Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности управления организацией проектной деятельности в ДОУ | Жукова Анна Владимировна . Работа №334031

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты управления организацией проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях модернизации дошкольного образования. Проанализирован инструментарий данного типа управления, критерии эффективности управления организацией проектной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: управление, проектная деятельность, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, ФГОС.

 

Особенности управления организацией проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

 

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты управления организацией проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях модернизации дошкольного образования. Проанализирован инструментарий данного типа управления, критерии эффективности управления организацией проектной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: управление, проектная деятельность, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, ФГОС.

 

Anna Vladimirovna Zhukova

 

Features of managing the organization of project activities in the educational process of a preschool educational organization

The article discusses the theoretical and practical aspects of managing the organization of project activities in the educational process of a preschool educational organization in the conditions of modernization of preschool education. The tools of this type of management, the criteria for the effectiveness of the management of the organization of project activities in the educational process are analyzed.

Keywords: management, project activity, educational process, preschool educational organization, FGOS.

 

Система дошкольного образования сегодня активно реализует новые федеральные государственные образовательные стандарты. После дошкольной жизни у каждого воспитанника должен быть сформирован комплекс взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося, необходимых ему для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности [1]. В федеральном государственном образовательном стандарте прописано о необходимости развивать мотивационную готовность к обучению. Внедрение образовательных стандартов вносит изменения в структуру, наполнение и ресурсное обеспечение образовательной деятельности, в систему оценки полученных образовательных результатов, а также требований к профессиональным компетенциям руководителей и реализации ФГОС в образовательном процессе. Таким образом, обновляющейся российской системе образования необходимы такие образовательные технологии, которые бы совершали связь обучения с жизнью и формировали активную, самостоятельную позицию обучающихся [5; 6]. Такой технологией по праву может считаться проектная деятельность.

Общие теоретические подходы к организации проектной деятельности в образовательных организациях представлены в работах А. Н. Дахина, В. Г. Коротаева, В. С. Лазарева, О. Е. Лебедева, П. И. Третьякова. Ученые пришли к выводу о том, что управление проектной деятельностью это такой тип управления, при котором посредством планирования, организации, руководства, контроля процессов и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается качество образования [8; 9; 10; 12].

Практические аспекты проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях рассматривались М.А. Бодровой, Н.А. Виноградовой, Е.И. Горбуновой, Л.В. Жолтко и Н.В. Микляевой. В работах данных авторов управление организацией проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации рассматривается как управление в дошкольной образовательной организации в условиях инновационного режима функционирования опирающееся на методы разработки и внедрения управленческих проектов и предполагающее обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной практики [3].

Тема организации проектной системы совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей раскрывается в работах А.И. Бурениной, Л.И. Колонтаевой. Особый акцент авторами сделан на проектировании интегративной развивающей программы предшкольного образования, состоящей из совокупности творческих проектов, базирующихся на реализации технологии проектной деятельности, на коллективное творчество педагогов и родителей [2].

В статье «Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы» Н.П. Флегонтовой проектная деятельность представлена, как способ усвоения знаний, при котором задаются многочисленные возможности, их применение в разных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Данный метод обучения, по мнению автора, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Его особенность заключается в том, что он делает образовательную систему открытой для активного участия родителей, оптимизируя учебный процесс в дошкольной образовательной организации [13].

Управление проектной деятельностью включает ряд последовательных процессов: процессы принятия решения в начале выполнения проекта; процессы планирования (определение целей задач, способов достижения цели, критериев успеха и оценки проекта); процессы исполнения (координация людей и других ресурсов для выполнения плана); процессы управления и контроля (мониторинг, измерение хода работ, определение необходимых корректирующих действий); процессы завершения; процессы анализа и оценки результата [4]. Важно отметить, что все процессы связаны своими результатами, то есть результат выполнения одного процесса становится исходной информацией для другого.

Управление организацией проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, по мнению Е.И. Горбуновой, может осуществляться двумя путями:

- проектирование с последующим созданием, совершенствованием и освоением на практике научных типовых моделей систем управления (технология проектирования, модели системы внутри-дошкольного управления, экспериментальные проверки);

- собственно проектирование коллективом дошкольного учреждения на основе системного подхода (администрация, педагогические работники, родители) [7, с. 17].

Необходимо помнить, что проектная деятельность педагогов дошкольной образования должна реализовываться с учетом ряда психолого-педагогических условий:

– уважение к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

– использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

– построение взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на возможности и интересы каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

– поддержку доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

– поддержку инициативы и самостоятельности детей в деятельности;

– возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

– защиту детей от всех форм физического и психического насилия;

– построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка [11].

Существует также ряд важных условий осуществления проектной деятельности, которые требуют от педагогов дошкольного образования навыков ведения экспериментальной работы. Например, находить и на практике проверять новые идеи, выстраивать систему работы, уметь прогнозировать результаты, владеть диагностикой. Поэтому необходимы определенные условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Педагог, используя проектную деятельность в образовательном процессе ДОО должен знать задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста детей. Скажем, если для детей младшего дошкольного возраста необходимы условия для вхождения в проблемную и игровую ситуацию, активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности, то для детей старшего дошкольного возраста важен процесс формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умений определять методы решения проблемы сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, умений решать поставленную задачу с использованием различных методов, вести конструктивную беседу, пользоваться специальной терминологией.

В заключении отметим, что проектная деятельность – это:

- сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, и как правило, педагогам дошкольного образования необходима методическая поддержка, консультации, мастер-классы по современной проектной технологии;

- одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, связанная с предварительной разработкой основных деталей предстоящего взаимодействия педагогов и обучающихся, влияющая на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающая качество воспитательно-образовательного процесса.

Практика показывает, что организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации связана с определенными проблемами, обусловленными отсутствием системного подхода к организации проектной деятельности, а также недостаточным уровнем готовности педагогов к использованию данной технологии в своей работе.

Литература

Алисов Е.А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения.

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус

. 2016. Т. 15. 

№ 3

. С. 41-45.

Буренина А.И.,

Колонтаева

Л.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования:

методич

. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2007.

Виноградова Н.А.,

Микляева

Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:

методич

. пособие - М.: Айрис-пресс, 2007. С. 97-99.

Волобуева Л.М. Структура управления дошкольным образовательным учреждением / Л.М. Волобуева // Управление дошкольным образованием. – 2014. № 1. С. 8-15.

Головятенко Т.А. Развитие инновационности педагога средствами рефлексии.

В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Научные труды Международной научной конференции. 2013. С. 26-28.

Головятенко Т.А. Субъектно-деятельностные образовательные технологии в работе педагога.

Вестник университета

. 2011. 

№ 6

. С. 29-31.

Горбунова Е.И. Проектное управление дошкольной образовательной

организацией / Е.И. Горбунова // Ученые записки. Выпуск 35. Актуальные проблемы образования ХХI века как фактор развития человеческого капитала / Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы, перспективы и тенденции развития человеческого капитала в России» (22 марта 2014 года, Москва, НОУ ВПО «СФГА») / Под научной редакцией В.В. Грачева – Москва : ООО «Вариант» – НОУ ВПО «СФГА», 2014. 143 с.

8. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределённость // Стандарты и мониторинг. 2004. № 1. С. 24.

9. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы // Сельская школа. 2004. № 1. С. 17.

10. Лебедев О.Е. Эффективное управление школой в современных условиях. СПб.: КАРО, 2006. 272 с.

11. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным

дошкольным образовательным учреждением / Л.В. Поздняк // Управление ДОУ. 2016. № 3. С. 25-29.

12. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. - М.: Новая школа, 2001. 304 с.

13. Флегонтова Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы / Н.П. Флегонова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2014. № 2. С. 10-17.

Literature

1. Alisov E.A. The essence of the technology of research and project training. Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. 2016. Vol. 15. No. 3. pp. 41-45.

2. Burenina A.I., Kolontaeva L.I. Designing an integrative program of preschool education: methodical. stipend. St. Petersburg: LOIRO, 2007.

3. Vinogradova N.A., Miklyaeva N.V. Quality management of the educational process in the Preschool educational institution: methodical. manual - M.: Iris-press, 2007. pp. 97-99.

4. Volobueva L.M. The structure of management of a preschool educational institution / L.M. Volobueva // Management of preschool education. – 2014. No. 1. pp. 8-15.

5. Golovyatenko T.A. Development of teacher's innovativeness by means of reflection. In the collection: Teacher's professionalism: essence, content, prospects of development. Scientific papers of the International Scientific Conference. 2013. pp. 26-28.

6. Golovyatenko T.A. Subject-activity educational technologies in the work of a teacher. Bulletin of the University. 2011. No. 6. pp. 29-31.

7. Gorbunova E.I. Project management of preschool educational

organization / E.I. Gorbunova // Scientific notes. Issue 35. Actual problems of education of the XXI century as a factor of human capital development / Materials of the international scientific and practical conference "Problems, prospects and trends of human capital development in Russia" (March 22, 2014, Moscow, NOU VPO "SFGA") / Under the scientific editorship of V.V. Grachev – Moscow : OOO "Variant" – NOU VPO "SFGA", 2014. 143 p.

8. Dakhin A.N. Pedagogical modeling: essence, effectiveness and ... uncertainty // Standards and monitoring. 2004. No. 1. p. 24.

9. Lazarev V.S. Innovation management - the way to school development // Rural school. 2004. No. 1. p. 17.

10. Lebedev O.E. Effective school management in modern conditions. St. Petersburg: KARO, 2006. 272 p.

11. Pozdnyak L.V. Theoretical foundations of management of a modern

preschool educational institution / L.V. Pozdnyak // Management of preschool educational institution. 2016. No. 3. pp. 25-29.

12. Tretyakov P.I., Belaya K.Yu. Preschool educational institution: management of education by results. - M.: New School, 2001. 304 p.

13. Flegontova N.P. Project activity in preschool education: problems and prospects / N.P. Flegonova // Preschooler. Methodology and practice of education and training. 2014. No. 2. pp. 10-17.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×