"Игры на развитие речевого дыхания" | Ванькова Вера Юрьевна. Работа №364200
Тема: «Игры на развитие речевого дыхания»
В.Ю. Ванькова,
Учитель-логопед, высшая квалификационная категория.
МБДОУ «Детский сад №62»
Курганская область, город Курган
Актуальность темы.
Формулировка ВОЗ гласит:
“Здоровье – это состояние полного физического,
духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов”.
При встрече мы говорим «здравствуйте», желая тем самым здоровья друг другу. Здоровыми мы хотим видеть и наших детей, потому что «здоровый ребёнок – успешный ребёнок». И мы, учителя-логопеды, осуществляя коррекционно-образовательную деятельность, ориентируем воспитанников на успех!
Красивая и правильная речь – это путь к успеху. У детей с нарушением речевого развития, нарушены все компоненты речевой системы: лексика (словарь), звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь и несформированность фонематических процессов. Не поставлены звуки – смазанная и неразборчивая речь. Для формирования правильного артикуляционного уклада звука, необходима хорошая воздушная струя. И малыш учится «вдох носом – выдох ртом», а значит, развивает физиологическое дыхание. Оно служит базой речевому дыханию. Поэтому во время образовательной деятельности, я использую упражнения дыхательной гимнастики. Цель, которой – развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание. Научаясь на занятии, дети закрепляют правильную воздушную струю дома, устраивая «бурю» с трубочкой, в крохотном бассейне. Ведь это работа трех институтов «педагог–ребенок–родитель».
Правильное речевое дыхание – играет большую роль для воспитания правильной артикуляции звуков. Рассмотрим правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.
1. Выполнять упражнения ежедневно
2. Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут
3. Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Либо в проветренном помещении
4. Контролируем выполнение ребёнком: выдох осуществляется через рот, вдох — через нос. Не поднимать плечи и не надуваем щёки. Выдох должен быть длинным и плавным, губы слегка вытянуты, округлены
5. Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать головокружение – выполняем не более 3
раз!
Упражнения для речевого дыхания
«Снегопад» - сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки), объяснить малышу, что такое снегопад и предложить «сдувать» снежинки с ладони
«Одуванчик» - предложите ребёнку подуть на отцветший одуванчик (следим за правильностью выдоха)
«Ветряная мельница»
Малыш дует на лопасти игрушки - вертушки
«Бабочка» - вырезать из бумаги бабочек и подвесить на нитки, предложить подуть на бабочку так, чтобы она полетела (следим за длительным плавным выдохом)
«Мыльные пузыри», «Шторм в стакане» - предложите ребёнку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны)
«Кораблик» - дуть плавно и длительно на бумажный кораблик
«Футбол» - скатать ватный шарик и поставить 2 кубика в качестве ворот. Ребёнок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота
«Лопни шарик» - набрать в щёки воздух, расслабить щёки, выпуская воздух
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Автор – составитель:
Ванькова Вера Юрьевна
Учитель – логопед, высшая квалификационная категория
«Листопад» - вырезать из цветной бумаги разноцветные осенние листья, объяснить, что такое листопад. Предложить ребёнку подуть на листья так, чтобы они полетели
ЦЕЛЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ – РАЗВИВАТЬ ДЫХАТЕЛЬНУЮ МУСКУЛАТУРУ, РЕЧЕВОЙ АППАРАТ, КООРДИНАЦИЮ ДВЖЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РИТМИЧНОЕ ДЫХАНИЕ
«Надуй игрушку» - следует надувать небольшие надувные игрушки, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки