Статья Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках русского языка в условиях ФГОС . Автор: Богатырева Елена Александровна

Автор: Богатырева Елена Александровна
Большие перемены, которые происходят в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения учебного процесса. В статье рассматривается опыт применения игровых технологий как средства формирования познавательного интереса на уроках русского языка в условиях ФГОС.


Автор: Богатырева Елена Александровна
Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках русского языка в условиях ФГОС.
Большие перемены, которые происходят в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения учебного процесса.
Исходя из этого, тема моего методического семинара звучит так: Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках русского языка в условиях ФГОС.
СЛАЙД 2
Цельюмоей методической работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах.
С задачами вы можете познакомиться на слайде.
Задачи:
Раскрыть особенности дидактических игр.
Показать возможную методику организации уроков сиспользованием игровых технологий.
В своей практике я столкнулась с проблемой снижения интересаучащихся к учебной деятельности, и в частности, к изучению русского языка. Современных детей больше интересуют компьютеры, а это значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Кроме того, если рассматривать данный вопрос в рамках преемственности, поскольку пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, то моя задача как учителя – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке.
Рассматривая вопрос применения игровых технологий в обучении, я обратилась к передовому опыту психологии и педагогики. Разработкой теории игры, ееметодологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин и другие.
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику, поскольку игровые технологииимеют огромный потенциал с точки зрения приоритетнойобразовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Игровая технология– это организация педагогическогопроцессав форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Функции игры представлены на слайде.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
При использовании игр на уроках необходимо помнить об определенных условиях, необходимых для успешной реализации поставленных целей.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, начинают работать с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить. Очень радует, когда после подобного урока я слышу от детей фразу: Давайте ещё поиграем, а это, я думаю, свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдывается, когда видишь, с каким азартом работают дети.
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения повой темы); разминки, необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок. Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.Все игры в моей методической копилке можно условно разделить на две категории:
1)тематические игры по разделам лингвистики: фонетические, игры по морфемике и словообразованию, морфологические, орфографические, синтаксические, лексико-фразеологические;
2)игры общего направления.
Тематические игры:
В качестве разминки использую грамматическую зарядку в середине урока. Задание может быть любым. Например, при изучении темы Корни лаг-лож можно предложить следующее задание: если в корне а - хлопаем в ладоши, если в корне о - встаем.
В гостях у лингвистической сказки. Придумывание сказки целиком или ее продолжения по заданному началу активизирует творческие способности учащихся. Кроме того, здесь очень четко прослеживается межпредметная связь, т.к. в процессе придумывания сказок, дети должны помнить об особенностях сказки, композиции, чудесных помощниках, сказочном числе три и т.д.
Орфографическая эстафета Класс делится на команды (по рядам). На доске написано слово с орфограммой. Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось бы буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Алфавитные истории, когда дети должны придумать предложение или небольшой рассказ на какую-то одну букву.
Лингвистические раскопки. Определите, сколько слов, относящихся к какой-либо тематике, спряталось на стыках слов. Свой ответ аргументируйте.
Орфографические сценки. Например, не так давно при изучении правила Правописание букв И, Ы после Ц, мы придумали с ребятами 6 класса сценку о том, как поссорились эти гласные, приготовили заранее костюмы. Чтобы буквы больше не ссорились, я предложила учащимся придумать уговоры-правила (одно из них представлено на слайде)
Не ругайся, Буква Ц!Встань-ка, Ы, сейчас в конце.В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять,И не смей оттуда убегать!!!А ещё будешь стоять в словах-исключениях,Мы же обещаем знать их все без исключения:Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть,К новой орфограмме мы попробуем привыкнуть!
Игры, применяемые ко всем разделам лингвистики, представлены на слайде.
Внедрение в мою практику мне позволило добиться следующих результатов: подготовила сборник дидактических игр по русскому языку в 5 классе Учение с увлечением, куда вошли самые яркие игровые элементы уроков и несколько конспектов по теме Существительное. Кроме того, применение игровых технологий помогло в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что в свою очередь способствовало развитию познавательного интереса к русскому языку у обучающихся.
Также я отметила, что нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Подводя итог, хочу сказать, что игра несет в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и позволяет детям чувствовать себя детьми.
Закончить свое выступление мне хотелось бы строк стихотворением Газизуллиной Юлии Вячеславовны.
О чем ребенок думает часами?
Чем занят он в любой свободный миг?
Что он считает важными делами?
Несложно дать ответ без толстых книг.
Ребенок поглощен игрой всецело,
Часами пропадает он в игре,
Своим важнейшим увлечен он делом
С друзьями, в школе, дома, во дворе.
Игра, как зеркало всей взрослой жизни нашей,
В игре ребенок подражает нам.
Еще его мы кормим манной кашей,
А он уж воин, доктор, капитан.
Все, что в него природа заложила,
Он учится использовать в игре;
Все, что дремало, набирает силу,
Готовясь к взрослой непростой поре.
СЛАЙД 12
Спасибо за внимание!
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x