Статья «Игра, общение и познавательно – исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников».. Автор: Канатова Галина Николаевна

Автор: Канатова Галина Николаевна
В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка.Игра для него не только интересное время провождения, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.


Автор: Канатова Галина Николаевна

Круглый стол

Тема: «Игра, общение и познавательно – исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников».

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

С обеспечением игрового пространства ситуация более или менее ясна - игровая предметно-пространственная среда в том или ином виде представлена в любой группе. С обеспечением игрового времени сложнее- одна из основных жалоб воспитателей: с детьми некогда играть! А что касается поддержки спонтанной игры и особенно её обогащения, у многих воспитателей возникают серьезные проблемы, и наиболее часто реализуемая стратегия в этом отношении- просто невмешательство.

Если выделить самые основные первоочередные задачи на каждую возрастную группу, то их можно сформулировать следующим образом.

Группа раннего возраста

- приобщение детей к разным играм:

предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2

-я    младшая группа

- обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры

(индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа

- освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа

- обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства

собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа

- формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм -

фантазированиям

, играм в самодельной предметной среде.

Таким образом, главная особенность организации игровой деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе.

Познавательно-исследовательская деятельность – это сквозной механизм развития ребенка. Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Характеристика этапов процесса познания:

Младший дошкольный возраст

Развитие ориентировочно – исследовательской деятельности: найти, рассмотреть, разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие связи, причины.

Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств. Ведущим органами обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово обозначает действие или его результат.

 

Возраст 4-5 лет

Это возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения с взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщающая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаза. Ребенок свои обследовательские действия сопровождает словом. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление, 4-летний ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами.

Возраст 5 лет

Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

Возраст 6-7 лет

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.

Формы работы:

Непрерывная образовательная деятельность;

Игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, ситуационная);

Экскурсия;

Экспериментирование;

Совместная экспериментально-исследовательская деятельность

Проектная деятельность;

Познавательные беседы;

Чтение рассказов, легенд, историй;

Просмотр фильмов, презентаций, мультфильмов;

Прогулка, поход;

Проблемная ситуация;

Продуктивная деятельность;

Викторины, научные конференции;

Мастер-классы;

Макетирование;

Решение ситуационных задач, др.

В нашем бурном современном мире изменились дети и их интересы. Сегодня в своей работе мы пытаемся идти в ногу со временем, чтобы удовлетворить интересы детей, используя более интересные для них формы работы….

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.

«Путешествия по карте»:

обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

изучение растительного животного мира данной местности, рельефа местности, природных ландшафтов, особенности жизнедеятельности людей в данной местности

и др.

;

заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом.

«Путешествия по реке времени»:

Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему)). Деятельность в контексте «путешествие по времени»:

обсуждение и выбор временного отрезка (прошлое, настоящее, будущее, время года, время суток, пр.);

обозначение возможных признаков временного отрезка, высказывание предположений, что может встретиться в данный период времени;

изучение растительного животного мира данного времени, особенности жизнедеятельности людей в данное время (жилище, транспорт, письменность, временной последовательности

событий, истории профессий и др.

;

заполнение карты-панно, «ленты времени», книги жизни (истории «Что было до….»), дневника путешествия по времени, пр.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Общению следует уделять особое внимание. Для поддержания речевой активности педагог проводит с детьми беседы, направляющие их внимание на воплощение интересных событий. В беседе ребёнок учится выражать свои мысли, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативности педагог задаёт вопросы (уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические). Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность. 4.Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

 

 

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

 

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x