Исполнительское мастерство в вольных упражнения и его совершенствование. | Бондарева Ольга Николаевна. Работа №315269
Исполнительское мастерство в вольных упражнениях в спортивной гимнастике и пути его развития и совершенствования средствами хореографии.
Эта тема получила достаточную актуальность в связи с тем, что последнее время современные гимнастки и тренеры увлеклись усложнением соревновательных комбинаций в ущерб исполнительскому мастерству и выразительности исполнения. А между тем , зрелищность выступлений гимнасток складывается в том числе и из того как гимнастка может раскрыть сущность музыкального произведения, выразить его настроение и смысл.
Реферат
Пути совершенствования исполнительского мастерства вольных упражнений в спортивной гимнастике средствами хореографии.
Цель: Определить пути совершенствования исполнительского мастерства вольных упражнений в спортивной гимнастике средствами хореографии.
Задачи:
1.Провести комплексный анализ вольных упражнений в спортивной гимнастике (женщины)
1.1.Рассмотреть содержание вольных упражнений.
1.2. Рассмотреть современные тенденции развития вольных упражнений
1.3.Рассмотреть понятие исполнительского мастерства. Провести комплексный анализ содержания вольных упражнений.
2.Провести комплексный анализ доступных средств хореографии, применяемых на уроках хореографии в спортивной гимнастке.
3. Определить пути совершенствования исполнительского мастерства вольных упражнений в спортивной гимнастике средствами хореографии.
Подготовила : тренер-преподаватель Бондарева Ольга Николаевна
С М О Л Е Н С К 2 0 1 3 г.
Актуальность. Спортивная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта. В настоящее время наблюдается прогресс в развитии таковых видов спорта, который никакими искусственными мерами остановить нельзя. Он происходит по уходящей вверх спирали сложности, и это является одной из характерных тенденций развития спортивной гимнастики. Это процесс необратимый и логичный. Он беспрерывен и бесконечен.
Современный соревновательный процесс предъявляет все более высокие требования. Соревнования должны не только выявить сильнейших спортсменов, но и быть зрелищными и привлекать зрителей в спортивные залы, способствуя тем самым популяризации спортивной гимнастики. Поэтому необходимо сохранять художественную ценность вида спорта, которая в спортивной гимнастике наиболее ярко проявляется вольных упражнениях. Именно в них отражается специфика женской гимнастики, характеризующаяся выразительностью движений, пластикой и грациозностью. Высокая конкуренция гимнасток за обладание призовыми местами, проявляющаяся в технической сложности упражнений, дает возможность предположить, что первенство будет сохраняться за теми, кто сможет сочетать разноструктурную сложность в неординарных композициях с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью и артистизмом.
В спортивной гимнастике оценка совершенства исполнения упражнений не ставится в зависимость от объективно измеряемых физических величин - метров, секунд, килограммов, а производится субъективно - судьями-арбитрами, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показания измерительных приборов. Повышение трудности произвольных композиций все чаще ставит судей-оценщиков в затруднительное положение. Все большее число спортсменов включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их при этом технически совершенно. В этой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем трудноуловимым компонентом, который дает возможность качественного различия выступления спортсменок. Однако, проблема оценки качества не достаточно решена и освещена в имеющейся литературе, а так же в научных исследованиях.
Анализируя, литературные источники и современную информацию, имеющуюся в интернете, я пришла к выводу ,что в настоящее время особенно важно найти пути совершенствования исполнительского мастерства вольных упражнений в спортивной гимнастике.
1.1.Содержание вольных упражнений в женской спортивной гимнастике.
Современные вольные упражнения в женской спортивной гимнастике представляют собой синтез музыки, акробатики, элементов хореографии и движений художественной гимнастики. Наиболее точное определение , касающееся всех аспектов современных вольных упражнений , дала Л.А. Савельева , 1997. «Вольные упражнения, как вид женского гимнастического многоборья- это набор различных по трудности элементов акробатики (преимущественно прыжкового характера ), хореографии, танца, связанных в единую композицию, выполняемую на гимнастическом помосте, под музыкальное сопровождение в ограниченном промежутке времени».
Таким образом, на основании этого определения и уже имеющихся классификаций элементов вольных упражнений (Смолевский В.М., Курысь В.Н., 1976, Лисицкая Т.С., Загляда В.Е., 1977), а также с учетом современных правил соревнований вольные упражнения можно разложить на следующие компоненты: время, акробатические элементы, хореография и музыка (схема 1).
Содержание вольных упражнений
вольные упражнения
время
музыка
акробатические эл-ты
гимнастические эл-ты
хореография
Статические
Динамические
Статические
Динамические
Элементы
Элементы
классическ.
танцев
Стойки
Перекаты,
Равновесия
Повороты
хореограф.
А,В,С
Перемахи
А,В
А,В,С,Д
народно-
толчком,
ногами:пря-
Прыжки
характерный,
махом ,
мые,круговые
А,В,С,Д
силой
Волны
латино-
Мосты -
без фазы полета до кувырка
американский,
входят в гр.
А,В
с фазой полета до кув-ка
равновесий
стандартный,
Шпагаты
Перевороты
медленные
с поворотом
без пов-та
джазовый,
темповые
с поворотом
без пов-та
современный
ритмический
с вращением вокруг фронтальной оси
однократным и многократным
с вращением вокруг сагитальной оси
однократным и многократным
с вращением вокруг нескольких осей
(вертикальной и фронтальной)
однократным и многократным
Схема 1: Содержание вольных упражнений
Рассмотрим поподробнее каждый из компонентов вольных упражнений.
Обязательное присутствие динамических акробатических элементов обусловлено требованиями правил соревнований и спортивной направленностью вольных упражнений. Динамические акробатические элементы в вольных упражнениях представлены в виде трех, а иногда и четырех акробатических диагоналей. Но, четыре диагонали акробатических элементов, по правилам соревнований, должны использовать гимнастки, выступающие по программе Мастеров спорта, мы же, ориентируемся на гимнасток младшего возраста, поэтому рассматриваем вольные упражнения, требования к которым - иметь три акробатические диагонали. Обычно их равномерно распределяют на протяжении всего упражнения: две диагонали приходятся на основную часть композиции, одна на финал. В первых двух акробатических диагоналях гимнастки выполняют акробатические соединения, состоящие из трех элементов, включая сложный акробатический прыжок, или длинные акробатические серии из большого количества элементов, с одним или несколькими сальто. В финал упражнения гимнастки, обычно, включают наиболее стабильно исполняемое соединение, так как, естественно, к концу упражнения нарастает утомление, что, несомненно, может повлиять на качество исполнения и оценку судей. Между тем, за чрезмерно « легкое» окончание комбинации гимнастка, по правилам соревнований, наказывается снижением оценки за исполнение.
Статические акробатические элементы, а так же элементы «малой акробатики», выполняются на протяжении всей комбинации и выступают в роли связующих элементов, соединений. Медленные перевороты, стойки с поворотом, обычно, включают в медленную часть комбинации.
Хотя акробатика имеет первостепенное значение в структуре вольных упражнений и во многом определяет их сложность и качество, основную эмоциональную окраску, все же, придают гимнастические и хореографические элементы и соединения. Именно они позволяют добиться единства движений с музыкой, органичности композиций и раскрыть индивидуальные особенности гимнастки. Хорошая образная музыка сама «подсказывает», какие двигательные средства выбрать, чтобы передать характер и содержание музыкального произведения.
Существует несколько путей подбора музыкального оформления вольных упражнений. Первый, и самый употребляемый путь, обработка подходящих произведений, с учетом особенностей композиции вольных упражнений и индивидуальных особенностей спортсменки. Второй путь – использование различных музыкальных произведений без их аранжировки, редко целиком, чаще фрагменты. Третий ( почти не используется)- написание музыки специально для конкретной гимнастки.
В соответствии с характером музыки, подбираются, как элементы «малой» акробатики (кувырки, медленные перевороты, шпагаты), так и прыжки, повороты, волны и другие гимнастические элементы.
Один из компонентов вольных упражнений – гимнастические прыжки. Существует большое многообразие гимнастических прыжков различных структурных групп и групп трудности (А, В, С). Их особенность заключается в том, что спортсменки должны не только выполнить высоко технически сложный прыжок, отвечающий требованиям правил соревнований, но и выполнить движение с предельной легкостью, грацией, отобразив эмоциональный характер музыкального сопровождения.
Следующим компонентом вольных упражнений являются статические гимнастические элементы – это всевозможные равновесия. Равновесия на одной ноге очень красивы и грациозны в вольных упражнениях, но технически довольно сложны и редко используются в композиции вольных упражнений. Так как это наиболее трудный вид равновесий, требующий от гимнастки отлично развитого чувства баланса и соответствующей двигательной, в том числе хореографической подготовки (особенно владение основами движения классического танца). Все равновесия (вертикальное, горизонтальное, переднее, боковое, заднее) логично выполнять с перемещением звеньев тела в пространстве, что увеличивает их трудность по ранжиру структурных групп, вследствие чего возрастает и оценка за всю композицию.
Гораздо проще равновесные позы типа стоек и выпадов на двух ногах. Задача исполнения этих элементов, прежде всего, сводится к стилевому оформлению, тогда как технические трудности здесь минимальны. В комбинации вольных упражнений эти элементы занимают место связующих положений.
Большая и значимая группа движений, это - динамические равновесия, или повороты, тоже являются одним из компонентов вольных упражнений. Можно выделить три основные группы поворотов: в смешанных упорах, седах, в стойке на колене и т.д., на двух ногах, на одной ноге. Повороты на одной ноге могут быть одноименными, когда направление вращения совпадает с опорной ногой ( на левой ноге - налево, на правой ноге- направо), разноименными.
В хореографии повороты принято делить на малые и большие. В малых поворотах свободная нога согнута у щиколотки или колена, в больших отведена на 90 градусов, или выше. В зависимости от исходного положения из которого выполняются большие, или малые повороты, и делят на следующие группы: повороты из II позиции, из IV не выворотной позиции, из III позиции , из равновесия на одной или двух ногах, после поворота ( поточные повороты). Изменяя положения рук, головы, стопы можно ярче продемонстрировать и подчеркнуть характер музыкального сопровождения.
«Волны», взмахи, относящиеся к динамическим гимнастическим элементам являются одним из самых выразительных средств спортивной гимнастики в вольных упражнениях. Они являются прекрасным средством артистичности, «текучести» движений. «Волна»- это мягкое движение, заключающееся в поочередном сгибании и разгибании смежных суставов. «Волна» может выполняться руками, туловищем и всем телом (целостная вона). Взмахи - более сложная форма движений. Выполняются руками, туловищем и всем телом (целостный взмах). Для взмаха характерно быстрое сгибание и разгибание, выполняющееся так же, как и вовремя волны, но с начальным ускорением движения.
Одной из немаловажных составляющих вольных упражнений в женской гимнастике являются движения хореографии. Хореографическая подготовка гимнасток должна сочетаться с совершенствованием в других видах женского гимнастического многоборья. Поэтому движения классического, народного и других танцев не переносятся в гимнастические упражнения в чистом виде, а претерпевают существенные изменения. В частности, при выполнении классического экзерсиса у опоры и на середине зала добиваться идеально выворотных позиций ног не обязательно, так как многие движения, например, опорные прыжки, акробатические элементы требуют параллельной постановки стоп. В связи с этим большинство элементов классического танца выполняются гимнастками в не выворотных позициях , за исключением тех упражнений, где выворотность необходима ( например, полуприседы, приседы).
При выполнении движений хореографии работа рук по классическим позициям чередуется с гимнастической формой - прямыми руками с вытянутыми пальцами. При исполнении элементов народных танцев на середине и у опоры исключаются движения, требующие специальной обуви (дроби, перестукивания и др.).
Элементы хореографии подразделяются на элементы классического, народного и др. танцев. Все движения классического танца разделены на три группы: плие, батман, рон де джамб. Движения располагаются так, что по вертикали отражается их сложность в каждой подгруппе, а по горизонтали размещены элементы, наиболее близкие по структуре и технике выполнения (схема 2)
С О Д Е Р Ж А Н ИЕ К Л А С С И Ч Е С К О Г О Т АН Ц А
Элементы классического танца
плие
батман
рон де джамб
Деми
гранд
тандю
фондю
жетте
гранд
ан лэр
пар терр
семпль
батман
жетте
сутеню
дубль
дубль
пуанте
гранд рон
батман
батман
де джамб
тандю
фондю
пуанте
балансе
пассе
с отведением на круга
девлоппе
балансе
пуанте
пассе
с отведением на круга
Схеме 2: Содержание классического танца.
Занятия хореографией развивает у занимающихся координацию движений, статическую и динамическую устойчивость, силу мышц ног, умение выполнять движения с предельной точностью, а также воспитывается музыкальность и ритмичность - качества, без которых не возможно выполнение упражнений высокой сложности. Хореографическая подготовленность гимнасток является компонентом интегральной оценки исполнительского класса гимнастки, а степень сложности хореографических элементов, наравне с другими элементами, составляют суммарную трудность соревновательных композиций.
В системе хореографической подготовке гимнасток используют наиболее характерные танцевальные движения, которые помогают раскрыть индивидуальность спортсменки, развивают танцевальность, свободу движений, легкость и выразительность. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
1.2.Современные тенденции развития вольных упражнений в спортивной гимнастике у женщин.
Для выявления тенденций развития вольных упражнений, было проведено исследование содержания вольных упражнений гимнасток Мастеров спорта различных годов выступления. (Савельева Л.А.,СПБ. ГАФК 2007. «Подготовка тренера-хореографа по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений»).
Методами исследования являлись: изучение литературных источников, просмотр видеозаписей, анализ правил соревнований, документальных материалов, методы математической статистики.
Результаты исследования приведены в таблице № 1
года
кол-во эл-ов
трудность В/у
трудность акробатич. соединений
трудность гимнастич. соединений
Кол-во групп Д,Е
кол-во акр. соед. из 6 и более эл-в
кол-во гимн. Прыжков,пов-в
1988
20
1,4
64
2,8
32
4,8
10
1,4
0
7
1,4
1996
28
2,3
64
4,3
41
2,8
10
1,7
2
0,4
6
1,7
2000
36
4,4
68
1,4
48
2,6
14
2
4
1,4
1
0,2
9
2
2004
34
2,6
67
2,6
49
1,7
18
1,4
4
0,2
3
0,2
12
1,4
2006
38
1,4
75
2,3
59
2,7
20
0,3
6
0,2
4
2,2
14
0,3
Примечание:X- среднее арифметическое (в условных единицах)
Q-среднее квадратическое отклонение
Динамика трудности вольных упражнений, акробатических и гимнастических элементов отображена диаграммами
Группы трудности
2-ное сальто назад с пов. на 720
2 винта вперед
2-ное сальто вперед прогнувшись
2-ное сальто назад прогнувшись
"Винт" вперед
2-ное сальто назад с пов.на 360
3 "винта" назад
сальто вперед прогнувшись
2-ое сальто назад согнувшись
2-ое сальто назад
2 " винта" назад
сальто вперед
1988 1996 2000 2004 2006
Диаграмма трудности акробатических прыжков.
Структурные группы
"Хоркиной"
с двух ног в продольный шпагат с по-м на 360
пр-к ноги вместе с пов-м на 720
со сменой ног с пов. на 360 в шпагат
"шагом" со сменой ног с пов. На 360
"шагом" со сменой ног
"перекидной"
1988
1996
2000
2004
2006
"шагом", "шагом" в кольцо
с двух на одну
Диаграмма трудности гимнастических прыжков
Изучение современных литературных материалов, правил соревнований, произвольных, анализ произвольных комбинаций позволили сделать следующие выводы:
1. Усложнились и ужесточились правила соревнований, требования, предъявляемые к содержанию вольных упражнений:
*снизилась базовая оценка за исполнение вольных упражнений, в результате происходит усложнение содержания композиции (большое количество групп трудности С,Д,Е,F,G),
*появились специальные требования к выполнению вольных упражнений: 1.обязательное наличие прыжковой серии, состоящей из двух прыжков через один шаг; 2 наличие динамического равновесия (поворот на одной ноге не менее, чем на 360)
* увеличился объём структурных групп, за счет появления новых гимнастических прыжков, поворотов.
* увеличилось количество групп трудности (Д, Е, F, G)
* появились новые требования к артистичности, музыкальному сопровождению.
2. Тенденция к усложнению содержания вольных упражнений сохраняется. Происходит «акробатизация» композиций, за счет включения в комбинацию четвертой , а то и пятой, диагоналей, а так же за счет увеличения количества акробатических элементов в одном соединении. Их количество варьируется от 6 до 10. Так связка одной американской гимнастки насчитывает 12 элементов, 6 из которых, сальто.
3. Происходит стирание грани между «женской» и «мужской» акробатикой. Все меньше остается акробатических элементов, которые не выполняли бы гимнастки. Н а Олимпийских играх в Атланте в 1996 году гимнастки включали в свои выступления акробатические серии элементы с вращением вокруг фронтальной оси, ранее выполняемые только мужчинами.
4. Повысился количественный объем динамических гимнастических элементов ( прыжков, поворотов). Но их выбор однотипен. Смешанные серии, так же, не отличаются разнообразием. В них включаются наиболее легкие акробатические элементы и гимнастические прыжки.
Использование одних и тех же элементов в одинаковых соединениях снижает оригинальность и неповторимость композиций, вследствие чего падает их художественная ценность.
5. Объем и разнообразие движений не только не увеличился, но и снизился Более того в настоящее время можно с определенной степенью обобщения говорить об образовании стандартного набора телодвижений. Очень редко, и только в качестве связующего движения, выполняются специфические элементы – волны, взмахи, расслабления – элементы, придающие движениям особую пластичность и неповторимую индивидуальность.
При составлении комбинации элементы четырех структурных групп используются крайне редко. Объясняется это тем, скорей всего, что трудность их не достаточно высока, однако их можно вставлять в упражнения с целью создания оригинальной композиции.
6. Стремительное развитие динамических гимнастических и акробатических прыжков, включение в комбинацию как можно большее их число вызвало ускорение общего темпа выступлений и увеличение времени вольных упражнений. Так продолжительность композиции возросла до максимальной (1 минута 28-29 секунд), с явным преобладанием музыки быстрого темпа и динамичного звучания.
Возросшая трудность упражнений и связанное с этим стремление создать наиболее благоприятные условия для сосредоточения внимания на технике их исполнения, при ликвидации пауз отдыха, привело к тому, что предпочтение стало отдаваться более простой в выразительном отношении музыке. В результате, в выступлениях гимнасток, стал преобладать стандартный песено-танцевальный характер.
7. Все элементы, которые характеризуют художествено-артистическое исполнение: эмоциональность, грациозность, элегантность, пластичность, в настоящее время имеют материальную основу. Снижение оценки, в основном, за всю композицию происходило из-за отсутствия артистизма или несоответствия движений музыкальному сопровождению (смешение стилей, не логичный набор движений, низкая эмоциональность, отсутствие мимики), а так же несоответствие музыки темпераменту и внешним данным гимнастки.
8.В условиях обострения соперничества в борьбе за призовые места, заметно возросла роль оригинальных элементов, которые при определенном равенстве сил нередко становятся решающими.
Но, в целом, оригинальность композиций снизилась. Очень редко выполняются новые элементы, редкие по замыслу комбинации. Это же относится и к акробатическим прыжкам.
Результаты исследований свидетельствуют, что гимнастками выполняются одинаковые акробатические серии, например: все участницы Сеульской олимпиады включили в начале упражнения акробатическую связку, состоящую из рондат-фляк-двойное сальто назад в группировке, или согнувшись, с поворотом на 360 в первом сальто. На олимпиаде в Сиднее в 2000 году эту же серию можно было увидеть в конце упражнения, либо в начале комбинации, но исполнялась она уже в усложненном соединении с одним, или несколькими сальто.
1.3. Исполнительское мастерство.
Под исполнительским мастерством понимается высокий уровень умений и достижений искусного выполнения соревновательных комбинаций.
Принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием – общественная и биологическая целесообразность. По существу исполнительское мастерство- умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом. Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское мастерство с точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности. Все формулировки понятий эстетических показателей спортивно-технического мастерства могут быть объединены в четыре совокупности, связанные с проявлением таких сторон исполнения упражнений, как:
состав элементов, соединений;
соподчиненность элементов и их целостность;
динамичность исполнения;
художественное оформление композиции.
Эстетические показатели спортивно-технического мастерства
подгруппа показателей
Единичные показатели
состав элементов, соединений,каскадов
Сложность-отражает степень объективных и субъективных требованийк психомоторным возможностям спортсмена. Оригинальность- характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений.Ценность-представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности.
Соподчиненность элементов в целостности
Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиций в целом.Равномерность распределения трудности элементов по всей композиции.Рассредоточение в композиции главных, кульминационных элементов.Формы соединения элементов(отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов)
Динамичность исполнения композиций
Уплотнение соединений, каскадов, сведение к минимуму числа "разгоночных" движений.Формирование композиции соединений из нескольких элементов и каскадов.Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов, каскадов..Организацич ритмической структуры композиции(с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в соединениях).Использование подскоков в качестве композиционных элементов.
Художественное оформление композиций
Экспрессия движений- умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей.Соответствие композиции современной моде и стилю исполнения. Артистизм-выполнение движений с "подтекстом"(внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы).Применение художественных приемов(повторы"игра мотивов", контраст и нюанс, элементы неожиданности).
Определенные требования к эстетическим показателям вольных упражнений отражены в правилах соревнований. А так же процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа оцениваемой гимнастки и определение численных значений эстетических показателей в баллах с использованием экспертных методов.
Всего существует 34 наименования качественных характеристик, определяющих уровень исполнительского мастерства в спортивной гимнастике. Рассмотрим содержание этих понятий с учетом мнений специалистов, отраженных в научно-методической литературе.
Красота – одна из важнейших категорий эстетики, которая служит для определения и оценки отдельных свойств предметов и явлений действительности: совершенства, гармонии, выразительности, завершенности. Красота является одной из сторон прекрасного и характеризуется многообразными признаками: соразмереностью, пропорциональностью, гармоничностью, яркостью, целесообразностью и целостностью. Основными разновидностями красоты считаются изящность и грация.
В вольных упражнениях красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: положением тела в пространстве, скоростью перемещения, амплитудой и специфическими свойствами - легкостью, выразительностью, пластической четкостью, геометрической точность, согласованностью, ритмичностью движений. В состав этого понятия различные авторы включают характеристики как содержание упражнения (оригинальность, удачная последовательность движений и.т.п.), так и его исполнения (чистоту линий, гармоничное сочетание движений и музыки).
Очевидно, что красота, как свойство исполнительского мастерства, представляет собой комплексную характеристику и состоит из многих компонентов.
Зрелищность, определяемая созданием зрительного впечатления.
В спортивной гимнастике зрелищность упражнения определяется амплитудой движений, сменой темпа, характера движений, эмоциональных нюансов, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством.
Зрелищность спортивного выступления формируется в процессе двигательной деятельности спортсменки и актуализируется в ситуациях, предполагающих наличие источника эстетической информации (т.е. спортсменки) и воспринимающего субъекта (судья, зрители).
Значительный зрелищный эффект создают увеличение амплитуды движений, замена статических элементов скоростно-силовыми, включение в упражнение большого количества прыжков.
Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций, т.е. от содержания упражнения. Однако, исполнение композиции составленной на высоком качественном уровне может быть не достаточно технически совершенным, что мешает созданию зрелищности.
Э
ффектность, производящая значительное впечатление, эффект.
Представляется, что по своему смыслу это понятие близко к понятию зрелищности. Однако, если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффектность чаще всего характеризует отдельные моменты выступлений.
Гармоничность, характеризующаяся стройным сочетанием, согласованностью, слаженностью, взаимным соответствием разных каче
ств пр
едметов, явлений, частей целого.
Гармония входит в состав наиболее общих эстетических категорий, является одним из существенных признаков прекрасного и имеет объективные основы. В искусстве под гармонией понимают органическую взаимосвязь всех компонентов художественного произведения.
В спорте под гармонией движений понимают особенности двигательного акта, обусловленные наилучшим соотношением, установленным между его основными элементами, и характеризующиеся эстетическим эффектом. Гармония исполнительского мастерства связана с уровнем технического мастерства спортсмена и индивидуальными особенностями его личности. Она определяет красоту художественность исполнения упражнений, является связующим звеном всех компонентов красоты движений.
Естественность, которая определяется через такие характеристики, как легкость, непринужденность, отсутствие натянутости, непосредственность, простота.
В искусстве хореографии естественными считаются движении, совершающиеся по законам естественной природы человека. Чтобы выполнять движения естественно необходимо всегда оставаться самим собой, не допускать чрезмерных эмоционально-пластических акцентов, напыщенности, вычурности.
В физической культуре естественными называют движения произвольно реализуемые человеком в повседневной жизни – ходьбу, бег и т.п., которые являются основным фундаментом для развития более сложных двигательных функций.
Естественность исполнения упражнения в художественной гимнастике определяется появлением истинных черт спортсменки, ее индивидуальности, раскрепощенностью в движениях. Отсутствие излишнего напряжения в движениях, характеризует естественность исполнения в спортивной гимнастике.
Естественность, как качество исполнительского мастерства в гимнастике связана с выполнением достаточно сложных двигательных действий без видимых усилий, на высоком техническом уровне, естественности в проявлении индивидуальных особенностей и выражении эмоций движениями.
Х
удожественность
. Художественным является то, что очень искусно, красиво, изящно, выполнено в соответствии с требованиями искусства. В искусстве художественность в узком смысле слова, определяет степень эмоционально-эстетического воздействия произведения на людей и представляет собой совокупность доведенных автором до совершенства качеств, присущих данному произведению.
Истинно художественное произведение характеризуется глубиной, оригинальностью замысла и совершенством формы его выражения, четкостью построения.
Художественность
в конечном счете определяет такие качественные характеристики произведения искусства, как красота, гармония, выразительность, целостность, точность и законченность. В спорте под художественными движениями понимается система физических упражнений, преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утонченностью движений, органической связью с музыкой.
Яркость.
Яркий
- выделяющийся среди других по силе, воздействию и т.п., выдающийся в каком-либо отношении, производящий сильное впечатление своей убедительностью, выразительностью и т.п.
По своему содержанию данное понятие приближается к таким рассмотренным выше характеристикам исполнительского мастерства, как зрелищность, эффектность. В связи с этим, яркость рассматривается как адекватное им.
Техничность
как известно, техническое совершенство движений является основным компонентом исполнительского мастерства в гимнастике.
Техника упражнений в гимнастике определяется, как вариант решения двигательной задачи, выбранный исполнителем произвольно или вынуждено, как способ реализации механизма движения, как определенная рациональная структура, последовательность и подчиненность отдельных признаков движений.
Под техничностью, как качеством исполнительского мастерства понимается система действий спортсмена, соответствующая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков.
В силу особых требований, предъявляемых к форме движений, в гимнастике качество техники во многом зависит от уровня хореографической подготовленности, культуры движений, рациональности, точности и « чистоты».
В качестве критерия технической подготовленности гимнастов может выступать умение легко и красиво двигаться, поскольку отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения, обычно, свидетельствует о наличии двигательных ошибок.
8. Выразительность. В общепринятом смысле под выразительностью понимают способность выражать мысль, чувства, настроение. Иногда выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенности движений.
Понимание сущности требует выявления ее структуры, природы образующих ее элементов, раскрытия связи между этими элементами. Выделяют следующие компоненты выразительности в художественной гимнастике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения. Основными предпосылками обеспечения эмоциональной выразительности в технико-эстетических видах спорта являются музыкальное сопровождение и его субъективное эмоциональное переживание исполнителем. Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движений (торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно и т. П.), достигаемыми соответствующей регуляцией движений и дозировкой усилий.
Проявление выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности гимнастки. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими спортивно-техническую часть двигательной задачи. Более того, выразительность движений не возможно без высокого уровня техники и культуры движений, а в соответствии с характером аккомпанемента усложняет двигательную задачу спортсмена.
Таким образом, выразительность исполнения достигается отражением в движениях эмоциональных особенностей и характера музыкального аккомпанемента, что совпадает с мнениями большинства специалистов по технико-эстетическим видам спорта.
9. Музыкальность, как качество исполнения упражнения, связанная с проявлением определенных способностей гимнастки в пятой области.
Как известно, музыкальный человек- это способный к музыке, тонко понимающий её. Основным признаком музыкальности является переживание музыки как выражение её содержания.
Определяя музыкальность в гимнастике, специалисты выделяют её основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, и ритма произведения.
Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).
10. Хореографичность, представляющая собой характеристику исполнительского мастерства, связанную с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым внешним нормам.
Как известно, в основе вольных упражнений гимнастики лежат движения, базирующиеся на системе классического танца, которая складывалась в течении многих лет, путем отбора определенных положений и движений, обладающих законченностью, выразительностью и представляющих эстетическую ценность. Эти движения связанны с разработкой основных позиций ног, рук, корпуса, головы, и должны соответствовать вполне определенным требованиям: сохранению вертикального положения туловища, умению «держать спину», опустить плечи, сомкнуть лопатки, подобрать живот, сохранять выворотность в положении ног.
Высокий уровень развития этого качества позволяет демонстрировать в упражнении культуру движений в соответствии с канонами классического, народных и характерного танцев и достигается в процессе хореографического подготовки. Последнее, в гимнастике, представляет собой систему упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение арсенала их выразительных средств. Занятия хореографией формируют правильную постановку частей тела, учат выразительно работать ими, помогают развить двигательные способности, пластичность, музыкальность, ритмичность, и многие другие качества.
11. Артистичность. В общепринятом понимании артистичный – это отличающийся искусством исполнения, художественным вкусом.
В искусстве под артистичностью подразумевают способность непосредственно воздействовать и заражать своим искусством других людей. Основными её компонентами считаются внешняя выразительность (тело и голос), заразительность эмоций, чувство такта, «художественное чутье».
Специфика проявления артистичности в гимнастике имеет свои особенности. В гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и упражнения в целом.
В соответствии с правилами соревнований по гимнастике ошибками в проявлении артистичности считаются: недостаток легкости, уверенность, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее плохое впечатление.
12. Культура движений. Данное понятие является специфическим для гимнастики. Ряд авторов понимают культуру движений в широком смысле слова. Компонентами этого понятия, они считают технику и школу исполнения упражнений, манеру держаться, осанку, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменить направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность, легкость.
Другие считают культуру движений более узким понятием, определяющимся правильной осанкой, точностью в положении рук, головы, туловища, натянутыми носками и прямыми коленями.
В определении данной характеристики интересно мнение В. Б. Коренберга, который отмечает, что культура движений- комплексная характеристика исполнительского мастерства, отражающаяся на оценке внешнего рисунка движений и взаимосвязанная с техническим мастерством. По его мнению, культура движений включает в себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступлений, осанку, «чистоту», выразительность и достигается выполнением таких деталей, которые лишь украшают упражнение, не определяя его технического совершенства. Эти детали автор называет фоновыми двигательными действиями, которые, по сравнению с техническими, существенно не влияют на энергетику выполнения упражнений, на управление движениями и на работоспособность спортсменов. Они значимы с точки зрения эстетики и включают особенности позы, ориентации тела в пространстве, телодвижений, передвижений, тонизации мышц, ритма.
13.Виртуозность. Обычно, виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства.
В спортивной гимнастике - это совершенная техника, большая амплитуда, легкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, динамичность, эмоциональность, артистизм.
В соответствии с современными требованиями спортивной гимнастики, исполнение не считается виртуозным, если при совершенной технике, гимнаст не сохраняет хорошую осанку, выступает без легкости и изящества. Часто под виртуозностью понимают особенно техничное исполнения какого-либо элемента с проявлением некоторых характеристик движения в «превосходной степени». В широком смысле слова «виртуозность»-это высшая степень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинации в целом.
14.Школа. в общепринятом понимании «школа»-это система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо, воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов.
С учетом специфики спорта «школа» рассматривается как система организации и руководства процессом двигательного воспитания, сложившаяся система обучения и тренировки для овладения техникой избранного вида.
По определению Д.Д.Донского, «школа» является фундаментом техники и представляет собой выявленные основы стандарта, т.е. общих требований, которые могут и должны быть заложены с детства.
В гимнастике, понятие «школы» включает в себя воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения техники усложняющихся движений. Такими начальными, базовыми навыками являются сохранение в движениях правильной осанки, правильные положения рук и головы, умение держать ноги натянутыми и выворотность стоп, когда это необходимо, умение выполнять движения под музыку.
Применительно к вольным упражнениям спортивной гимнастики, акробатики «школа» во многом определяется соответствием формы движений требованиям хореографии.
15.Динамичность. Одна из важных характеристик исполнительского мастерства в гимнастике - показатель динамичности.
В спорте динамика движения рассматривается как сложная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обуславливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений – темпом, ритмом, амплитудой.
Применительно к гимнастике, динамичность, как характеристика исполнительского мастерства, представляет собой уплотнение соединений и каскадов, ритмическую структуру экспрессии.
В спортивной гимнастике более динамичным считается упражнение, в котором при заданном времени выполняется большее количество элементов, т.е. выше темп исполнения движений. Идеальной, с точки зрения динамичности, будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки. Другими словами, гимнастка постоянно перемещается по площадке.
16.Легкость. Легкий – плавный, как бы скользящий, парящий, быстрый, подвижный, скорый. Двигаться легко – значит с малым усилием, без физического напряжения.
В хореографии легкость развивается на основе гибкости, устойчивости, точности движений, музыкальности. Она выражается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях.
17.Ритмичность. Ритм означает чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.
В спорте ритм характеризует организацию движений во времени, закономерное чередование отдельных элементов(длительность, паузы, акцентирование, чередование).
Ритм движения – это временная характеристика двигательного акта, состоящая из периодического подчеркивания по определенным правилам некоторых его составных элементов. Ритмические движения обладают внутренней рациональной структурой, которая находит свое выражение в различных формах организации, повторения и выделения специфического движения.
В гимнастике ритмичность движений тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, заключающегося в соответствии двигательных реакций человека временному ходу музыкального движения. Высокий уровень его развития позволяет выполнять движения в неразрывной связи с музыкой, так как ритм – компонент музыки, наиболее полно отражающийся в движении.
Вместе с тем, следует отметить, что полное соответствие движений ритму музыки еще не определяет качества музыкальности в целом. Кроме того движения не обязательно должны представлять собой ритмическую копию музыкального произведения.
18.Амплитудность. максимальная амплитуда движений в гимнастике – один из основных признаков современной техники. В соответствии с требованиями правил соревнований при выведении оценки за исполнение судья должен производить сбавки за все отклонения от предельной амплитуды.
В широком смысле слова, амплитудность, означает наибольшее отклонение от нулевого значения величины, колеблющейся по определенному закону. В области спорта под амплитудой движений понимаются размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к снаряду; величина передвижения тела, или его сегментов выраженная в градусах или линейных единицах измерения. Амплитуда движений выражает пространственную характеристику, зависящую от задач двигательного акта, числа мышечных волокон и от подвижности суставов. Иногда наряду с амплитудой исполнения дельных движений и элементов выделяют характеристику амплитудности целостного исполнения композиций. Этот показатель качества исполнительского мстерства связан с максимальным использованием пространства в рамках которого проходит выступление и непрерывностью перемещения по площадке.
19.Точность.Точный – исполняемый в строгом, неприблезительном соответствии с расчетом, безошибочный, правильно ориентированный, расчитанный.
В спорте под точностью движений понимают качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик. При этом, точностные действия выполняются путем безошибочного приведения рабочей точки кинематической цепи к заданной точке другого тела, сопоставления движений во времени, тонкой дозировки усилий.
За нарушение точности движений в гимнастике производятся сбавки в соответствии с градацией ошибок: мелкой ошибкой считается отклонение частей тела от правильного положения до 15 градусов, средней – от 15 до 45 градусов, грубой – больше 45 градусов. Эти ошибки вызываются нарушением дозирования усилий.
Общим критерием точности спортивных движений может служить вероятность попадания в требуемую область.
20.Пластичность.