Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование ИКТ на уроках биологии для обучающихся с ОВЗ | Новосёлова Ирина Васильевна. Работа №334030

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Современное содержание образования предполагает активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательные учреждения. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникационные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях школы-интерната.

 

 

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии в для обучающихся с ОВЗ
Современное содержание образования предполагает активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательные учреждения. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникационные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях школы-интерната.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствует стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
- изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
- представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
- осуществлять контроль, самоконтроль;
- проводить лабораторные и практические работы.
Можно отметить несколько наиболее важных причин почему я примененяю компьютер на уроках:
Это помогает мне в организации процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;
Дает реальную возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
Расширяет возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
А также при обучении в школе с ОВЗ большое значение имеют наглядные методы обучения (общеизвестно, что без них невозможно преподавание естественнонаучных дисциплин), что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий. Множество объектов, изучаемых в школьном курсе естествознания, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться обучающимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение биологии требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино-, и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.
Компьютер, как универсальное средство сбора, хранения, обработки обмена и представления информации, способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы). Компактность хранения информации позволяет разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов. Используя базу данных, подготавливаю раздаточный материал (карточки, схемы, , дидактические игры), иллюстративный материал (таблицы, схемы, видеофрагменты), создаю мультимедийную учебную презентацию.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых обучающихся. Поэтому, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий – мультимедийных презентаций.
Учебный материал, представленный в виде презентации, за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, фрагментов учебных кино- видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных способностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Демонстрацию мультимедийного пособия сочетаю с работой по карте, тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях и на печатной основе, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.д.
Мультимедийная презентация презентация позволяет мне:
- Регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями у/о школьников (благодаря управлению сменой слайдов учителем);
- Регулировать объем информации, что будет способствовать лучшему усвоению материала (учитывая небольшой объем восприятия (в 3 р. меньше), замедленный темп усвоения);
- Включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности – способствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход;
- В случае затруднений – есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду (для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа);
- Реализовать принцип многократного повторения – при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал. Это предполагает использование большого количество таблиц, схем и т.д. ММП позволяет заменить 1-2 слайдами.
- Осуществлять самопроверку обучающимися при показе на экране правильного ответа;
- Осуществлять коррекцию речи обучающихся, облегчает работу с основными понятиями и словарными словами.
Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отвожу активную роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под моим руководством учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, это дает мне возможность организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.
Я сделала вывод, что применение мультимедийной презентации на уроках естествознания целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо:
- Познакомить обучающихся с природными объектами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир, нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
- Продемонстрировать опыты, связанные с трудоемкостью (Обнаружение в почве минеральных солей);
- Показать обучающимся скрытые процессы и явления (движение крови в организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы);
- Продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы (образование плодов и семян);
- Познакомить с микро или макрообъектами (клетка, планета и т.д.);
- Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.);
- Продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие пищу хищники, вскармливание детенышей).
Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда я занимаюсь творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий в школе для обучающихся с ОВЗ позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии, способствует росту моего профессионализма и самообразования, а также активизирует познавательную активность учащихся, меняет отношение учащихся к компьютеру, как к игрушке, а начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×