Использование ИКТ для повышения уровня образования дошкольников | Верхозина Ирина Михайловна, Стагнеева Елена Леонидовна. Работа №308257
Использование ИКТ для повышения качества
обучения, воспитания и развития дошкольников
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Как сказал немецкий философ и социолог Георг Зиммель "Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего не знает".
В настоящее время компьютеры в школах уже не воспринимаются как что-то редкое, необычное. Дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. "Каждый участник образовательного процесса сам решает идти в ногу со временем или вышагивать пятками назад".
В соответствии ФГОС ДО одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными
технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Для сегодняшних детей мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки, планшеты. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию.
Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе электронных дидактических и познавательных пособий. Это различные электронные дидактические игры, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Так как дети большую часть времени проводят в дошкольных заведениях, то на воспитателей возлагается ответственность донести и привлечь внимание детей к образовательной деятельности с применением ИКТ технологий для достижения более успешных результатов в воспитательно-образовательном процессе.
Педагог должен уметь:
1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)
Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис,
Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
ИКТ как средство интерактивного обучения - позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
Использование компьютерных технологий помогает:
• Привлекать пассивных детей к активной деятельности, преодолеть трудности
• Делать образовательную работу более наглядной
• Формировать информационную культуру у детей и адаптировать
дошкольников к обучению в школе, продвигать ребенка в общем развитии
• Активизировать познавательный интерес, повышать качество знаний,
вносить радость в жизнь ребенка
• Формировать интерес педагога к его работе, вносит радость в жизнь ребенка.
Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете
Группа сайтов, непосредственно посвященные работе воспитателя и содержат много полезной информации, разработок, которыми педагог может воспользоваться в своей работе – это:
ü Сайт «Учительский портал",
ü «Дошкольное образование»,
ü Сайт «Дошкольник»,
ü Сайт «МАААМ»,
ü Сайт «Дошколенок», «Почемучка»,
ü «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду».
Они содержат: большое количество презентаций для педагогов ДОУ по различным направлениям, конспекты НОД, сценарии праздников, потешки, стихи, рассказы, сказки для детей, пальчиковые игры, раскраски, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и многое другое.
Сайтов для педагогов очень много и все они призваны помочь в организации образовательного процесса. С помощью их мы можем разнообразить свою деятельность, повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся.
Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций
Презентация – это красочные анимированные слайды с красивыми картинками, отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада. И соответственно прекрасный помощник при проведении занятий.
Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психофизического здоровья, и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; - компьютер является отличным средством для решения задач обучения; - постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; - компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе; - компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Использование компьютера, безусловно, не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но в тоже время, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.
Поэтому, нам, педагогам необходимо целесообразно применять ИКТ при планировании различных мероприятий, для накопления и сохранения методической базы с целью достижения эффективности в процессе обучения и воспитания детей.
b010190ddb688ea00fda932a54fdd732.docx