Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста | Садыкова Эльза Ульфатовна. Работа №362404
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых методов и упражнений. Подчеркивается значимость раннего выявления и исправления нарушений речи, а также приводятся конкретные игровые техники, способствующие развитию артикуляционного аппарата и правильного произношения звуков. Рассматриваются практические аспекты организации занятий, ориентированных на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и дыхания.
Ключевые слова: правильное звукопроизношение, младший дошкольный возраст, артикуляционные упражнения, фонематический слух, игровые методы.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Садыкова Эльза Ульфатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №39» - филиал «Детский сад №20»
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых методов и упражнений. Подчеркивается значимость раннего выявления и исправления нарушений речи, а также приводятся конкретные игровые техники, способствующие развитию артикуляционного аппарата и правильного произношения звуков. Рассматриваются практические аспекты организации занятий, ориентированных на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и дыхания.
Ключевые слова: правильное звукопроизношение, младший дошкольный возраст, артикуляционные упражнения, фонематический слух, игровые методы.
Развитие правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста является одной из важных задач дошкольного образования. В этот период дети активно осваивают родной язык, и своевременное выявление и устранение дефектов речи способствует дальнейшему успешному обучению и социальной адаптации ребенка. Коррекция звукопроизношения особенно эффективна при использовании игровых методов и упражнений, поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников и способствует их естественному вовлечению в процесс обучения.
Одним из ключевых аспектов формирования правильного звукопроизношения является развитие артикуляционной моторики. Для этого используются специальные артикуляционные упражнения, направленные на укрепление мышц языка, губ и щек. Например, упражнения «Моторчик» (круговые движения языком), «Лошадка» (цоканье языком) и «Маляр» (облизывание верхней губы) помогают развивать подвижность языка и готовят его к произнесению сложных звуков.
Не менее важную роль играет развитие фонематического слуха, который позволяет ребенку различать звуки родного языка и правильно их воспроизводить. Для этого логопеды и педагоги используют игры, направленные на различение сходных звуков, например, «Угадай, какой звук» (ребенку предлагают на слух отличить похожие звуки, такие как [с] и [ш]) или «Эхо» (ребенок повторяет за взрослым услышанный звук или слог с разной интонацией).
Дыхательная гимнастика также способствует улучшению звукопроизношения, так как правильное речевое дыхание играет важную роль в формировании чистой и разборчивой речи. Игровые упражнения, такие как «Надуй шарик» (медленный выдох с округленными губами), «Свечка» (подуть на воображаемую свечу) и «Перышко» (удержание бумажного перышка в воздухе с помощью выдоха), помогают детям научиться управлять дыханием во время речи.
Использование пальчиковых игр также положительно влияет на развитие речи, так как мелкая моторика тесно связана с речевыми центрами мозга. Например, в игре "Сорока-ворона" ребенок сопровождает стихотворение движениями пальцев, развивая координацию и речевые навыки одновременно. Игры, включающие ритмичные движения пальцами в сочетании с проговариванием простых стихотворений, активизируют речевые процессы и способствуют развитию артикуляции.
Также полезными являются игры с использованием предметов и карточек. В игре "Волшебный мешочек" ребенок достает из мешочка предметы и называет их, обращая внимание на произношение сложных звуков. В игре "Кто спрятался?" взрослый называет слова, а ребенок должен определить, какой звук в слове "спрятался" (отсутствует или заменен другим).
Перспективным направлением является применение методов сенсорной интеграции. Дети младшего дошкольного возраста активно познают мир через тактильные, слуховые и зрительные ощущения, поэтому целесообразно включать в занятия упражнения с использованием сенсорных ковриков, тактильных мячей и других предметов, стимулирующих речевую активность. Например, упражнение "Собери звук" предполагает, что ребенок находит нужный предмет на сенсорном коврике и называет его, тренируя при этом проблемные звуки.
Современные методы развития правильного звукопроизношения активно включают в себя использование мультимодальных техник, где сочетаются несколько подходов. Например, метод "Музыкальная артикуляция" предполагает соединение ритмических упражнений с логопедическими заданиями. Дети повторяют проблемные звуки в такт музыке, что способствует их автоматизации.
Таким образом, игровые методы и упражнения являются эффективным средством развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Их использование делает процесс обучения естественным и увлекательным, способствуя не только исправлению дефектов речи, но и общему речевому развитию ребенка. Регулярные занятия с применением игр и упражнений позволяют достичь положительных результатов в формировании правильного звукопроизношения и подготовить ребенка к успешному усвоению речевых навыков в дальнейшем.
Список литературы
Кондрашина
О.Е.
Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестник ТГУ. 2013. №2 (118).
Любалина
, А. А.
Речедвигательная
гимнастика как средство коррекции н
арушенного звукопроизношения
// Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 794-796.
Самойленко, О. А. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 414-416.