Играем вместе: развитие совместного внимания и коммуникации | Попцова Александр Сергеевна. Работа №364507
В своей практике я часто встречаю дошкольников с РАС, которые не играют, потому что просто не умеют. Часто и сами педагоги не понимают, как с этой проблемой работать. В конспекте приведены не просто список игр, но и инструкция для педагога, как начать игру, что сказать и как заинтересовать ребенка.
Конспект занятия для группы детей с РАС
Тема: «Играем вместе: развитие совместного внимания и коммуникации»
Возраст: 3–7 лет (уровень навыков – начальный, невербальный или с минимальной речью)
Задачи:
- Развитие совместного внимания.
- Стимуляция зрительного контакта и простых коммуникативных реакций (жест, звук, слово).
- Снижение тревожности через предсказуемую структуру игры.
Материалы:
- Мяч среднего размера.
- Мыльные пузыри.
- Платок или маленькое одеяло.
- Любимая игрушка ребенка (например, машинка или мягкий зверь).
Ход занятия
1. Приветствие
- Сядьте напротив ребенка на его уровне (на полу или за столом).
- Помашите рукой, скажите: «Привет, …!» и используйте тактильную подсказку (легкое касание руки, если нужно).
- Для невербальных детей – замените речь жестом «привет» (машем рукой).
2. Игра с мячом «Кати-лови» (5–7 минут)
-Действия:
1. Покажите мяч, дайте потрогать.
2. Прокатите мяч к ребенку, сказав: «Лови!».
3. Если ребенок не реагирует, мягко направьте его руки.
4. Похвалите: «Ура! Поймал!» (даже если это была пассивная ловля).
- Усложнение:
- Добавьте слово или жест «дай» (побуждайте вернуть мяч).
- Включите второго участника (тьютора), чтобы показать очередность.
3. Мыльные пузыри «Лопай-проси» (5–7 минут)
- Действия:
1. Надуйте пузыри, дайте ребенку их лопнуть.
2. После паузы спросите: «Ещё?» и ждите любой реакции (взгляд, жест, звук).
3. Подкрепляйте просьбу – сразу дуйте новые пузыри.
4. Игра «Ку-ку» (5 минут)
- Действия:
1. Накройте свое лицо платком: «Ой, где [имя педагога]?».
2. Откройте лицо: «Ку-ку!».
3. Повторите, побуждая ребенка стянуть платок (можно помочь рукой в руке).
- Вариант:
- Накрывайте игрушку («Где мишка?»).
5. Завершение: «Отдых с сенсорной коробкой» (3 минуты)
- Действия:
- Предложите ребенку покопаться в коробке с крупами/мягкими шариками (для снятия напряжения).