Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Инновационный подход к развитию исполнительского мастерства посредством музыкально – театрализованной деятельности. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Панкова Елена Анатольевна

 

У каждого ребёнка есть потребность в творческой исполнительской деятельности. Любое творчество для детей – это больше процесс, чем результат, в котором они проявляют особые мыслительные качества: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, внимание. Эти качества в совокупности составляют творческие способности.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность формирования и воспитания творчески развитой личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интереснее и эффективнее.

Актуальность осуществления музыкально – театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях заключается в том, что она представляется наименее разработанным направлением в начальном образовании, тогда как эффективность этой деятельности очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого – педагогические исследования.

В своей практической работе я поставила цель: определение значения музыкально – театрального искусства как средства развития творческих способностей у дошкольников.

Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих задач:

1)           воспитывать положительно нравственные идеалы, отзывчивость, адекватной оценки действий литературных героев;

2)           развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;

3)           добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове;

4)           побуждать детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, к придумыванию историй;

5)           вызвать у детей желание двигаться, танцевать, создавать яркие пластичные образы;

6)           расширять представления детей о различных видах театра;

7)           добиваться умения использовать песенные, игровые, танцевальные и исполнительские навыки в самостоятельной деятельности;

8)           создавать условия для творческой активности детей и родителей.

Музыкально – театрализованная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми и включает в себя:

·              восприятие музыки;

·              песенно – игровое творчество;

·              пластическое интонирование;

·              инструментальное музицирование;

·              художественное слово;

·              театрализованные игры;

·              сценическое действие с единым художественным замыслом.

Театрализованную деятельность с музыкальным сопровождением я начинаю проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе формируются простейшие образно – выразительные умения. В средней группе дети обучаются элементам художественно – образных средств (интонации, мимике, пантомимике).

В старшей группе совершенствуются художественно – образные исполнительские умения. В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Традиционные формы организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении практически сведены на «нет». Им на смену пришли инновационные технологии, позволяющие раскрыться неординарности, уникальности, самобытности многих дошкольников.

Музыкально – театрализованная деятельность интегрирует в себе специфику различных видов искусств: музыку, хореографию, живопись, поэзию, вокал, театральное искусство.

Для оптимизации творческого процесса по развитию исполнительского мастерства я использую инновационные технологии.

Метод проектирования на сегодняшний день очень популярен и актуален в образовании, так как его применение позволяет:

·             синтезировать полученные знания;

·             развивать творческие способности, навыки исполнительского мастерства;

·             сформировать исследовательские умения и познавательно – музыкальный интерес;

·             объединить участников образовательного процесса в поиске решения проблемных ситуаций.

Не остаются без внимания здоровьесберегающие технологии, входящие в общую оздоровительную систему ДОУ. Компонентами этих технологий на занятиях театрально – музыкальной студии выступают:

1)    дыхательные упражнения;

2)    артикуляционная гимнастика;

3)    речевое музицирование;

4)    психогимнастические упражнения;

5)    музыкотерапия.

Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы организма, регулируют фазы дыхания и работу дыхательного центра. Систематическое проведение дыхательной гимнастики приводит к развитию певческих навыков, саморегуляции дыхательной системы при выполнении танцевально – ритмических этюдов.

Артикуляционная гимнастика направлена на совершенствование, а в некоторых случаях на коррекцию произносимых фонем, что очень важно при декламациях, выступлениях перед аудиторией. Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы речевого аппарата, способствует ориентированию в пространстве и учит подражать представителям животного мира.

Речевое музицирование в свою очередь эффективно влияет на развитие  эмоциональной выразительности речи и голоса дошкольников. К звучащему тексту мы добавляем музыкальные инструменты, жесты, мимику, пантомимику.

Такой вид деятельности развивает чувство ритма у воспитанников, звукопроизношение, скорость речи, подчёркивает тембральную специфику звуков речевых и музыкальных.

Психогимнастические упражнения направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики детей. Они позволяют научить дошкольника чувствовать «контроль» над своими эмоциями в игровой форме. А при формировании исполнительского мастерства эмоции являются наиглавнейшей составляющей творческого самовыражения юного актера.

Музыкотерапия входит как важная компонента в общую систему дошкольного учреждения по здоровьесбережению. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение,  раздражительность, повышает эмоциональную комфортность коллектива и окружающей атмосферы.

Таким образом, музыкальные занятия по развитию исполнительского мастерства с использованием здоровьесберегающих технологий позволяют:

·              повысить уровень развития музыкальных, творческо – драматических, хореографических способностей;

·              обеспечить стабильность эмоционального благополучия в коллективе;

·              повысить уровень музыкально – речевого развития;

·              стимулировать воспитанников к физическому и умственному саморазвитию.

Сделать обучение ярким, запоминающимся и эмоциональным для детей любого возраста возможно при использовании информационно – коммуникативных технологий. Они направлены на улучшение запоминания текстов, фрагментов инсценировок, музыкальных произведений; на усиление познавательного интереса; на совершенствование творческой активности; на стремление к самообразованию.

Имеющееся в нашем саду оборудование даёт мне возможность использовать информационно – коммуникационные технологии при:

1)           просмотре мультимедийных презентаций, при прослушивании музыкальных произведений;

2)           проведении виртуальных посещений театрализованных представлений;

3)           выборе костюмов и декораций для предстоящих спектаклей, утренников, мюзиклов;

4)           обсуждении и анализе исполненных детьми ролей;

5)           организации презентационных этапов проектной или экспериментальной деятельности.

Развивая музыкально – театрализованные способности воспитанников, их исполнительское мастерство, я стараюсь использовать разнообразные инновационные формы работы, учитывая возрастные особенности дошкольников, обращаюсь к передовому опыту педагогов, что дает возможность детям участвовать в творческих конкурсах, выходить без стеснения перед большой аудиторией, что стимулирует их к самосовершенствованию и саморазвитию, определяя во многом выбор профессии. Инновационный подход к ведению музыкально – театрализованных занятий позволяет оптимизировать отношения в коллективе не только между детьми, но и между их родителями, спрогнозировать результаты совместной деятельности и наметить её перспективы.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×