Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование инструкционных карт на уроках сельскохозяйственного труда. | Козлова Лариса Валерьевна. Работа №328990

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Применение инструкционной карты позволяет добиться: экономии времени на объяснение выполнения работы; поставленной цели, создает творческую атмосферу познания, активизирует мыслительную деятельность, способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки самостоятельности, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся. Продуктивность использования инструкционных карт на уроках сх труда заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать, взаимоконтролю и самоконтролю.

 

 

 

Использование инструкционных карт на уроках сельскохозяйственного труда как

средство развития познавательной активности обучающихся.

 

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически:

возбуждать,

развивать и

укреплять познавательный интерес учащихся

Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся, организованную в том числе и с применением инструкционных карт.

Содержание инструкционно-технологических карт включает информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность, качество работы, соответствуют рабочей программе.

Инструкционные карты включают в себя сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а так же технологию изготовления изделия.

Инструкционные карты имеют две стороны: технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата, и учебно-инструктивную, содержащую указания как делать.

Инструкционная карта – это серия рисунков, чертежей с указанием порядка операций.

По оформлению выделяют следующие виды:

1) наглядная инструкционная карта – каждый этап сопровождается рисунком или фотографией, демонстрирующей выполнение данной операции наглядно. На уроке каждая схема инструкционной карты может сопровождаться показом.

2) комбинированная инструкционная карта – схема, сопровождаемая словесным комментарием к каждой операции. Словесное описание дает более полное представление о выполняемом действии.

3) графическая инструкционная карта - карта без словесного комментария, содержащая только схемы расположенные в порядке следования операций.

4) Текстовая инструкция – чаще всего, это план, написанный на доске, последовательность операций. На самом деле они почти никогда не могут оказать помощи, поскольку ребенка интересует не что за чем, делать, а как делать. Текстовой ответ на вопрос как? был бы слишком многословен, поэтому мы и видим «планы»: подумай, разметь, вырежи и т.д. Поэтому лучше никаких текстов не писать, а устно проговорить последовательность операций могут преобладать те или иные элементы, какая-либо часть может стать основной, что позволяет присвоить ее название всей инструкции.

В зависимости от сложности операции, от подготовленности учащихся решается вопрос о том, какую форму будут иметь инструкционные карты, насколько подробные указания будут они содержать.

Разумеется, на моих уроках нет необходимости давать информацию обо всех видах инструкционных карт, поэтому учащиеся знакомятся только с теми из них, которые им доступны для восприятия, которые они встретят в процессе своей работы. Учащиеся сами инструкционную карту не строят, не создают, а только учатся их читать и использовать в своей работе.

В начале, в середине или в конце урока – хорошая помощница, то есть картой можно дополнить объяснение, повторить и закрепить пройденный материал, выполнить тренировочные действия или упражнения.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку достичь результат и сделать свою работу правильно и действовать по инструкции.

Продуктивность использования инструкционных карт на уроках сх труда заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать, взаимоконтролю и самоконтролю.

Применение инструкционной карты позволяет добиться: экономии времени на объяснение выполнения работы; поставленной цели, создает творческую атмосферу познания, активизирует мыслительную деятельность, способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки самостоятельности, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.

Уроки ведутся с учетом индивидуальных возможностей, поэтому на начальном этапе нужно приучать детей слышать и слушать учителя, выполнять словесные инструкции, стараться соблюдать санитарно-гигиенические требования. Затем учить подготовленного ребенка планировать работу вместе с учителем, методом «рука в руку» и собственным примером помогать: рассматривать и читать схему, выполнять задание, рисунок и использовать в работе инструкционно-технологические карты а также инструкции на вводном инструктаже и на практической работе.

В процессе ориентировки в задании дети учатся анализировать трудовую операцию, образец поделки, натуральный объект, рисунок, определять материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы.

Вводный инструктаж также не должен затягиваться по времени. Необходимо использовать как можно краткие словесные пояснения, чередующиеся с показом производимых операций. Перед изготовлением изделия могут проводиться ознакомительные упражнения. Их цель – первично ознакомить учащихся с наиболее сложными для них приемами работы и предупредить ошибки детей при их выполнении

Применение инструкционных карт дает возможность в большей степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе практической работы, расширить и укрепить связь теоретического и практического материалов, а главное - учащиеся уже имеют представление о результате своего труда.

Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс работы обучающихся хорошо знаком и все трудовые операции ими усвоены.

Вводный инструктаж (ориентировка в задании)

1. Анализ предстоящей работы, трудовой операции, образца изделия (назначение предмета, крупные и мелкие его части, детали частей, материал, цвет, пространственные характеристики, способы крепления деталей)

2. Анализ условий работы (наличие приспособлений, инструментов, материалов, заготовок)

3. Поэтапное выполнение работы (по инструкционным картам и показ учителем последовательно выполнения операций).

7 – 8 мин.

Практическая работа

Выполнение изделия по инструкции учителя, по инструкционным картам или по плану.

20 - 25 мин.

Дополнительный инструктаж

Объяснение и показ отдельных приемов работы, указание на ошибки и способы исправления.

В течение практической работы

Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию. Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выполняемых заданий.

В инструкционных картах обычно выделяют следующие разделы: тема; цель работы; оборудование; ход работы.

Наибольший эффект использования инструктивных карт дает способ, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях. Немаловажную роль играет и руководство педагога.

Большое значение на начальных этапах имеет четкая постановка задачи, а также инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.

Продуктивность использования инструкционных карт на уроках сельскохозяйственного труда заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, взаимоконтролю и самоконтролю. Такая форма обучения воздействует и на эмоциональную сферу личности учащегося, создавая надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс, тем самым затрагивается все аспекты процесса самореализации.

Применение инструкционной карты на уроке позволяет добиться: экономии времени на объяснение выполнения работы; использование дополнительного наглядного материала в виде рисунков, логических схем, опорных конспектов, работы с немыми рисунками, таблицами, дидактическими играми, работы с текстом; самостоятельности обучающихся; поставленной цели, создает творческую атмосферу познания, активизирует мыслительную деятельность, способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки самостоятельности, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.

Использование на уроке сельскохозяйственного труда инструкционных карт позволило нам с обучающимися достигнуть определённых результатов: усиление положительной мотивации к изучению предмета, рост творческой познавательной активности учащихся на уроках сельскохозяйственного труда, возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×