Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. | Салагина Надежда Николаевна. Работа №209263
Автор: Салагина Надежда Николаевна
Дошкольное детство – неповторимый период в жизни каждого человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот отрезок времени, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Человек рождается в семье. Семья является центром познания маленького ребенка и играет в процессе его развития главную роль. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………...………..…….….....….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ
Задачи
и содержание взаимодействия ДОО
с семьей в разные исторические периоды.
...….……………………………………………..……..……..…………..7
Средства информационно-коммуникационных технологий, как возможность взаимодействия дошкольной организации с семьей.
…..……………………………………………………………………..……….…….…………….13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ
2.1. Определение уровня заинтересованности родителей в взаимодействии с ДОО…………………… ………………………………….……………..…………25
2.2. Содержание и формы взаимодействия родителей и педагогов с помощью компьютерных технологий…………………………..……………………………36
2.3 Название параграфа …………………………………….………..…………....45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….............50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………..…………………………..………….…...55
Введение
Дошкольное детство – неповторимый период в жизни каждого человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот отрезок времени, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Человек рождается в семье. Семья является центром познания маленького ребенка и играет в процессе его развития главную роль. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[17, с.53]. Но любая семья – часть социума, поэтому придерживается определенных норм и правил, установленных в нем. Чтобы ребенок успешно развивался, он не должен быть изолированным от социальной действительности. Первым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад, где ребенок начинает усваивать правила и нормы поведения, учится общаться, взаимодействовать. И без помощи квалифицированных специалистов реализовать свою роль первых педагогов для своих детей мамам и папам будет очень сложно. Современная концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в понимании того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [17, с.53]. Изменения, которые происходят в настоящее время в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которое по многим параметрам зависит от того, насколько согласованны действия семьи и ДОО. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого воспитательно-образовательного пространства.
Федеральный государственный стандарт ДО стал важным ориентиром построения образовательной политики в вопросах сотрудничества с семьей. Он определяет принцип партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя их на участие в реализации программы ДОО в формате не привычного нам понятия «работы с родителями», как это было многие годы, а взаимодействия на всем протяжении дошкольного детства ребенка, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Воспитательные усилия должны взаимодополняться, а не противоречить друг другу. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. [19]
Между тем, проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Институт семьи на протяжении последних десятков лет очень быстро меняется и привычные технологии сотрудничества, имеющиеся в арсенале педагогов практиков не поспевают за темпами этих изменений. В настоящее время зачастую ощущается нежелание и неумение педагогов устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. В свою очередь необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к тому, что они стали меньше общаться как с детьми, так и с педагогами. Постоянная занятость, усталость постепенно породила отчуждение родителей от детей. Еще одна проблема современного мира, где реальную конкуренцию профессиональной позиции воспитателя составляет интернет, поскольку большинство молодых родителей именно в социальных сетях черпают сведения о воспитательных системах и педагогических приемах для развития своих детей, что не всегда благополучно сказывается на детях. Так родители тратят значительное время на поиск информации в социальных сетях, а также на обмен результатами своего поиска, порой это приводит к уменьшению взаимного общения с детьми. Поэтому направление работы педагогов должно быть направлено на расширение взаимодействия, на формирование среды, характеризующейся более высоким уровнем информированности.
В связи с вышесказанным мы приходим к противоречию между уже сложившимися традициями и современностью в проблемах взаимодействия семьи и детского сада. Несмотря на то, что в педагогике проблемой взаимодействия семьи и ДОО занимаются достаточно давно и на сегодняшний день выделено множество форм, чаще всего взаимодействие детского сада и семьи ограничивается (привычным опытом работы) сложившимся стереотипным опытом работы с родителями, включающим в себя: ежедневное общение во время приема детей, родительское собрание, участие родителей в детских праздниках и в благоустройстве группы. Родители в основном являются пассивными слушателями, в большинстве случаев они стесняются, не знают, как лучше поступить, а иногда и вовсе отстраняются от решения конкретных проблем, аргументируя свое безразличие нехваткой времени, усталостью, личными проблемами или вовсе незаинтересованностью. Поэтому педагоги стараются найти новые, эффективные формы взаимодействия с родителями.
Цель: поиск оптимальных вариантов организации взаимодействия педагогов и родителей.
Объект исследования: взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников.
Предмет исследования: средства информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии педагогов и родителей.
Гипотеза исследования: взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников будет эффективным, если использовать средства ИКТ.
Задачи:
Изучить проблему
вз
аимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в
литературе.
Рассмотреть к
акие требования диктует ФГОС при взаимодействии с родителями
,
и какие средства ИКТ целесообразнее при этом использовать.
Проанализировать уровень взаимодействия родителей и педагогов в детском саду.
Внедрить доступные средства И
КТ в пр
актику взаимодействия ДОО и родителей на конкретной группе детского сада.
Сделать выводы об эффективности или неэффективности взаимодействия дошкольной организации с семьей средствами ИКТ.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, анализ нормативно-правовой документации, педагогический эксперимент, анкетирование родителей, систематизация и анализ результатов исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ
Задачи
и содержание взаимодействия ДОО
с семьей в разные исторические периоды.
Воспитание ребенка можно отнести к разряду актуальных и вечных проблем человечества. Рассмотрев разные источники педагогической литературы, становится понятно, что вопрос о предпочтении семейного или общественного воспитания детей дошкольного возраста неоднозначен на протяжении многовековой истории. Например, Я. А. Коменский в своем труде «Материнская школа» не советует «отпускать детей из материнского крова и передавать преподавателям ранее шестилетнего возраста» (http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.html Ян Амос Коменский МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА). Позднее К. Д. Ушинский так же вынес убеждение, «что первоначальное образование и учение детей по крайней мере до 8-летнего и до 10-летнего возраста более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу» "Воспитание человека. Избранное" автора Константин Ушинский активная ссылка вида:( http://bookz.ru/authors/konstantin-u6inskii/vospitan_042/page-2-vospitan_042.html читать книгу Воспитание человека. Избранное).
В противоположность им, Роберт Оуэн считал, «Только право на всеобщее воспитание и труд может создать человечеству счастливое и разумное существование. Только раннее общее образование сделает ребенка понимающим цели общества, полезным его членом и создаст из него "нового человека"».
(Из книги "Новое существование человека на земле", ч. III, стр. XXX-XXXI).
В своей книге «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера» он писал, что ребенка необходимо удалять «от вредного влияния его невоспитанных и необразованных родителей». (Педагогические идеи Роберта Оуэна". Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940, стр. 150-151, 163-169, 143-146. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/st032.shtml)
Многие педагоги стояли на позициях сочетания семейного и общественного воспитания.
Так вслед за странами Западной Европы в последней трети XIX века в России появляются новые типы образовательных заведений. Мы приходим к выводу, что, несмотря на давнюю историю развития человечества, детские сады появились относительно недавно – почти два века назад.
С 60-х годов XIX века в помощь семье стали создавать детские сады, где рассматривалась идея организации сотрудничества в целях обеспечения благополучия ребенка. В результате появились разнообразные формы просвещенческого взаимодействия: родительские кружки, публичные лекции, курсы для матерей, с целью распространения педагогических знаний. К их работе подключались специалисты не из сферы образования, например, педиаторы. В помощь семье издавались периодические издания, книги, в которых рассматривались вопросы гигиены, нравственного воспитания, обучения.
В 20-е годы XX века провозглашались идеи полного отрицания значения взаимодействия с семьей, признание семейного воспитания считалось отсталым. После того, как в России была установлена советская власть, дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли стали открываться по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Основной целью дошкольного воспитания стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Наряду с этим многие педагоги считали, что семья вместе с государством должна нести воспитательные функции. Необходимость связи с семьей объяснялась тем, что детские учреждения, первыми принимая ребенка из семьи, продолжают дело, начатое именно в семье. Большой вклад, чтобы детские сады стали «бытовым явлением» http://www.rulit.me/books/doshkolnoe-vospitanie-voprosy-semejnogo-vospitaniya-i-byta-read-198216-11.html и в городе и в деревне внесла Н. К. Крупская, которая в своих выступлениях призывала женщин крестьянок и работниц объединяться, для того, чтобы сообща организовать разумный уход за детьми, устраивая ясли и площадки. Она сделала вывод о том, что надо обращать внимание педагогов на семью. Например, в своем выступлении «О детских яслях и площадках» она говорила, что «надо матерям учиться разумному уходу за детьми. Лучше всего им это расскажут на консультации, покажут в яслях, на детских площадках.» (пед сочинения в 10 томах с. 24). Так постепенно зародились и конкретизировались формы работы с семьей: посещение воспитателями детей на дому, беседы, родительские собрания и др., они просуществовали не один десяток лет, а многие существуют и сегодня: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (кротова, флшка, с.6) Поскольку, они существуют ни один десяток лет, то в практике работы детских садов получили название «традиционные».
Далее, в 40-е годы были актуальны идеи неразрывности общественного и семейного воспитания. Хотя, руководящая роль принадлежала детскому саду, это обосновывается тем, что деятельность педагога контролируется государственными органами и работа происходит на основе программно-методического документа «Руководство для воспитателя детского сада».
Рассматривая проблемы взаимодействия детского сада и семьи после 60-х годов XX века, О.Л. Зверева и А. Н. Ганичева в своих исследованиях делают выводы, что как семейное, так и общественное воспитание в изоляции друг от друга имеют свои преимущества и недостатки, а следовательно важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. (Зверева, ганичева, с.65). Большая работа велась по педагогическому просвещению родителей: на заводах и фабриках читались лекции на разные темы, проводились конференции по обмену опытом в воспитании детей.
В начале 80-х годов исследования О. Л. Зверевой показали, что педагогический всеобуч родителей проводился не во всех детских садах из-за недостаточной подготовки педагогов к работе с родителями. Не устанавливался необходимый контакт со слушателями, не удовлетворялись интересы и потребности родителей. Хотя исследования той же О.Л. Зверевой показывают, что родители нуждаются в педагогических знаниях.
В 1989 году в соответствии с «Концепцией дошкольного образования» были разработаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базировались на взаимосвязи детского сада и семьи. В «Концепции дошкольного образования» говорилось, что детский сад и семья связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Особое внимание должно уделяться взаимодействию детского сада и семьи.
Взаимодействие – это процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение. (зверева ганичева с.75). Так постепенно появились нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. (зверева, кротова, с.16)
Во время кризиса 90-х годов прошлого столетия произошли более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольных организаций. Это было связано с реформой образования, которая повлекла изменения и в системе дошкольного воспитания. Перестройка государственной политики в области образования стала причиной признания благоприятной роли семьи в воспитании детей и потребности взаимодействия с ней. Как теоретики, так и практики сходились во мнении о необходимости конструктивного взаимодействия, перехода от монолога к диалогу, формирование умения слышать проблемы друг друга и оказывать поддержку друг другу в их решении.
В последние годы развивается и внедряется новое видение взаимодействия семьи и дошкольной организации. Его смысл в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новое направление взаимодействия семьи и ДОО предполагает и новые отношения. Для гармоничного развития ребенка родители и педагоги должны действовать сообща, придерживаясь идентичных правил, помогать друг другу в самый важный период времени становления ребенка как личности, для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не
в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от того, как организована работа с родителями ребенок не эстафета, которую передают из рук семьи в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга. Важным условием взаимодействия является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Поэтому на современном этапе дошкольными учреждениями используется все многообразие форм сотрудничества.
Новый подход взаимодействия педагогов и родителей нашел свое отражение и в нормативных документах нового времени. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится:
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС
ДО
возрастает как
на
уровне каждого ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО.
[18]
На сегодняшний день, в отличие от предыдущих лет, нет ни одной программы дошкольного образования, в которой не было бы отражено сотрудничество с семьей. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой подчеркивается ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. (с.14) Современные тенденции взаимодействия рассматриваются как переход от совместной работы по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности, которая подразумевает личностно-равноправное общение, взаимную деятельность ответственных взрослых, совместное приобретение опыта.
Итак, можно сделать вывод, что опыт по решению проблем взаимодействия семьи с дошкольными организациями прокладывался к современному этапу тернистым путем от декларирования приоритетности интересов и норм государства до реальных попыток строить открытые отношения свободного диалога равноправных партнеров. И сегодня его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Сейчас существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Важным звеном в развитие современного понимания взаимодействия детского сада с семьей стало внедрение ФГОС, где одной из основных целей является – установление доверительных отношений между педагогами, детьми и родителями, объединение в одну команду, развитие необходимости делиться друг с другом своими трудностями и совместно их решать.
Средства информационно-коммуникационных технологий, как
возможность взаимодействия дошкольной организации с семьей.
Современныц курс образования направлен на социализацию ребенка, а детский сад и семья – два важных инструмента социализации детей. Как музыка держится на трех китах, так и работа по воспитанию и образованию дошкольников не представляется в современном мире без трех основных компонентов – родители + ребенок + педагог. Взаимодействие родителей и педагогов – обязательный критерий полноценного развития детей дошкольного возраста, так как наилучшие результаты достигаются там, где все заинтересованные взрослые действуют согласованно. Большинство современных семей – не принимают участия в педагогическом процессе ДОО, причина этому, прежде всего, их занятость, не желание идти на контакт; зачастую из-за нехватки времени они не имеют возможности полноценно участвовать в жизни детского сада для благополучного развития ребенка. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости поиска новых форм взаимодействия с родителями, актуальных на сегодняшний день, идущих в ногу со временем. И так как современного родителя практически невозможно представить без средств коммуникации, то необходимо использовать информационно-коммуникационное пространство. Ведь на сегодняшний день продиктованы качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду в свете федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и вступившими в силу в январе 2014 года ФГОС ДО, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. Согласно статье 29 Федерального закона от «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». [17, c.34]
В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей.
Успешное взаимодействие детского сада и семьи стало возможным благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), так как средства массовой информации, особенно электронные активно проникают в жизнь людей во всем мире. Приоритетное развитие и широкое практическое использование современных ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества является сегодня необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности, повышения уровня и качества как образования в целом, так и взаимодействия всех социальных институтов образования.
Что же такое ИКТ? Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина ИКТ – совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. 2009. http://methodological_terms.academic.ru/587)
Итак, ИКТ начинают занимать свое место в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций (ДОО), и мы понимаем, что сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ является значимым направлением работы дошкольной организации, потому что:
сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования;
педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования;
ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению у детей и вовлечь родителей в активную образовательную деятельность.
Необходимо разобраться, какие же средства ИКТ необходимы для взаимодействия. Обратившись к толковому словарю Ушакова, мы выяснили, что средство – это предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности. (http://enc-dic.com/ushakov/Sredstvo-73671/).
Средства икт - программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-терминов-понятийного-аппарата-информатизации-образования/средства-информационных-и-коммуникационных-технологий--средства-икт- К ИКТ относятся: ЭВМ, персональные компьютеры, локальные вычислительные сети,системы машинной графики, современные средства связи, обеспечивающие информационноевзаимодействие пользователей как на локальном, так и на глобальном (в рамках всемирной информационной среды) уровне.
Средства ИКТ, применяемые в системе взаимодействия можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную воспитателем для детей и родителей. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.
Проектор повышает уровень наглядности в работе педагога, а также возможность представлять родителям результаты своей работы с детьми.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в процесс взаимодействия информационные образы окружающего мира.
Внутригрупповая сеть позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные средства
Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
Источники информации - организованные информационные массивы ¬ энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: администрацией, родителями, общественностью.
И. В. Роберт, Т. А. Лавина выделяют следующие возможности средств ИКТ:
незамедлительная обратная связь между пользователем
и средствами информационно-коммуникационных технологий, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя
вызывает ответное действие системы, и наоборот, реплика
последней требует реакции пользователя;
компьютерная визуализация информации об объекте, процессе — наглядное представление на экране
объекта, его составных частей или их моделей; процесса или
его модели, в том числе скрытого в реальном мире;
компьютерное моделирование
объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих
как реально, так и «виртуально» — представление на экране
информационно описательной, наглядной
модели адекватно оригиналу;
архивирование, хранение больших объемов информации
с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;
(Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электронный ресурс] / Т52 составители И. В. Роберт, Т. А. Лавина. — 2-е изд. (эл.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 69 с. : ил. — (Информатизация образования). с.9 ISBN 978-5-9963-2223-7)
В настоящее время существует множество статей в различных источниках по применению икт при взаимодействии с семьей. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников.
Преимущества использования ИКТ, выделяемые современными педагогами во взаимодействии с родителями:
Оперативное получение информации;
Минимизация времени доступа к информации;
Возможность продемонстрировать любые фотоматериалы, документы;
Рост объема информации;
Обеспечение индивидуального подхода;
Оптимальное сочетание индивидуальной работы
с
групповой;
Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум).
Авторы выделяют следующие средства ИКТ сотрудничества с родителями воспитанников — это:
- сайт детского сада;
- сотовая связь;
- редакционно – издательская деятельность: электронная газета,
- электронная консалтинговая служба (электронная почта);
- медиатека;
- личная веб-страница педагога,
- телекоммуникоционный проект;
- дистанционные конференции.
Сайт детского сада.
Использование сайта детского сада является оптимальным вариантом работы по просвещению родителей через Интернет – создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания, разработанные специалистами.
Сайт — набор из нескольких десятков, сотен и даже тысяч веб-страниц, объединенных друг с другом общей темой, оформлением и ссылками. Это информационная единица, представляющая учреждение или отдельно взятого человека, доступная из любого уголка мира, а также одно из современных средств передачи информации.
На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общесадовскими традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Недостаток сайта: не всегда во время обновляется.
Сотовая связь. Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, а так же в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задать любой волнующий их вопрос или сообщить о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т. д. Преимущество в использовании сотового телефона – это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Электронная газета. Это еженедельные пакеты информации об услугах образовательного учреждения, объединенные разнообразной тематикой. Материалы в газете группируется по рубрикам в зависимости от содержания.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание. Не смотря, на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время.
Электронная почта - сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей, а на основе электронной рассылки информации. Электронная почта во многом напоминает обычную почтовую связь.
Электронная почта представляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Если нет возможности создать целый сайт, можно включить в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического характера. По электронной почте родителям рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению детей, фотографии дошкольников в детском саду и др. Для этого необходимо всего лишь собрать их электронные адреса и регулярно и заблаговременно (например, раз в две недели) сообщать членам семьи о каком-то событии или достижении. Естественно, информация о достижениях конкретного ребенка – это информация приоритетной важности. Однако не следует превращать электронную переписку в книгу жалоб. Тогда родители будут читать ваши письма с хорошим настроением. Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Преимущества использования электронной почты:
До сведения родителей можно доносить огромный объем информации;
Осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей.
4 принципа эффективного информирования родителей посредством электронной почты:
- актуальность;
- конкретность;
- позитивность;
- регулярность.
Закрытый сайт группы. Здесь публикуется методический и консультативный материал, фотоальбомы различных мероприятий, программный материал, расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями. Родители имеют возможность задать вопросы педагогам, касающиеся своего ребенка, внести предложения по организации воспитательного процесса в группе, поделиться впечатлениями и пообщаться друг с другом.
Личная веб-страница воспитателя в сети Интернет, где размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей, возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. Пользуются веб-страницей, в основном, те родители, которые недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться дома у компьютера. При работе с веб-страницей необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладывать личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и другое.
Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, занятия и др.)
Мультимедийные презентации
Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.( Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей Преподаватель высшей квалификационной категории, Иванушкина Т.А. ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»)
Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач:
Возможность точной, доступной и яркой передачи информации;
Одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста;
Быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов и родителей, но способствуют повышению качества взаимодействия. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить нужные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка, способов помощи ребенку в усвоении основной общеобразовательной программы.
Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.
Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых – недостаточная компьютерная грамотность некоторых педагогов и родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОО в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, призванные заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Сегодня сотрудничество с родителями реализуется через разнообразные формы общения. К традиционным формам взаимодействия с родителями относятся классические родительские собрания и консультации. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках имеют объективные трудности, это: - ограниченное количество времени у родителей как для посещения родительских собраний, так и для посещения консультаций в детском саду; - отсутствие возможностей для современного предоставления необходимой информации родителям
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество взаимодействия с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Глава2
Учитывая требования и вызовы XXI века, мы постараемся выявить различные аспекты средств ИКТ, установить сильные и слабые стороны, выявить тенденции на будущее.
Современные ИКТ, используемые в системе образования, создают потреб- ность в новых формах взаимодействия между педагогами и родителями, пред- полагающих уважение к работе и нагрузкам родителей и к их личным особенностям. Наш сайт богат не только важными информационными ресурсами, он дей- ствует как механизм эффективного регулирования сотрудничества педагогов и родителей. Дистанционная организация сотрудничества способствует под- держанию открытости и привлекательности ДО для детей и родителей. Такое сотрудничество способствует выполнению задачи по обеспечению социально- культурной, психологической и образовательной поддержки семьям, повыше- нию уровня родительской заботы и быстрой обратной связи между родителями и педагогами как участниками одного образовательного про- странства. Такое сотрудничество непосредственно включает родителей в жизнь нашего детского сада. Родители — важные партнеры в современном образовании 273_164_новая:Layout 1 23.11.2011 11:13 Page 503. Примеры из практики 51 Более того, родители могут пользоваться услугами удален- ной консультации для связи с психологом, логопедом, педаго- гом или врачом. Такие контакты возможны в любой момент, осо- бенно в случае заболевания ре- бенка или его неспособности регулярно посещать дошколь- ное учреждение. В процессе совершенствова- ния структуры нашего сайта мы нашли много возможно- стей, полезных и родителям, и персоналу нашей ДОО. Речь идет о моментальной обрат- ной связи между партнерами; предоставлении родителям возможности участвовать в жизни детского сада, быстро получать информацию о пред- стоящих событиях, об уходе за ребенком, образовании и раз- витии детей и многом другом (см. рис. 3.6.1.).
У большинства ДОО, участвующих в нашем исследовании, есть собственные веб- сайты, которые используются ими главным образом для эффективной коммуника- ции и контактов с родителями и общественностью (в главе 3 такое партнерство было продемонстрировано примером, предоставленным С12; мы вернемся к этому вопросу в разделе 4.5). Но некоторые ДОО развили свои сайты, предусмотрев в них возможности для игры и обучения детей. Однако ясна нехватка и недостаточность программ повышения квалификации в ИКТ или программ, выходящих за рамки общих навыков работы с новыми техно- логиями, специально предназначенными для преподавателей ДО, хотя те и про- являют огромный интерес к обучению55. Вне ДОО мы редко наблюдаем наличие опыта организации повышения квали- фикации в этой сфере. Ни в одном из полученных отчетов не упоминается о под- держке со стороны институтов или университетов, готовящих педагогов. Самая распространенная форма профессиональной подготовки — участие в начальной внешней программе (такие программы часто сосредоточены на базовых навы- ках работы на компьютере) с последующим самообучением педагогов методом «проб и ошибок». Иногда педагоги проходят этот этап самостоятельно, но, как правило, малыми группами, которые создаются в самих ДОО. Процесс протекает в форме неупорядоченного и спонтанного взаимного обучения коллег56 , целью которого является укрепление навыков эффективной реализации новой педа- гогики или улучшение позитивной обстановки в школе и классе57. Во многих ДОО организуют собственные курсы и семинары, иногда совместно с соседними или партнерскими организациями. Порой местные, региональные или национальные органы управления образованием организуют более систематические про- граммы. Некоторые педагоги активно участвуют в работе профессиональных (виртуальных) сетей. Отдельные организации помогают в распространении своего опыта, участвуя в организации региональных или национальных конфе- ренций для педагогов ДО. Умение педагогов обращаться с ИКТ формируется по-разному: на курсах про- фессиональной подготовки в Московском институте открытого образования, 55 Вот причина, по которой мы решили включить в этот документ довольно обширное Приложение 1, в котором содержится предложение о создании структуры предназначенных специально для педагогов ДО программ развития навыков работы с ИКТ. 56 Краткое толкование понятия «взаимное обучение коллег» см. в Глоссарии. 57 Исключением является профессиональная, проводимая без отрыва от работы, подготовка нескольких десятков педагогов ДО в год для вновь построенных детских садов в Москве, которые получают передовое ИКТ-оборудование (того типа, который описан в этом документе). Профессиональную подготовку и поддержку, которая продолжается в течение первого года работы детского сада, обеспечивает Московский институт открытого образования в сотрудничестве с Центром информационных технологий и учебного оборудования. 273_164_новая:Layout 1 23.11.2011 11:13 Page 984.4. ИКТ и повышение квалификации педагогов 99 на специальных занятиях, проводимых администрацией нашего центра, бла- годаря опыту, полученному в процессе работы. С13, ДОО в Москве, Российская Федерация Педагоги не участвуют в виртуальных сетях и не общаются с коллегами через персональные компьютеры. Они не создают образовательных инструментов с помощью компьютеров, не ходят на курсы, за исключением тех, которые поз- воляют овладеть базовыми навыками работы на компьютере. С3, ДОО в Праге, Чешская Республика Наши преподаватели участвуют в виртуальных сетях, а именно в сетях групп, называющихся «молодые педагоги», «логопеды», «психологи» и т.д. Педагоги пользуются также интернет-библиотекой (www.educom.ru) и образователь- ными ресурсами сайта «Первое сентября» (www.1september.ru) и пр. С10, ДОО в Москве, Российская Федерация
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ
2.1 Определение уровня заинтересованности родителей в взаимодействии с ДОО.
Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников будет эффективным, если использовать средства ИКТ, было организованно экспериментальное исследование на базе МБДОУ Детский сад №28 Осинниковского городского округа. Исследованием были охвачены родители воспитанников средней группы (29чел.).
Первый этап (констатирующий) проходил в период с 24 по 28 февраля 2016 года. Нас интересовало, насколько заинтересованы родители в взаимодействии с детским садом, с какой целью и как часто родители пользовались интернетом, присутствовало ли взаимодействие педагогов с родителями с использованием средств компьютерных технологий.
Задачи констатирующего эксперимента:
провести анкетирование родителей
для выявления степени их
заинтересованности во взаимодействии с ДОО;
провести анкетирование родителей
для выявления степени их готовности и заинтересованности в при
менении компьютерных технологий;
изучить условия для применения средств ИКТ в детском саду;
обработать и зафиксировать полученные результаты;
Нам было важно выяснить, насколько родители заинтересованы в взаимодействии с ДОО. Поэтому была разработана анкета, состоявшая из 6 вопросов. Вопросы сформулированы так, чтобы каждый родитель смог без затруднения ответить на них. Было опрошено 29 родителей.
Анализ полученных результатов показал следующее:
На вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством обучения и воспитания в детском саду?» 72% родители ответили «да», 28% - «затрудняюсь ответить» (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1
Удовлетворенность родителей качеством обучения и воспитания
Из ответов на вопрос, "удовлетворены ли вы профессионализмом педагогов ДОУ" видно, что в основном родители полностью удовлетворены профессиональным уровнем работников детского сада – 96%, лишь 4 % затрудняется с ответом (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
Удовлетворенность профессионализмом педагогов
Ответы на вопрос, "Удовлетворены ли вы состоянием игровых, спален, специализированных помещений" показали, что 60% родителей ответили «да»; 24% – «нет»; 16% - «затрудняюсь ответить» (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3
Удовлетворенность состоянием игровых, спален, специализированных помещений
Оценили уровень соблюдения безопасности пребывания детей в детском саду как высокий – 68%, средний – 20%, низкий – 0%, затрудняюсь ответить – 12% (см диаграмму 4).
Диаграмма 4
Уровень соблюдения безопасности пребывания детей в детском саду
Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий удовлетворены – 48%, не удовлетворены – 44%, затрудняются с ответом – 8% (см. диаграмму 5)
Диаграмма 5
Удовлетворенность степенью информированности о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий
Ответы на вопрос «Как по вашему, усваивает ли ваш ребенок образовательную программу детского сада?» показали следующее: 32% родителей считает – «в полном объеме», 28% - «не в полном объеме», 4% - «не усваивает совсем», 36% родителей – затрудняется ответить (см. диаграмму 6).
Диаграмма 6
Показатель усвоения программы, по мнению родителей
Анализ удовлетворенности родителей предоставляемых услуг в ДОУ показал, что в основном все родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг, профессионализмом педагогов, но все родители знают об уровне усвоения программы собственным ребенком.
Как же лучше организовать работу об информировании родителей о достижениях их детей, уровне освоения программы ребенком? Ведь большинство родителей заняты. И мы решили выяснить насколько родители готовы и заинтересованы в применении компьютерных технологий в организации взаимодействия с ними.
2.1.2 Определение уровня компетентности владения компьютерными технологиями родителей.
Анкетирование родителей было проведено для выявления степени их готовности и заинтересованности в применении компьютерных технологий. Нами была разработана анкета, состоявшая из 7 вопросов. Вопросы сформулированы так, чтобы каждый родитель смог без затруднения ответить на них. Было опрошено 29 родителей.
Анализ полученных результатов показал следующее:
На вопрос, "Давно ли вы пользуетесь Интернетом?" 84% родителей ответили 6-10 лет, 16% родителей – чуть менее 3-5 лет. (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1
Длительность пользования родителей Интернетом
Представленные в диаграмме показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне родителей как активных пользователей Интернет сети.
Также этот факт подтверждают и результаты второго вопроса "Как часто вы пользуетесь интернетом?"
60% опрошенных – постоянно пользуются услугами интернета; 24% хотя бы один раз в день; 12% – периодически и только 4% пару раз в неделю (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2
Периодичность использования родителями Интернета
Ответы на вопрос, "С какой целью вы используете Интернет?" показали, что 36% родителей используют его для общения; 28% – для работы; 16% и 12% читают новости и просто бродят по различным сайтам соответственно; и 8% играют в сетевые игры (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3
Цели использования Интернета родителями воспитанников
Из ответов на вопрос, "Где вы пользуетесь интернетом?" четко видно, что в основном родители пользуются им дома – 76%, а также некоторые пользуются им на работе – 20 %; и 4 % – "в другом месте" (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4
Места пользования родителями Интернетом
Подсчитав результаты ответов на вопрос " Какими компьютерными программами Вы пользуетесь?" мы выделили самые популярные: это Microsoft Office – используют все родители; Paint – 24% опрошенных; техникой Photoshop владеют 32% человек; Skype – 56%; 8% родителей пользуются различными специализированными программами (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5
Виды компьютерных технологий, используемые родителями
На вопрос "Хотели бы Вы, что бы педагоги в общении с Вами применяли компьютерные технологии?" 96% родителей ответили "Да" и 4% остались равнодушны (см. диаграмму 6).
Диаграмма 6
Заинтересованность родителей в применении педагогами компьютерных технологий для взаимодействия с ними
Проанализировав ответы на вопрос "С помощью каких технологий Вы бы хотели взаимодействовать с педагогами?" мы констатировали следующее:
Все опрошенные нами родители хотели бы получать информацию из созданных педагогами информационных фильмов / презентаций; те, кто пользуются интернетом – через электронную почту – 56%; 44% человек не против переписки в Skype; 64% родителей хотели бы получать информацию на сайте ДОУ; закрытая страница сети «Одноклассники» - 72%; по телефону – 32% ( см диаграмму 7)
Диаграмма 7
Способы предоставления информации
Таким образом, проведенное исследование показало, что родители достаточно активные и уверенные пользователи интернета; свободно владеют основными компьютерными технологиями; имеют доступ в интернет как дома, так и на работе, что дает педагогам возможность не устанавливать временные рамки в общении с ними. Родители заинтересованы в применении педагогами компьютерных технологий для взаимодействия. При этом педагоги недостаточно представляют возможности применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия с родителями, фактически не применяют их в этом направлении своей профессиональной деятельности.
Анализ условий для применения компьютерных технологий в организации при взаимодействии с семьями воспитанников мы проводили, опираясь на следующие критерии:
- наличие компьютерной техники в ДОУ;
- возможность свободного доступа педагогов к компьютерной технике;
- программное обеспечение, имеющееся в ДОУ.
Проведенный анализ показал, что в детском саду есть два компьютера –у делопроизводителя и у завхоза; два ноутбука - в методическом кабинете и у заведующей, также имеется одна мультимедийная установка. У педагогов свободный доступ есть только к ноутбуку старшего воспитателя и компьютеру делопроизводителя, хотя большинство педагогов приносят с собой из дома ноутбуки, также имеется возможность использования мультимедийной установки. Имеющиеся компьютеры обеспечены следующими программами: полный пакет Microsoft office, Windows Media Player для воспроизведения видио и аудио ряда, Paint – для редактирования и просмотра изображений. В детском саду есть цифровой фотоаппарат для съемок детских праздников, развлечений и других форм общения воспитателей с детьми.
Таким образом, проведенный анализ условий позволяет сделать следующие выводы: по нашему мнению компьютерного оборудования, имеющегося в ДОО достаточно, программное обеспечение на имеющихся компьютерах потенциально можно широко задействовать в организации процесса общения с родителями.
2.2 Содержание и формы взаимодействия родителей и педагогов с помощью компьютерных технологий.
Второй этап (формирущий) проходил в период с 01 марта по 30 сентября 2016 года.
Задачи констатирующего эксперимента:
разработать и внедрить работу по о
рганизации и проведению
взаимодействия педагогов с родителями
средствами ИКТ.
Проведенное исследование первого этапа позволило нам разработать и внедрить в работу формы по организации и проведению взаимодействия педагогов с родителями средствами ИКТ.
Мы поставили перед собой задачу вовлечения родителей в педагогический процесс. Для того чтобы вызвать у них интерес, недостаточно прочитать доклад, который мамы и папы слушают изредка, в основном погружены в личные проблемы; или провести простое родительское собрание на интересующие или программные темы, на которое придут не многие законные представители. А так как родители должны принимать самое активное участие в жизни детей своей группы и всего детского сада, мы стали активно использовать возможности компьютерных технологий во взаимодействии с родителями.
Для внедрения в практику взаимодействия с родителями нами были предложены следующие формы работы при использовании средств ИКТ:
1. Информирование родителей через интернет.
Была создана специальная рассылка, которая помогала родителям быть в курсе всех мероприятий, происходящих в дошкольном учреждении. Для этого воспитателями были собраны электронные адреса родителей воспитанников и регулярно, заблаговременно сообщалось членам семьи о каком-либо событии или достижении.
Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. И если, вначале эксперимента электронная почта была только у 56% родителей, то сейчас ей пользуется 100% родителей, плюс бабушки некоторых детей, чтобы быть в курсе событий, происходящих в группе.
2. Проведение экспериментального семинара для родителей на дистанционном уровне посредством электронной почты.
Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число "занятых" родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания. Родители, работающие с использованием интернета, становятся более активными участниками дошкольной жизни, так как в любой момент педагог может связаться с ним по электронной почте – буквально, по несколько раз в день.
Семинар на тему "Учимся вместе – не стоим на месте" был проведен августе 2016 года в форме информационной рассылки презентаций и обсуждения в форме вопрос-ответ по электронной почте. Такая форма проведения более эффективна по сравнению с традиционной. Активность в диалогах, заинтересованность в получаемой информации у родителей значительно увеличилась. К тому же родители ознакомились с задачами воспитания на учебный год, чему дети должны научиться за год, что вызвало активный интерес. Участие в данном семинаре приняли 56% родителей, из них 44% активно задавали вопросы, вносили свои предложения, остальные 12% ограничились благодарственным словом.
3. Просвещение родителей через интернет.
Совместно с педагогами нами была организована работа по созданию сайта детского сада для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания. Было также предложено размещать информацию о новых книгах, издаваемых законах и созданных программах. На сайте существует раздел «Вопрос – ответ», где родители всегда могут получить интересующую их информацию, так же есть раздел «Гостевая книга» - где родители могут поделиться впечатлениями о проведенных мероприятиях в детском саду, которые они посетили, об успехах выступавших детей. Увидеть, как меняются дети от одного мероприятия к другому.
Страница на сайте «Одноклассники»
Т. к. большинство родителей много времени проводят в социальных сетях, мы создали закрытую страницу на сайте «Одноклассники» - «Малыши Топтыши», на которой каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятий, получить консультацию и многое другое как по запросам родителей, так текущую информацию. Здесь выставлены все грамоты и дипломы, которые дети получают при участии в различных конкурсах. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе. У родителей есть возможность просмотреть детские работы, фрагменты видео занятий и игр во время пребывания ребенка в детском саду, и оценить тем самым уровень освоения ребенком содержания программы. Мамы, которые принимали участие в проведении режимных моментов или занятий делятся своими впечатлениями, что дает толчок к рефлексии проведенного мероприятия, помогает увидеть своего ребенка в других условиях. Родители активно обсуждают между собой на сайте все, что происходит в группе, как развиваются их дети, что ведет к сплочению родителей. В «друзьях» этого сайта не только 100% родителей нашей группы, но бабушки наших воспитанников, которые могут дать мудрый совет, а также старшие братья и сестры ребятишек. Общаясь, наша группа становится одной семьей, где кто- то даст совет, кто-то поддержит, а многие уже предлагают помощь в организации предметно-пространственной среды, свое участие в организации и проведении детских мероприятий. Мы очень быстро получили подтверждение того, что наш сайт полезен. Мама Саши Н. уехала в длительную командировку, но благодаря нашей страничке «Малыши – Топтыши» была в курсе событий, происходящих в детском саду, заодно могла наблюдать по фото и видео материалам как растет ее сын, каких успехов добился. Таким образом, возможности сайта, как средства ИКТ, полезны и родителям, и сотрудникам, и воспитанникам.
Мультимедийные презентации.
Родительские собрания мы стали проводить с помощью таких средств, как мультимедийные презентации с использованием мультимедийной установки.
Мультимедийная презентация – незаменимое средство для проведения таких форм взаимодействия с семьей, как родительские собрания, мастер-классы. Презентации способствуют наглядно увидеть материал, который пытается донести педагог, ведь даже для родителей верна поговорка «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать», они делают собрания более яркими, доступными и увеличивают интерес родителей в несколько раз. Благодаря выбранным средства собрания стали проходить более оживленно, повысился интерес родителей к проблемам детского сада, посещаемость собраний возросла.
Цифровая камера.
Используя камеру детского сада, мы стали чаще снимать сюжеты о жизни детей в детском саду. И теперь это не только детские утренники или сюжеты для фото отчетов, но и режимные моменты, занятия, которые в последствие выставляем на нашей странице или делаем рассылку по электронной почте. Благодаря видео и фото материалам родители имеют возможность увидеть, как растет и развивается их ребенок, где-то, поддержать, помочь в неуспехах, посоветоваться с воспитателем по поводу развития своего ребенка; где-то похвалить.
7. Внедрение средств ИКТ стало проблемой для педагогов стажистов, поэтому была создана творческая группа молодого поколения педагогов которая разработала методические рекомендации по использованию средств ИКТ, проведены мастер-классы. Конечно, данная работа не дала сиюминутных результатов, но молодые педагоги тесно сотрудничают с педагогами старшего поколения, что приводит к сплочению коллектива, взаимовыручке, взаимоподдержке, обмену опытом.
2.3
Третий этап (контрольный) проходил в период с 03 октября по 14 октября 2016 года. Нас интересовало, какова эффективность взаимодействия воспитателей детского сада с семьями воспитанников после внедрения средств ИКТ.
Задачи контрольного эксперимента:
Провести контрольное анкетирование родителей, для выявления заинтересованности в сотрудничестве.
Подводя итоги эксперимента, мы провели повторное анкетирование, использовав при этом электронную почту, что позволило сэкономить на бумаге при распечатке анкет; которое показало совсем другие результаты, исходя их которых становится понятно, что использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. Результаты внедрения интерактивных методов общения с родителями показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками в жизни группы. Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм взаимодействия с родителями.
Практика показала, что необходимо развивать свои сайты, предусмотрев в них возможность для игр и обучения детей, чтобы дети могли дома в спокойной обстановке продемонстрировать мамам и папам свои умения.
Заключение
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. И хотя, ДОО и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Преимущества диалогического взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности, как ребенка, так и семьи в целом. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Проведенное исследование показало, что использование взаимодействия ДОО с семьей средствами информационно-коммуникационных технологий сегодня обеспечивает активное, взаимодействие между двумя важными социальными институтами дошкольного детства. Современные формы работы нашего педагогического коллектива нашли свой активный отклик у родителей воспитанников, а значит, эффективно внедренные средства для взаимодействия являются новой ступенькой сотрудничества между педагогами и родителями.
Опыт работы взаимодействия ДОО с родителями средствами ИКТ можно использовать другим образовательным учреждениям, так как он является:
- эффективным. Заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь группы, детского сада через информирование посредством сайта или электронной почты намного быстрее, чем при традиционной беседе. К тому же мы постарались учесть требования XXI века, выявить основные аспекты средств ИКТ, установить сильные и слабые стороны.
- экономным во времени. Современные средства ИКТ, используемые нами в исследовании, создают условия для внедрения новых форм взаимодействия, предполагающих уважение к работе и нагрузкам родителей и к их личным особенностям, так же к самим родителям, которые в силу нехватки свободного времени, не всегда могут пообщаться с педагогом, но в любое время выйти в сеть Интернет, поинтересоваться успехами ребенка, быть в событии образовательного процесса детского сада.
- мобильным. Возможность выхода в Интернет есть не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств, планшетных компьютеров и переносных ноутбуков.
- инновационным. С применением компьютерных технологий в образовательном процессе, информатизация образования не стоит на одном месте постоянно развивается, модернизируется и раскрывает все большие возможности для применения интерактивного взаимодействия в работе дошкольных организаций.
Несмотря на все положительные стороны средств информационно-коммуникационных технологий нельзя забывать о живом общении.
Список используемой литературы
Андреева Н. А. О
рганизация эффективного сотрудничества родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения
[
Текст
]/
Н. А. Андреева
//
Дошкольник
.-
2012
.-
№4.
-
С
.
48
Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду
/
Отв. ред. М. А. Васильева
.-
М.-Просвещение.-1985.-174с..-В
надзаг
.: М-во просвещения РСФСР.
Веракса
Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)
/
под ред. Н. Е.
Вераксы
, Т. С Комаровой, М. А Васильевой.- М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.- 352.
ISBN
978-5-4315-0504-1
Галеева
Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй. [Электронный ресурс]/ Н. П.
Галеева
Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург2011 // Режим доступа:
www
.
twirpx
.
com
/
file
/1353648/
Гладкова
Ю.
Педагог и семья.
[
Текст
]/
Ю. Гладкова
//
Дошкольное воспитание.- 2008.- №4
Демидова Н. И. О состоянии семейного воспитания на современном этапе [Текст]/ Н. И. Демидова// Дошкольник
-т
еоретический и научно-методический журнал.- 2012.-№8.- С. 4.
Доронова
Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.
/
Т. Н.
Доронова
.- М.-2002.-120с.-
ISBN
5-7151-0068-2
Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.
/
О. Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.- ТЦ Сфера.-2009.-80с.-
ISBN
978-5-9949-0185-4
Иванушкина Т. А. Использование информационно
–
к
оммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей [Электронный ресурс]/
Т.А.Иванушкина
//Режим доступа:
nsportal
.
ru
/
vus
/
pedagogicheskie
-
nauki
/2014/02/01/
ispolzovanie
-
informatsionno
-
kommunikatsionnykh
.
Концептуальные основы определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы
дошкольно
образования (тезисы
)
[
Электронный ресурс
]//
режим доступа:
http
://
sad
70.
ru
.
docs
/
kootkroopdo
_
tezisi
.
Логинова В. И.
Дошкольная педагогика: Методика и организация ком
.
в
оспитания в дет. саду. Учебное пособие для студентов
пед
. Институтов по
спец
. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»/ Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.
Саморуковой
. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
Майер А. А. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО
[
Текст
]
/
А. А. Майер, Л.Л. Тимофеева
//
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2014.-№9.-С.17-34.
Михайлова – Свирская Л. В. работа с родителями: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. –
ISBN
978-5-09-032968-2.
Методические рекомендации по информированию родителей (законных представителей) по вопросу введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
[
Электронный ресурс
]/
режим доступа:
http
s://docviewer.yandex.ru/?url=yaserp%3A%2F%2Fdsburatino.r
2Fuploads%2Fdo
c%2Ffgosrod.doc&c=558d1cc0ecc2
Пляскина
Е. В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году
/
сост. Е. В.
Пляскина
.- с
Троицкое
: РМК.- 2013.-60с.
Родионова Т. В. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
.[
Электронный ресурс]/ Т. В. Родионова, Т. А.
Левенец
, Н. А. Казанцева// режим доступа:
prodlenka
.
org
>
vzaimodeistvie
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».-
Новосибирск: Норматика.-2014.-132с.-
(Кодексы.
Законы.
Нормы).
ISBN 978-5-4374-0563-5
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(
приказ
Минобрнауки
РФ от 17 10 2013 № 1155)
.
Фомина Г.Ю.
Методическое руководство взаимодействием дошкольного образовательного
учреждении
я и семьи
.
[
Электронный ресурс
]/
режим доступа:
www
.
twirpx
.
com
/
fomina
.
Шевченко О. В. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст]/ О. В. Шевченко, И. А.
Рунева
//Дошкольная педагогика.-2014.-№1.-С.54-58.
Шевцова Н. Г. Информационное обеспечение образовательного пространства ДОО [Текст
]
/Н. Г. Шевцова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2014.-№9.-С.34-40.
Энциклопедии
&
Словар
и
[
Электронный ресурс
]/
режим доступа:
enc
-
dic
.
com
/
word
/
v
/-2946/
html