Использование электронных образовательных ресурсов

Автор: Болясов Андрей Борисович

 

Использование электронных образовательных ресурсов

 

на уроках  технологии

 

       Болясов  Андрей Борисович – учитель технологии (andrei.bolasov@yandex.ru).

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)  г. Красный Сулин Ростовской области.                                  

 

              Аннотация

 

     В работе представлен опыт работы по использование электронных образовательных ресурсов на уроках  технологии.

 

              Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху бурного развития информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы все его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не должен заканчиваться в школе или вузе, он должен быть непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках   Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

 

     В современной школе учитель должен не только научить ученика учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. И в этом современной школе помогают электронные образовательные ресурсы ЭОР и образовательные интернет - ресурсы. Готовясь к своим урокам , начинаю с поиска дополнительной информации и наглядности в сети Интернет. Затем тщательно продумываю, в каком виде лучше подать материал, какие формы организации учебной деятельности применить. Компьютер позволяет усилить мотивацию обучения. Это существенно позволяет мне изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями , графиками. Занятия становятся привлекательными, современными, осуществляется индивидуальное обучение., объективно и своевременно проводится контроль и подведение итогов. Используя ЭОР значительно облегчает и сокращает мое время подготовки к урокам, позволяет мне организовывать новые виды учебной деятельности, определяя оптимальное содержание урока, формы и методы обучения.

 

      Текстовый редактор Word  использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в мастерской. Материал готовиться в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Использую различные тестовые системы. Это позволяет быстро оценивать знания по пройденной теме. Компьютер объективно оценивает знания. При этом  у учащихся наблюдается  повышенная ответственность в подготовке к урокам, а также активная познавательная деятельность учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключение.

 

    С помощью офисного приложения Excel создаю графики и диаграммы в ходе изучения тем , в которых фигурируют количественные показатели. Созданные в Excel и интегрированные в Power Point кроссворды  с наложением анимации способствуют развитию познавательной активности учащихся.

 

     Обучение труду требует широкого применения таких пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.
С помощью программы
Power  Point создаю презентации уроков, мультимедийные учебные пособия с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих работ. Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор и закрепить навыки получе6нные на уроках. Использование презентации в качестве наглядного пособия позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Презентация использую в различных учебных ситуациях: в процессе сообщении теоретических и технико-технологических сведений, при обобщении и закреплении пройденного материала. Демонстрацию мультимедийного пособия обязательно сочетаю с анализом наглядного образца изделия, с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений в тетрадях, образцами поузловой обработки и т.п. Используя электронное пособие с текстовым материалом, отрабатываю с детьми основные технологические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники пополняют свой словарный запас. При объяснении нового материала
 не вывожу на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предлагаю учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.
Разнообразную работу по содержанию мультимедийной презентации провожу и после её просмотра: описание по памяти понравившегося слайда; составление вопросов к отдельным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п. Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру её содержания. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети под моим руководством учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом я организую единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся.
     Использование ИКТ на уроках технологии позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал, мотивацию, интерес к предмету, что положительно сказалось на успеваемости учащихся
.

 

   Благодаря использованию ЭОР  организовываю учебный процесс не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Эти формы обучения особенно актуальны для одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, долгое время находящихся на лечении. Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
• Экономию времени при объяснении нового материала;
• Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
• Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение знаний;
• Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
• Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
• Вариативность в работе учителя
      Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.
      Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся мной методически грамотно, повысили познавательную активность учащихся, помогли создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале что, привело к повышению эффективности обучения.
      Интернет-ресурсы в деятельности учителя также играют огромную роль. В нашей глобальной сети можно найти много полезной, но в тоже время неверной информации. Поэтому перед использованием материалов в своей практике сначала внимательно их нужно изучить.

 

     Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ЭОР в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Также позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление  учебным процессом , является социально значимым и актуальным.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x