Статья Использование аксессуаров в дефиле . Автор: Чекушина Елизавета Сергеевна

Автор: Чекушина Елизавета Сергеевна
Статья описывает тему которая очень актуально предметы аксесуары в костюми который мы показываем при помощи дефиле 


Автор: Чекушина Елизавета Сергеевна

Содержание

Введение 2

Глава 1. Использование аксессуаров в дефиле 3

1.1. Значение предмета при создании психологической атмосферы в постановках 3

1.2 использование предмета в дефиле 10

Заключение 13

Библиографический список 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность и постановка проблемы исследования. Одним из значительных аспектов исследования является внимание способности вещи участвовать в создании особой формы постановки.

В настоящей работе предпринята попытка:

1) выделить группы образов, которые создаются предметами в дефиле;

2) представить анализ условий и причин, сформировавшихся в виде образов и символов предметов в культурном сознании современного зрителя;

3) показать зависимость формирования образа предмета от других составляющих (драматургии, пластики, музыки, сценографии), которые образуют контекст, необходимый для раскрытия предметного образа.

Предметом исследования является вещь в дефиле, ее художественно-образный характер, а также изменение смыслового значения вещи в общей структуре произведения под воздействием перестройки социокультурного сознания. В настоящее время накоплен достаточно обширный материал в сфере исследования особенностей использования вещей в различных видах художественной культуры, проанализированы специфика выразительного языка вещи, его связь с социальными явлениями. Рассмотрение «вещной» среды культуры, различные аспекты использования вещи человеком, понимание и объяснение их роли в социальной жизни в разные исторические периоды были предприняты в трудах Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Канта, Гегеля, К. Маркса, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, А. Тойнби, М. Фуко, И. Хейзинга, К. Ясперса, Р. Барта, Е.Н.Грицак, Г.С.Кнабе и др. Вещи как основополагающие элементы материальной культуры и их влияние на формирование личности человека с позиций антропологического подхода рассматривались в трудах Л. Лееи-Брюля и Б. Малиновского.

 

 

Глава 1. Использование предмета в дефиле

Значение предмета при создании психологической атмосферы в постановках

 

При рассмотрении предмета в целом глазом воспринимается его геометрическая форма и структура. Почти все видимые элементы ограничены со всех сторон оболочками или плоскостями разной формы. Это означает, что каждый элемент, каждый предмет имеет определенную пространственную форму. Первичными элементами пространственной формы предметов являются геометрический вид, размер, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, декор, цвет и светотень.

Геометрический вид. Это свойство (элемент) формы в целом и ее частей, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером ее поверхности (прямо- или криволинейная, ломаная). В зависимости от преобладания одного из трех измерений различают следующие виды формы: объемный, плоскостной и линейный. Объемный вид характеризуется тремя размерами. Плоскостному виду свойственно резкое уменьшение одного из размеров. В линейном виде одно измерение преобладает над двумя другими при их относительно малой величине.

Линии формы. Человеку свойственно относиться эмоционально к окружающим его явлениям и предметам. Представление о покое и движении, легком и тяжелом, пассивном и активном человек связывает с различными видами линий, их наклоном и характером.

Горизонтальная линия, например, ассоциируется с понятием покоя, статичности, пассивности. Она способствует зрительному уменьшению фигуры по вертикали. Вертикальная линия — энергичная и горячая — выражает стремление вверх, зрительно удлиняет форму. Наклонная линия связывается с неустойчивостью, падением, и чем ближе она к горизонтали, тем больше ассоциируется с уверенностью и спокойствием. Иначе воспринимается диагональная линия. Она действует как сила, преодолевающая пассивность, выражает движение, динамику. Различают правую и левую диагонали. Они воспринимаются неодинаково. Правая — диагональ подъема, левая — диагональ падения. Волнообразная (плавная) линия характеризует равномерность движения, мягкость, текучесть. Ломаная линия связывается с неравномерным движением, резкими изменениями событий, со взлетами и падениями. Спираль ассоциируется с понятием вращения, а дуга — с преодолением каких-то препятствий и последующим взлетом.

Размер формы. Это протяженность формы и ее элементов по трем координатам. Размер формы определяют по отношению к размерам человека, размерам изделий других форм или отдельных элементов одной и той же формы. При сопоставлении форм видно их равенство или неравенство. Величина формы зрительно может увеличиваться или уменьшаться при сопоставлении большого и малого. Мелкие детали в большой форме подчеркивают ее величину, а крупные, наоборот, уменьшают

Положение в пространстве. Это свойство формы, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе фронтальной, профильной и горизонтальной плоскостей. Предмет, форма которого приближается к прямоугольному параллелепипеду, имеющему два равных измерения, может занимать три типовых положения по отношению к наблюдателю: фронтальное, профильное и горизонтальное. Куб, у которого все три измерения равны, имеет только одно типовое положение. То же самое можно сказать и о предметах, форма которых приближается к этим фигурам.

Взаимное расположение форм в пространстве по отношению друг к другу и зрителю может рассматриваться и по другому признаку — по расположению относительно друг друга или зрителя ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа. По отношению к линии горизонта формы могут располагаться выше, ниже или на его уровне.

Масса формы. Это зрительно воспринимаемое количество материала всего предмета или его деталей, которое может заполнить пространство в пределах геометрической формы. Масса формы зависит от размеров предмета. Большей форме зрительно соответствует и большая масса. Восприятие массы изменяется и в зависимости от геометрического вида формы. Наибольшей зрительно воспринимаемой массой обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, размеры которых по трем координатам равны или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным, поэтому одежда узкая и длинная кажется всегда менее массивной, чем короткая и широкая.

Восприятие массы изменяется в зависимости от степени заполнения форм. С увеличением степени заполнения предметы кажутся более массивными. Наиболее массивны предметы, в которых отсутствуют пустоты. Изменение зрительно воспринимаемой массы формы зависит, кроме того, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от размеров соседствующих с ней предметов. Зрительно воспринимаемая масса формы увеличивается, если с ней рядом находятся предметы меньших размеров. Если же размеры их увеличиваются, то масса данной формы зрительно уменьшается. Все эти иллюзорные изменения массы форм используют при создании определённого визуального эффекта в танцевальных номерах.

Фактура (лат. factum — обработка, строение). Фактура — видимое строение поверхности формы. Фактура бывает гладкой, блестящей и глянцевой, матовой и шероховатой, крупно- или мелкозернистой и т.д. Каждый материал (металл, стекло, ткань, бумага, песок, камень т.п.) имеет свою фактуру. Ее восприятие зависит от расстояния зрителя до рассматриваемой поверхности, характера освещения (если оно боковое, то хорошо видна шероховатость). От фактуры материала зависят объемность и масса формы изделий. Усиление фактуры поверхности увеличивает объемность и массу изделий. Гладкая и блестящая поверхность, наоборот, придает легкость и зрительно уменьшает объем. Фактура материала способна даже влиять на восприятие пропорциональных отношений формы.

Текстура (лат. texturg — ткань, связь, строение). Текстура — видимые на поверхности материала признаки внутренней структуры. Выразительной текстурой обладают, например, изделия из древесины, камня, кожи. Различные текстуры используют как декоративное средство, выявляющее эстетическое своеобразие материала.

Цвет. Это свойство тел вызывать те или иные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого, пропускаемого или излучаемого ими света. Различают физические, физиологические, эмоционально-психологические свойства цвета. К физическим свойствам цвета относят цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность. Цветовой тон — это то, что позволяет отличить один цвет от другого: красный, зеленый, синий и т.дркость, или светлота, характеризуется количеством отраженного или пропущенного света. Каждый цвет обладает определенной светлотой. Оранжевый светлее красного, синий темнее голубого, коричневый темнее розового и т.д.

Все цвета делят на ахроматические и хроматические. Ахроматические — белые, серые, черные — не обладают избирательным поглощением и отличаются друг от друга светлотой. Хроматические — спектральные и смешанные — различают по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Под насыщенностью понимают долю чистого спектрального цвета в данном цвете. Она определяется в процентах. За 100 % принимают насыщенность соответствующего спектрального цвета, а за нуль — белый или другой ахроматический цвет. Таким образом, спектральные цвета имеют насыщенность, равную единице, а ахроматические — нулю. Самыми насыщенными цветами являются основные спектральные и пурпурный. Их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Цвета, расположенные между основными спектральными, — промежуточные (желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый), менее насыщенные, их называют сложными, спокойными, сдержанными, мягкими. Насыщенность любого цвета уменьшается при добавлении к нему белого или черного. Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называют разбеленными (розовый, сиреневый и др.). Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления черного цвета, называют затемненными.

Физиологические свойства цвета — это его способность воздействовать на человеческий организм, например:

- интенсивный красный цвет вызывает слишком сильное возбуждение, повышает артериальное давление;

- зеленый способствует расширению капилляров, снижает артериальное давление, снимает зрительное утомление, успокаивает; желтый стимулирует деятельность мозга;

- голубой и фиолетовый благотворно влияют на легкие и сердце, увеличивая их выносливость;

- серый и черный цвета могут вызывать угнетенное, подавленное состояние.

Эмоционально-психологические свойства цвета связаны с физиологическим воздействием и всякого рода иллюзиями и ассоциациями. Так, по характеру восприятия все цвета делят на теплые и холодные. Теплые цвета — красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый — ассоциируются с солнцем, огнем, теплом. Они яркие, броские, динамичные, увеличивающие размер и объем. Холодные цвета — голубой, синий, фиолетовый, зелено-голубой — ассоциируются с водой, льдом, холодом. Цвета эти более спокойные, менее выделяющиеся.

Различают цвета легкие и тяжелые. К легким относят все светлые и холодные цвета, к тяжелым — темные и теплые. Цвета делят на «выступающие» — светлые и теплые и «отступающие» — темные и холодные. Свойства цвета приближать или удалять, делать предметы более легкими или тяжелыми, увеличивать или уменьшать их объем широко используют в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В частности, пространственные свойства цвета позволяют создать видимую глубину изображения на плоском полотне картины.

В силу ассоциативного характера восприятия цвета вызывают разные чувства и ощущения у человека, особые душевные настроения, навевают какие-то образы:

- красный цвет воспринимается как возбуждающий, горячий, самый активный и энергичный, мужественный, страстный, цвет доблести, силы, мощи;

- зеленый — спокойный, умеренный и освежающий — создает впечатление мягкости, приятного и благотворного покоя; символ весны, плодородия, юности, свежести, радости, надежды, воспоминаний;

- желтый — возбуждающий, оживляющий, бодрый, веселый, суетливый, кокетливый, несколько дерзкий, цвет веселья и шутки, символ солнечного света, тепла, счастья;

- оранжевый — жаркий, бодрый, веселый, пламенный, жизнерадостный;

- голубой — светлый, свежий и прозрачный; белый — легкий, холодный и благородный, символ чистоты.

На восприятие цвета влияет целый ряд факторов, которые могут изменить видимый цвет тел. Изменение их цвета часто связано со спектральным составом источников света. Так, в свете ламп накаливания желтых лучей больше, чем в солнечном свете, поэтому желтые цвета становятся более насыщенными, красные светлеют, оттенок становится желтым, голубые темнеют, сиреневые приобретают желтый оттенок, а фиолетовые — красный. Цвет материала зависит также от фактуры поверхности. Цвета на глянцевых блестящих поверхностях кажутся более светлыми, на матовых — более темными (атлас и бархат).[3.C.34-35]

Восприятие цвета зависит, кроме того, от явлений контраста. Различают одновременный и последовательный контрасты. В свою очередь одновременный контраст может быть контрастом по светлоте и цветовым, или хроматическим. Одновременный контраст по светлоте заключается в том, что цвета, расположенные на темном фоне или рядом с ним, светлеют, а на светлом или рядом с ним — темнеют. Белый цвет на черном фоне кажется особенно ярким, а черный на белом — глубоко черным. Одинаковые серые кусочки ткани на черном, белом и сером фоне будут выглядеть по-разному. На белом фоне ткань кажется темнее, на черном — светлее, на сером почти не изменится.

Разновидностью контраста по светлоте обусловлен и краевой, или пограничный, контраст. На границе светлого и темного светлое еще более светлеет, а темное темнеет, что создает впечатление неравномерно окрашенных площадей. Для уничтожения краевого контраста плоскости разделяют контурной линией.

Одновременный хроматический контраст представляет собой изменение цвета в зависимости от окружающего его другого цвета. Цвет всегда изменяется в сторону, противоположную (дополнительную) окружающему цвету. Для каждого хроматического цвета может быть найден другой хроматический, который при смешении с первым в определенных соотношениях дает ахроматический. Такие два хроматических цвета называются дополнительными. На цветовом круге дополнительные цвета располагаются на противоположных концах диаметров. Дополнительными парами цветов являются: красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленый и пурпурный и др.

В результате хроматического контраста серый цвет на разных фонах приобретает неодинаковую кажущуюся окраску. Так, на красном фоне серый узор зеленеет, на зеленом — краснеет, на синем — желтеет и т. п. Цвет представляет собой не только элемент формы, но и важное средство объединения и гармонизации других ее элементов.

Светотень. Она является следствием разного угла падения световых лучей от источника освещения на форму и характеризуется распределением светлых и темных участков на ее поверхности. Образование светотеневых эффектов зависит от формы предмета, рельефности и фактуры материала, направления падения лучей от источника освещения. Светотень на одежде, например, в значительной степени обусловлена рельефом формы. Рельеф создается складками, накладными деталями, швами, фалдами, драпировкой и т.д. Обилие деталей и драпировок перегружает форму светотеневыми эффектами и увеличивает ее объемность. Если же светотень образована редкими вертикальными линиями, объем формы зрительно уменьшается: действует эффект зрительных иллюзий.

Декор (фр. decor, лат. decoro — украшаю). Это элемент формы изделий в виде орнамента или рисункарнамент (лат. ornamentum — украшение) — рисунок (узор), построенный из организованных элементов. Различают два основных типа орнамента: геометрический и изобразительныйеометрический орнамент построен из абстрактных геометрических форм (квадратов, треугольников, ромбов, кругов), а также штрихов, точек и линий, которые, чередуясь в определенном порядке, позволяют получить узоры от самых простых до очень сложных.Изобразительный орнамент воспроизводит конкретные предметы реального мира — растения, животных, вещи. Изобразительным орнаментом широко украшают ткани, изделия из трикотажа, стекла, керамики и т.д.

Вывод: Все эти факторы можно и нужно использовать при выборе предмета, который будет участвовать в постановке. Ведь предмет несёт большую смысловую нагрузку, и чтобы зритель правильно воспринял всё что хочет передать постановщик, важно учитывать структурные свойства предметов. Предмет должен хорошо просматриваться на сценической площадке, он не должен теряться, важно чтобы предмет гармонировал с костюмом и декорациями. Если учесть все перечисленные выше особенности, можно создать неповторимую психологическую атмосферу постановки.

 

 

1.2. Использование предмета в дефиле

 

Использование предмета в постановке дефиле стало одним из важнейших приемов художественно-образной выразительности, а также неотъемлемой частью постановок. Для манекенщиц предмет стал особенным средством выражения отношения человека к окружающей действительности. Использование предмета в дефиле, дополняет задуманный образ в постановке и способен в пластических образах раскрыть актуальные для общества проблемы, зафиксировать в постановке представления о вещах, ставшие уже традиционными или возникшие в общественном сознании совсем недавно. В дефиле с предметом отражаются все типичные черты современной культуры: эклектичность, фрагментарность, полисимволичность, многозначность.

Использование бытовых вещей и предметов в постановках является неотъемлемым компонентом.

Вещи и бытовые предметы применяются во всех направлениях искусства моды. Этими обстоятельствами определяется необходимость описания художественно-образной структуры предмета в дефиле и осмысления опыта использования вещей как важного элемента информационного пространства в постановке.

Что такое дефиле? В привычном понятии дефиле – это демонстрация одежды из новой коллекции на моделях. Синоним - «модный показ». Обычно дефиле проходит на подиуме с целью представления одежды для продажи.

Сегодня дефиле – это неотъемлемый атрибут любого успешного Дома моды. Это традиция, от которой отказаться невозможно. Вещи и бытовые предметы применяются в дефиле постоянно в качестве рекламы.

Каждая модница всегда ищет изюминку в своем гардеробе. Ведь дефиле – это не просто показ одежды, это постановка, целый спектакль на определенную тематику. Коллекции, как правило, совершенно разные и не похоже друг на друга. Яркость красок, музыка, цвет и, конечно же, главный атрибут вещь и предмет.

Манекенщица показывает вроде бы особую вещь с другой стороны. Возьмем, допустим, платок, который представлен в коллекции одежды в стиле кантри. Модель при помощи дефиле должна раскрыть предмет, так как никто из окружающих даже не мог бы подумать.

Абсолютно любую вещь можно прорекламировать и преподнести ее с другой стороны при помощи дефиле будь это книги, шляпа, куртка, зонт и т.п. Передать задуманный образ донести зрителю смысл любого предмета главная задача моделей.

Предметы в системе дефиле можно рассматривать как продолжение и развитие процесса поиска телесно-духовного соответствия человека и вещи. Предметная среда обычно рассматривается с точки зрения антропологического подхода. Но в системе отношений человека и вещи, человек выступает не только как субъект, который формирует жизненную среду, но и как объект, который изменяется под воздействием материально-культурной среды. Вещь как зеркало, она отражает индивидуальные способности, знания, вкусы, развитие культуры и цивилизации, различные технологии и методы, отношения культуры с природой. Предмет открывается для нас как нечто сугубо материальное, но отличное от вещества природы, не сводимое к совокупности своих технологических характеристик и функциональных качеств, связанное с человеческим существованием, жизнью человека в культуре. Когда мы обитаем в мире вместе с вещами, мы чувствуем себя более защищенными. Вещь как часть бытия, она не может быть только элементом культуры. Мир предметов как продолжение человека в природе. Человек фиксируется в вещи, поэтому окружающими она рассматривается, как и он сам. Вещь ценится не сама по себе, а за то, что она выступает знаком. Предметы, как и люди, имеют свое неповторимое лицо, свою свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Одной из составных частей является предметная режиссура, т.е. работа постановки с предметом или предметами. Самой важной частью этой работы является то, чтобы предмет, выбранный для работы, был действительно необходим. Предмет берется только тогда, когда без него выбранная постановка теряет смысл.

Как известно, модельное искусство в большей степени зрелищное искусство и образную информацию передает через визуальные образы. Манекенщица и обыденные предметы, которые вовлекаются в пластическое действие, становятся взаимодополняющими знаками. Любые движенческие нюансы, воспроизводимые моделью относительно вещи, а также мельчайшие детали самого предмета (его форма, текстура материала, размер, цвет) складываются в дефиле в единую визуально-образную картину, которая и предлагается для прочтения зрителю. В этом совместном «диалоге» и человек раскрывает вещь, наделяя ее смыслами, и вещь раскрывает человека, придавая его движениям эмоциональную окраску. Для выбора предмета в свою постановку важно учитывать многие факторы - это и функциональное предн6азначение предмета и её внешний облик, который складывается из цвета, формы, фактуры и других компонентов. Всё это помогает с точностью передать замысел и донести до зрителя идею в выгодном свете.

Безграничное использование предметов в дефиле украшает и обогащает коллекцию. Очень много уже придумано, но творческая мысль безгранична и дает силы для следующих оригинальных и ярких решений.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

Алперс

, Б. Искания новой сцены. / Б.

Алперс

. — М.: Искусство, 1985.-398 с.

Анастасьев, А. О современном театре. / А. Анастасьев.

.: Искусство, 1961.-383 с.

Базыма

, Б. А. Цвет и психика. Монография / Б. А.

Базыма

. — Харьков: 2001.- 118 с.

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М.: Изд. им. Сабашниковых, 2003. – 187с.

Баршак

, А. Художественная атмосфера спектакля. / А.

Баршак

.

.: Искусство, 1989.-186 с.

Бердяев, И. Философия творчества, культуры, искусства: / И. Бердяев

;

в 2-х т. М.: Искусство, 1994. - 509 с.

Березкин, В. И. Искусство оформления спектакля / В. И. Березкин. — М.

:

Знание, 1986.- 128 с.

Бодрийяр

, Ж. Символический обмен и смерть / Ж.

Бодрийяр

;

пер. с фр., вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.

:

Добросвет

, 2000. - 390 с.

Бодрийяр

, Ж. Система вещей / Ж.

Бодрийяр

;

пер. с фр. С. Н.

М. Наука, 2000. – 174с.

Брагина, JI. И. Символы и знаки реальности в истории :

учеб

.п

особие

/ JI. И. Брагина

;

Моск

. гос. ун-т культуры и искусств. М.

:

МГУКИ, 2003.- 174 с.

Герасимова, И. А. Философское понимание танца / И. А. Герасимова /

Вопр

. философии 1998. - № 4. - С. 50-63.

Голубева О.Л. Основы композиции/О.Л. Голубева. – М.: Искусство, 2004 – 121с.

Грицак

, Е. Н. История вещей от древности до наших дней / Е. Н.

Грицак

, М. И. Ткач. М.

:

Рипол

-классик, 2003. - 607 с.

Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.

:

Искусство, 1972.-440 с.

Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган СПб

. :

Петрополис

, 1996. - 416 с.

Лебедева, Г. Д. Балет: семантика и

архитенктоника

/ Г. Д. Лебедева. СПб. : Лань

:

Планета музыки, 2007. - 160 с.

Лосев А.

Ф.Проблемы

символа и реалистическое искусство

:

2-е изд.,

испр

. / А.

Ф.Лосев

. - М.

:

Искусство, 1995. - 320 с.

Михайлова, А. А. Сценография: теория и опыт. Очерки / А. А. Михайлова. — М.

:

Советский художник, 1990. — 336 с.

Рахманкулова

, Д. Р. Вещь как мера культуры человека /Д. Р.

Рахматкулова

. канд.

дис

. Н. Новгород. 2005. — 175 с.

Щапова, Ю. JI. Введение в

вещеведение

: естественный подход к изучению других вещей

:

учеб. Пособие / Ю. JI. Щапова. М.

:

МГУ, 2000. -144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x