Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инклюзивное обучение средствами музейной педагогики в системе дополнительного образования ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кабанова Светлана Анатольевна

Инклюзивное обучение средствами музейной педагогики в системе дополнительного образования

 

 

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время основной задачей государства и общества в целом в отношении детей с ОВЗ является создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации. В связи с этим возрастает важность повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении таких детей.

Особое место в процессе образования занимают школьные музеи. Они как способ познания мира содержат огромный потенциал для личностного развития детей с ОВЗ. Благодаря открытости и доступности школьных музеев создаются особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Стоит отметить, что дети с ОВЗ, как правило, обладают чувствительной нервной системой, очень ранимы и нуждаются в индивидуальном подходе. Вместе с тем им необходимо общение, поддержка и работа в команде. Учитывая эти данные, школьный музей при ЦДТ проводит коллективные занятия, предоставляя детям с ограничениями по здоровью возможность погружения в среду общения, где они взаимодействуют друг с другом, устанавливают социальные контакты и имеют возможность выполнять различные социальные роли. Это и совместный просмотр кинофильмов, и тематические занятия, приуроченные к какому-либо событию. Неотъемлемым компонентом таких встреч является обсуждение, где каждый участник в процессе диалога должен получить право высказать свою точку зрения.  Важно отметить, что на детей с ОВЗ правила, существующие для других посетителей музея, не распространяются. В частности, незрячие посетители музея могут потрогать большинство экспонатов.

Занятия в музее с данной категорией детей используются для восстановления психического единства личности. В музее происходит смена привычной обстановки, воспитанники переключаются на активную творческую деятельность, в процессе которой способны выразить свои скрытые проблемы. "Очищение" через творчество освобождает ребенка от болезненных переживаний, психоэмоционального напряжения.

Интересно то, что сейчас многие крупные музеи мира практикуют приём на работу людей с ОВЗ, тем самым предоставляя им возможность творческой реализации. Нельзя списывать со счетов и школьные музеи, ведь они дают мощный стимул для формирования и развития личности ребенка с ОВЗ, усиливают отдельные грани воспитания и значительно расширяют диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры. Для этого необходимо организовать работу воспитанников таким образом, чтобы они чувствовали свою причастность к дальнейшей судьбе развития музея. Например, в музее «Воина-интернационалиста» при ЦДТ ребятам предлагается самим проинтервьюировать участников боевых действий в Афганистане. Собирая информацию, они обогащают материал музея. И это важно донести до детей.

На всех мероприятиях, проводимых школьным музеем, стоит создать доброжелательную атмосферу,  без которой их проведение не имеет смысла. Для создания такой атмосферы нужно дать воспитанникам понять, что здесь им рады и всегда ждут вновь. Наша задача заключается в том, что мы должны расположить детей к себе, вызвать их доверие. Тогда они раскроются, и это принесёт им облегчение, ведь они осознают своё физическое несовершенство и страдают от этого. И если мы поможем им освободиться от этих мыслей, внушить им, что они равноправные члены общества, нужные, интересные, талантливые, творческие, они получат новые ощущения жизни и, возможно, станут счастливы.

Конечно, в работе с детьми с ОВЗ встречается много трудностей, ведь учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным требованиям, которые необходимы для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий подготовки к общению с такими детьми: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному восприятию и принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать, однако такое состояние проходит очень скоро, любовь к детям вытесняет все тревожные чувства и устанавливается обоюдно желаемый контакт, ведь речь идёт о судьбах людей. А идти навстречу переменам в совершенствовании взаимоотношений в системе образования – наше право, наш долг, наша обязанность.

 

Стоит помнить, что полноценная и качественная работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения.

Список использованной литературы:

                     

  1. Гусева Т.Н., Алехина С.В. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

Инклюзивное образование. Грани проблемы. URL:  

Пожалуйста, подождите.
x
×