей в соответствии с программой «От рождения до школы»
В данном подразделе рассмотрим содержание игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в рамках примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательный процесс по которой осуществляется в МДОУ «Детский сад поселка Новозаволжский» Озинского района Саратовской области.
Программа диктует порядок проведения и организации игровой деятельности детей в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО и предусматривает различные виды игр. В нашем детском саду организация игровой деятельности детей по Программе адаптирована к основным направлениям работы и индивидуальным особенностям воспитанников и их предпочтениям и включает следующие игры.
Таблица 1 – Циклограмма игровой деятельности детей в средней группе
День недели
Первая половина дня
Прогулки
Вторая половина дня
Понедельник
1. Дидактическая игра (экология)
2. Развивающая игра (общение)
3. Строительная игра
1. Подвижные игры
2. Сюжетно-ролевая игра
3. Дидактическая игра (экология)
1. Строительно-конструктивная игра
2. Дидактическая игра
Продолжение таблицы 1
День недели
Первая половина дня
Прогулки
Вторая половина дня
4. Развивающая игра (внимание, память)
5. Хороводная игра
4. Игра-эксперимен-тирование
3. Пальчиковая игра
4. Сюжетно-ролевая игра
5. Игра-драматиза-ция (на фланелеграфе)
Вторник
1. Дидактическая игра (звуковая культура речи)
2. Пальчиковая игра
3. Словесные игры
4. Сюжетно-ролевая игра
1. Подвижные игры
2. Игра-эксперимен-тирование
3. Сюжетно-ролевая игра
4. Дидактическая игра
5. Хороводная игра
1. Дидактическая игра
2. Пальчиковая игра
3. Коммуникативная игра
4. Игра-драматиза-ция (театр игрушек)
5. Строительно-конструктивная игра
Среда
1. Дидактическая игра (сенсорное развитие)
2. Пальчиковая игра
3. Строительно-конструктивная игра
4. Подвижная игра
5. Коммуникативная игра
1. Подвижные игры
2. Сюжетно-ролевая игра
3. Игра-эксперимен-тирование
4. Дидактическая игра
5. Развивающая игра (внимание и память)
1. Строительно-конструктивная игра
2. Дидактическая игра (свойства и качества)
3. Игра-драматиза-ция (теневой театр)
Окончание таблицы 1
День недели
Первая половина дня
Прогулки
Вторая половина дня
4. Сюжетно-ролевая игра
5. Пальчиковая игра
Четверг
1. Пальчиковая игра
2. Хороводная игра
3. Настольные игры (разрезные карты)
4. Дидактическая игра (изо)
5. Развивающие игры
1. Подвижные игры
2. Сюжетно-ролевая игра
3. Игра-эксперимен-тирование
4. Хороводная игра
5. Коммуникативная игра
1. Игра-драматиза-ция (настольный театр)
2. Пальчиковая игра
3. Дидактическая игра (воображение)
4. Строительно-конструктивная игра
Пятница
1. Развивающая игра (мелкая моторика)
2. Пальчиковая игра
3. Подвижная игра
4. Дидактическая игра (ОБЖ)
5. Коммуникативная игра
1. Подвижные игры
2. Коммуникативная игра
3. Развивающие игры (здоровье)
4. Дидактическая игра
5. Сюжетно-ролевая игра
1. Строительно-конструктивная игра
2. Игра-развлечение
3. Сюжетно-ролевая игра
4. Игры в центре физического воспитания
5. Пальчиковые игры
Таким образом, программа ориентирует на разнообразное игровое содержание в течение всего дня пребывания детей в ДОО.
Программа также предусматривает основные задачи и содержание игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Представим их в виде таблицы.
Таблица 2 – Содержание игровой деятельности в среднем дошкольном возрасте
Игры
Содержание
Сюжетно-ролевые игры
1. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
2. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
3. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
4. Развивать умение детей использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности.
5. Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
7. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых
Продолжение таблицы 2
Игры
Содержание
Подвижные игры
1. Продолжать развивать двигательную активность детей; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
2. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
3. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
4. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)
Театрализованные игры
1. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков.
2. Проводить этюды для развития необходимых психических качеств, исполнительских навыков и ощущений, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
3. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства.
4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
5. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
6. Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Окончание таблицы 2
Игры
Содержание
7. Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
8. Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
9. Продолжать использовать возможности педагогического театра для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле
Дидактические игры
1. Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей.
2. Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание.
3. Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр
Таким образом, содержание игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, согласно Программе, позволяет приобрести воспитанникам по окончании средней группы следующие умения и навыки:
- объединяясь в игры, дети смогут принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения;
- дети смогут соблюдать ролевое соподчинение и вести ролевые диалоги;
- взаимодействуя, дети смогут проявлять инициативу и предлагать новые роли или действия, обогащать сюжет;
- в дидактических играх дети смогут противостоять трудностям, подчиняться правилам;
- в настольно-печатных играх дети смогут выступать в роли ведущих, объяснять сверстникам правила игры;
- дети смогут адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ;
- в самостоятельных театрализованных играх дети смогут обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты и реквизит; иметь простейшие представления о театральных профессиях.
Как мы уже отметили выше, реализация данной Программы осуществляется в МДОУ «Детский сад поселка Новозаволжский». В своей работе мы уделяем особое внимание развитию театрализованных игр детей среднего дошкольного возраста, о чем и пойдет речь в следующем подразделе.
2.2 Обобщение опыта работы по развитию театрализованной игры в средней группе (на примере МДОУ «Детский сад поселка Новозаволжский»)
Считая, что театрализованная игра является эффективным способом полноценного и гармоничного развития личности ребенка, мы уделяем ее организации и развитию особое значение. Для этого мы организуем непосредственную работу, которая позволит детям проявлять интерес к театрализованной деятельности, овладеть выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого и выражать свое, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
С этой целью мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.
6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Мы считаем и это общеизвестно, что предметно-пространственная среда способствует обогащению игр и развитию личности детей, поэтому в процессе проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы учитывали:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности дошкольников;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе мы оборудовали театральный уголок, а также «уголок тишины», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, бибабо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации и многое другое. Кроме того, мы периодически обновляем материал, ориентируясь на интересы детей. Это создает условия для персонифицированного общения с каждым ребенком.
Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности мы также разместили разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы мы стремимся к достижению основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- социально-эмоциональному развитию детей.
Содержание наших занятий – это не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом является практическое действие каждого ребенка.
При чтении или рассказывании чего-либо мы пытаемся выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае мы не пытаемся навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Также мы стараемся не допускать у детей страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на «сцену». Поэтому, мы предлагаем ребенку «сыграть» или «показать» что-либо, при этом мы всегда исходим из реальных возможностей конкретных детей.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений. Так для снятия мышечного напряжения мы используем следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочередно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; и игры: «Капуста», «Перестройся по росту» и другие. Пальчиковый игротренинг: «Утречко», «Мальчик – с пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Для обучения детей средствам речевой выразительности мы используем артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Мы предлагаем детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекаем внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А также используем задания-упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции мы часто используем скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагаем детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?
Для создания яркого и выразительного образа в театрализованной игре детям необходимо владеть пластикой и мимикой. Для этого мы предлагаем детям следующие упражнения:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений мы всегда следим за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики, такие как: «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла и зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Нам грустно» и другие. А также я предлагаем детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребенок испугался собаки.
Развитию творческой активности детей способствуют не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребенком.
Свои занятия мы строим по схеме: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы стараемся так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для используем разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Поскольку развитие театрализованной игры детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, мы подключаем к этому процессу родителей наших воспитанников. Для них мы проводим консультации, даем советы и рекомендации. Постоянно обновляем материал в уголке для родителей, стараемся подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.
Также мы организуем различные выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей организуются тематические вечера, например: «Рождество», «Что нам осень подарила?», в подготовке которых они принимают активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).
Основы драматизации и актерского мастерства закрепляются и развиваются также на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Итак, проводимая нами работа по развитию театрализованной игры детей среднего дошкольного возраста способствует: повышению интереса к театрально-игровой деятельности; совершенствованию исполнительских умений детей в создании художественного образа; расширению представлений детей об окружающей действительности; обогащению и активизации словаря; совершенствованию интонационной выразительности речи; развитию памяти, мышления, воображения и внимания детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – это ведущий вид деятельности, который определяет развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Основными средствами игры являются: знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженных в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка; способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах; нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Игра, как ведущий вид деятельности детей должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе в режиме дня ДОО и в жизни детей в домашних условиях. Различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, более чем другие занятия и виды детской деятельности отвечают идеям воспитывающего и развивающего обучения детей.
Использование различных игр в режиме дня, в ходе непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.
Театрализованные игры включаются во все виды детской деятельности. Так, во время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей, что способствует раскрепощению детей и созданию атмосферы свободы и игры. В свободной деятельности детей и взрослого театрализованная игра включается в виде игровых ситуаций прогулок, организации игр в игровой комнате, а также чтения художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов. Театрализованная игра присутствует также и в самостоятельной деятельности, оказывает большое впечатление на детей в ходе праздников и развлечений.
В своем исследовании мы обобщили опыт работы по развитию театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Несмотря на то что настоящий интерес к театрализованной игре появляется у детей только к старшему дошкольному возрасту, мы приобщаем наших воспитанников к данному виду деятельности уже в средней группе. Наблюдая за нашими детьми, мы убедились, что им также интересны игры с куклами, небольшие инсценировки, им также нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку.
Таким образом, яркие впечатления, которые мы оставляем от театрализованных игр, являются той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения и дальнейшие творческие качества детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников: игры, рекомендации, планирование. М.: Лада/Москва, 2013. 176 с.
2 Брынзарей, Ю.Г., Галенко, С.Н. Педагогу об игре дошкольника: методические рекомендации / Под ред. С.Е. Шумак. М.: Белый ветер, 2014. 112 с.
3 Виноградова, М.А., Арсенова, М.А. Игровое обучение детей: методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. М.: Сфера, 2013. 112 с.
4 Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2012. 480 с.
5 Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2015. 464 с.
6 Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 128 с.
7 Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре: планирование и методические рекомендации / Под ред. Е.А. Андрюковой. М.: Педагогическое общество России, 2014. 128 с.
8 Деркунская, В.А., Ошкина, А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014. 368 с.
9 Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2010. 426 с.
10 Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
11 Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. 128 с. [Электронный ресурс]. URL: http://nnmclub.to/forum/viewtopic.php? t=704776
12 Пенькова, Л.А., Коннова, З.П., Малышева, И.В. Развитие игровой активности дошкольников / Под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2014. 128 с.
13 Перминова, Л.М. Немеркнущий свет идей К.Д. Ушинского // К.Д. Ушинский и современное образование. 2013. С. 107-115. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/nemerknuschiy-svet-idey-k-d-ushinskogo. pdf
14 Петросян, Л.А., Зенкевич, Н.А., Шевкопляс, Е.В. Теория игр: учебное пособие для ВУЗов. М.: ВНV, 2014. 432 с.
15 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 304 с.
16 Субботина, Л.Ю. Как играть с ребенком / Под ред. Л.И. Колесовой. М.: Академия развития, 2014. 192 с.
17 Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 96 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru /text /usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976/go,2;fs,0/
18 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
19 Художественное творчество и ребенок: монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 288 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alib.ru/5_hudozhestvennoe_tvorchestvo_i_rebenok_w1t574b06b9666d1f27f67aa0b6244c50a4344.html
20 Щербакова, Ю.В., Зубанова, С.Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Глобус, 2015. 175 с.
21 Щетинина, А.М. Учим дошкольников играть: игры, занятия, диагностика / Под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. 128 с.
22 Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.