Инновационный подход к развитию исполнительского мастерства посредством музыкально – театрализованной деятельности. ☼
Автор: Панкова Елена Анатольевна
У каждого ребёнка есть потребность в творческой исполнительской деятельности. Любое творчество для детей – это больше процесс, чем результат, в котором они проявляют особые мыслительные качества: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, внимание. Эти качества в совокупности составляют творческие способности.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность формирования и воспитания творчески развитой личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интереснее и эффективнее.
Актуальность осуществления музыкально – театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях заключается в том, что она представляется наименее разработанным направлением в начальном образовании, тогда как эффективность этой деятельности очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого – педагогические исследования.
В своей практической работе я поставила цель: определение значения музыкально – театрального искусства как средства развития творческих способностей у дошкольников.
Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих задач:
1) воспитывать положительно нравственные идеалы, отзывчивость, адекватной оценки действий литературных героев;
2) развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;
3) добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове;
4) побуждать детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, к придумыванию историй;
5) вызвать у детей желание двигаться, танцевать, создавать яркие пластичные образы;
6) расширять представления детей о различных видах театра;
7) добиваться умения использовать песенные, игровые, танцевальные и исполнительские навыки в самостоятельной деятельности;
8) создавать условия для творческой активности детей и родителей.
Музыкально – театрализованная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми и включает в себя:
· восприятие музыки;
· песенно – игровое творчество;
· пластическое интонирование;
· инструментальное музицирование;
· художественное слово;
· театрализованные игры;
· сценическое действие с единым художественным замыслом.
Театрализованную деятельность с музыкальным сопровождением я начинаю проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе формируются простейшие образно – выразительные умения. В средней группе дети обучаются элементам художественно – образных средств (интонации, мимике, пантомимике).
В старшей группе совершенствуются художественно – образные исполнительские умения. В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Традиционные формы организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении практически сведены на «нет». Им на смену пришли инновационные технологии, позволяющие раскрыться неординарности, уникальности, самобытности многих дошкольников.
Музыкально – театрализованная деятельность интегрирует в себе специфику различных видов искусств: музыку, хореографию, живопись, поэзию, вокал, театральное искусство.
Для оптимизации творческого процесса по развитию исполнительского мастерства я использую инновационные технологии.
Метод проектирования на сегодняшний день очень популярен и актуален в образовании, так как его применение позволяет:
· синтезировать полученные знания;
· развивать творческие способности, навыки исполнительского мастерства;
· сформировать исследовательские умения и познавательно – музыкальный интерес;
· объединить участников образовательного процесса в поиске решения проблемных ситуаций.
Не остаются без внимания здоровьесберегающие технологии, входящие в общую оздоровительную систему ДОУ. Компонентами этих технологий на занятиях театрально – музыкальной студии выступают:
1) дыхательные упражнения;
2) артикуляционная гимнастика;
3) речевое музицирование;
4) психогимнастические упражнения;
5) музыкотерапия.
Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы организма, регулируют фазы дыхания и работу дыхательного центра. Систематическое проведение дыхательной гимнастики приводит к развитию певческих навыков, саморегуляции дыхательной системы при выполнении танцевально – ритмических этюдов.
Артикуляционная гимнастика направлена на совершенствование, а в некоторых случаях на коррекцию произносимых фонем, что очень важно при декламациях, выступлениях перед аудиторией. Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы речевого аппарата, способствует ориентированию в пространстве и учит подражать представителям животного мира.
Речевое музицирование в свою очередь эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и голоса дошкольников. К звучащему тексту мы добавляем музыкальные инструменты, жесты, мимику, пантомимику.
Такой вид деятельности развивает чувство ритма у воспитанников, звукопроизношение, скорость речи, подчёркивает тембральную специфику звуков речевых и музыкальных.
Психогимнастические упражнения направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики детей. Они позволяют научить дошкольника чувствовать «контроль» над своими эмоциями в игровой форме. А при формировании исполнительского мастерства эмоции являются наиглавнейшей составляющей творческого самовыражения юного актера.
Музыкотерапия входит как важная компонента в общую систему дошкольного учреждения по здоровьесбережению. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение, раздражительность, повышает эмоциональную комфортность коллектива и окружающей атмосферы.
Таким образом, музыкальные занятия по развитию исполнительского мастерства с использованием здоровьесберегающих технологий позволяют:
· повысить уровень развития музыкальных, творческо – драматических, хореографических способностей;
· обеспечить стабильность эмоционального благополучия в коллективе;
· повысить уровень музыкально – речевого развития;
· стимулировать воспитанников к физическому и умственному саморазвитию.
Сделать обучение ярким, запоминающимся и эмоциональным для детей любого возраста возможно при использовании информационно – коммуникативных технологий. Они направлены на улучшение запоминания текстов, фрагментов инсценировок, музыкальных произведений; на усиление познавательного интереса; на совершенствование творческой активности; на стремление к самообразованию.
Имеющееся в нашем саду оборудование даёт мне возможность использовать информационно – коммуникационные технологии при:
1) просмотре мультимедийных презентаций, при прослушивании музыкальных произведений;
2) проведении виртуальных посещений театрализованных представлений;
3) выборе костюмов и декораций для предстоящих спектаклей, утренников, мюзиклов;
4) обсуждении и анализе исполненных детьми ролей;
5) организации презентационных этапов проектной или экспериментальной деятельности.
Развивая музыкально – театрализованные способности воспитанников, их исполнительское мастерство, я стараюсь использовать разнообразные инновационные формы работы, учитывая возрастные особенности дошкольников, обращаюсь к передовому опыту педагогов, что дает возможность детям участвовать в творческих конкурсах, выходить без стеснения перед большой аудиторией, что стимулирует их к самосовершенствованию и саморазвитию, определяя во многом выбор профессии. Инновационный подход к ведению музыкально – театрализованных занятий позволяет оптимизировать отношения в коллективе не только между детьми, но и между их родителями, спрогнозировать результаты совместной деятельности и наметить её перспективы.