Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Интерактивные технологии на уроках русского языка. | Кривошеин Николай Иванович. Работа №234849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кривошеин Николай Иванович
 Я глубоко убежден, что школу делает  учитель. Учитель - это художник, музыкант, актер в одном лице. Современный учитель -  это творческая личность, которая  не стоит на месте, она в постоянном поиске. Я тоже в поиске, потому что уверен, наша профессия не терпит шаблона, отставаний от требований времени.

 В своей работе я активно использую интерактивные технологии. Основными методами и приемами интерактивного обучения является самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы учеников к учителю и наоборот. Все это способствует развитию творческого, критического мышления.

  Нужно отметить, что использование интерактивных технологий не должно быть самоцелью, а лишь средством, способствующим сотрудничеству на уроке. Например, интерактивную технологию «Микрофон» использую на этапе мотивации учебной деятельности. Учащиеся должны представить себя, работающих с микрофоном (ручка, карандаш) и, передавая его друг другу, выразить собственное мнение о том, чего они ожидают от урока (что узнать, научиться, что вспомнить), исходя из темы. Таким же образом можно провести этап итога урока, поставив ученикам вопрос: достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили свои знания, словарный запас и т.д.? Понравился урок? Чем? Используя на уроках данные технологии можно увидеть определенный результат: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. То есть, такая работа способствует очень высокому уровню активности учащихся, это является результатом того, что главным источником мотивации обучению становится интерес самих учащихся.

Интерактивные технологии на уроках русского языка.

Я глубоко убежден, что школу делает учитель. Учитель - это художник, музыкант, актер в одном лице. Современный учитель - это творческая личность, которая не стоит на месте, она в постоянном поиске. Я тоже в поиске, потому что уверен, наша профессия не терпит шаблона, отставаний от требований времени.

В своей работе я активно использую интерактивные технологии. Основными методами и приемами интерактивного обучения является самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы учеников к учителю и наоборот. Все это способствует развитию творческого, критического мышления.

Нужно отметить, что использование интерактивных технологий не должно быть самоцелью, а лишь средством, способствующим сотрудничеству на уроке. Например, интерактивную технологию «Микрофон» использую на этапе мотивации учебной деятельности. Учащиеся должны представить себя, работающих с микрофоном (ручка, карандаш) и, передавая его друг другу, выразить собственное мнение о том, чего они ожидают от урока (что узнать, научиться, что вспомнить), исходя из темы. Таким же образом можно провести этап итога урока, поставив ученикам вопрос: достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили свои знания, словарный запас и т.д.? Понравился урок? Чем? Используя на уроках данные технологии можно увидеть определенный результат: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. То есть, такая работа способствует очень высокому уровню активности учащихся, это является результатом того, что главным источником мотивации обучению становится интерес самих учащихся.

Кроме того, использование игровых заданий способствует развитию мыслящей личности. Во-первых, такие задачи в основном являются поисковыми. Они ставят ученика перед необходимостью самостоятельно находить пути решения, а следовательно, распознавать, анализировать языковые факты, сопоставлять их и формулировать выводы. А это развивает творческие способности школьника, внимание, инициативность. Во-вторых, работа с игровыми задачами создает положительную мотивацию обучения, пробуждает желание знать. В-третьих, самостоятельно открывая для себя определенные языковые явления, ученик получает удовольствие, уверенность в своих способностях, что приводит к самореализацию личности.

Достижению вышеуказанных задач и целей, урока способствуют целый спектр лингвистических игр, которые можно использовать на уроках в 5-6 классах: кроссворд, викторина, аукцион, языковой конкурс, лингвистическая загадка, лингвистическая задача, «Ступени», «Перекресток», ребус, «Ты-редактор», «Излишки», «Поймай ошибку», «Верю - не верю», «Сортировка», «Самый умный», «Языковая дуэль», «Последнее слово - за тобой», «Кто быстрее», «Лингвистическая эстафета», «Ты - учитель», «Словопирамида» и другие.

 

Приведу несколько примеров использования игровых заданий. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».

«Пригласи на обед».

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого»). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.( другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире – новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире ( стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулиро-вать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

« Собери фразеологизм» .

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

 

Ответы: - Куда Макар телят не гонял.

- Как в воду канул.

- Ветер свистит в карманах.

- На языке вертится.

- В ежовых рукавицах.

 

« Подбери синонимы».

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимич-ные фразеологические обороты.

Кот наплакал –с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз- два и обчелся.

Во всю прыть –что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновенье ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг –сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо –тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца- краю нет.

В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Что за рыжий огонек

Прячет хвостик за пенек?

Выходи - я не боюсь,

Я морковкой поделюсь.

Ребята отвечают: "Это белка".

Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто? Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает. Что это?

 

"Очки".

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок. Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и  проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки.

Игра «Аукцион».

 

Проводится в форме аукциона или эстафеты: за 3 - 4 мин. учащиеся должны назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, язык, глаза, зубы, ноги.

Игра «Скрытое слово»

Подберите к каждому слову антоним и прочитайте «скрытое» слово. Все слова-антонимы должны начинаться одинаковой буквой.

1.Конкретный. 2. Мирный. З. Несчастный. 4. Пассивный. 5. Симпатичний.

 

Игра «Орфографическая эстафета».

 

Класс делится на команды (по рядам). На доске записано слово с орфограммами (например, директор). Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. (Например: директор - Рукавичка-ателье...).  

    Я убедился, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Кроме того, использую в 5 - 6 классах нетрадиционные уроки: языковой турнир, брейн-ринг, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-викторина, урок- исследование и др., которые также привлекают учащихся и повышают уровень познавательной деятельности и мотивации к изучению родного языка.

Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках русского языка отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно - усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы. А мне позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, развивать аналитическое мышление учащихся, формировать у них навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения, воспитывать активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×