Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано" | Абдурахманова Светлана Евгеньевна. Работа №328989

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основная цель разработки – проанализировать и обобщить практический опыт в работе с начинающими пианистами, предложить интересные методы на разных этапах работы, позволяющие заинтересовать и привлечь к занятиям на инструменте большее количество детей.

На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Веди это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо, обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Байкаловская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

«Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абдурахманова Светлана Евгеньевна

преподаватель по классу фортепиано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Байкалово

2023

Основная цель разработки проанализировать и обобщить практический опыт в работе с начинающими пианистами, предложить интересные методы на разных этапах работы, позволяющие заинтересовать и привлечь к занятиям на инструменте большее количество детей.

Условия работы в ДШИ сельской местности отличаются от условий работы в городе:

детям, живущим здесь, катастрофически не хватает достойных музыкальных впечатлений: они лишены возможности услышать

«живьём» оперу, симфонический концерт; музыку им поставляют телевизор, компьютер;

ниже, чем в больших городах и качество дошкольного музыкального воспитания в детских садах и дома;

в ряде случаев родители не в состоянии приобрести инструмент, или, приобретя, не заботятся о своевременной настройке;

почти полное отсутствие специалистов-настройщиков.

Но работа в таких условиях заставляет думать, совершенствоваться, искать что-то новое. Ведь основной целью педагогов ДШИ является необходимость во что бы то ни стало заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней.

Поэтому для успешных занятий ребёнка, особенно по предпрофессиональной программе, нужны, конечно же, природные данные и желание, но и немаловажны и желательны ещё несколько факторов:

1. музыкальная подготовка;

2. наличие инструмента дома с первых уроков;

3. домашний помощник (мама, папа, сестра, брат с музыкальными знаниями).

Индивидуальный урок во многом похож на общение с ребёнком в семье: есть возможность уважать его путь, его выбор, поддерживать его интерес, не навязывать то, к чему он пока не готов. Умение ждать – непростое умение.

На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Веди это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо, обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.

Игровые примеры-упражнения.

Игра - это не только и не столько развлечение, сколько труд – азартный, интересный, хотя порой довольно тяжёлый.

Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если к этому стремиться, пробовать раз за разом, искать интересные новшества у других авторов, удачи будут.

Приведу несколько игровых примеров:

1. Игра «Там в лесу». Помогает на первых порах помочь ощутить legato и выработать этот приём на двух и трёх звуках.

-С кем ты любишь гулять в лесу?

-С бабушкой.

-Представь, что бабушка беспокоится, чтобы ты не потерялась, окликает тебя.

Левая рука – бабушка, правая – ребёнок. Все слова обязательно пропевать.

- Ю-ля!

- А-у!

- Где ты там?

- Я в лесу!

Интервалы могут быть разными. На какой именно палец шагать - поначалу неважно. Можно добавить педаль. Можно договориться, что, Юля ушла далеко, не слышит, бабушка зовёт её четыре раза подряд, тревожится – и вот, наконец, издалека доносится ответ. Игра может длиться сколько душе угодно.

2. Игра «Эхо». Работа над разнообразием звука.

За инструментом двое (ученик и учитель, два ученика), педаль нажата. В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук – импровизируя в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет всё трижды в разных октавах – mp, p, pp. Можно добавить такое условие: и «слово», и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук.

В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки, помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за довольно короткий срок. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, можно придумывать стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что, произнося какие-нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать мелкую моторику, речь, воображение и ритм. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка.

Итак, клавиатуру делим на два «царства» - высоких и низких звуков. Правая рука «хозяйка» в верхнем регистре, левая – в нижнем. Начинаем с 3-их пальцев, постепенно подключая остальные.

1. Упражнение «Капельки». Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе.

Капельки капают, осень пришла. Ходит в сапожках вся детвора.

2. Упражнение «Зайчики». Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения.

Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.

3. Упражнение «По брёвнышкам». Играем по чёрным клавишам вверх и вниз.

Рисуем картинку кругом лужи (белые клавиши), задача ребёнка - перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду.

Я по брёвнышкам скачу, падать в лужу не хочу.

Раз, два, три, четыре, пять – Прыг на брёвнышко опять!

4. Упражнение «Шаги муравья». Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга.

Муравейка, муравей, побежал домой скорей, дома дождик переждал – и опять работать стал.

5. Упражнение «Лягушки-подружки». Двумя руками одновременно по терциям, поднимаемся и спускаемся. Важно синхронное приземление на клавиши.

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.

Вот подружку увидала, вместе с нею поскакала.

6. Упражнение «Мяч». Помогает охватить всю клавиатуру, научиться лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и строению мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные клавиши. Например, ре-диез и ля. С каждым разом задание усложняем.

Мой весёлый, звонкий мяч ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой –

Не угнаться за тобой!

7. Упражнение «Осторожный зайка». На подвижность 1-го пальца. Меняем на одной клавише 2 и 1 пальцы. 2 – зайка высунулся, 1 – зайка спрятался.

В ямке маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка!

Мы пойдём, его найдём. Ему песенку споём.

8. Упражнение «Смелый зайка». Подкладывание1-го пальца. Шагаем по белым клавишам со 2-го на 1-ый.

Зайка по полю скакал и морковку потерял. потихоньку он пошёл и опять её нашёл.

Когда упражнения выучены, мы начинаем с них каждый урок, уделяя минут 5-7 времени. Одновременно с упражнениями разучиваем имена белых клавиш, ориентируясь по чёрным «двойняшкам» и «тройняшкам», песенки «с рук». Песенки должны быть короткими, в одно, два предложения. Мелодия – от поступенной до усложнения скачками.

Способы работы над гаммой.

В освоении нотной грамоты можно использовать очень удобные пособия Корольковой «Крохе-музыканту», «Первые шаги маленького пианиста». Когда ребёнок освоил ноты, длительности, основные приёмы звукоизвлечения, на смену упражнениям приходит время работы над гаммами. И здесь игровые способы очень пригождаются.

Самая большая трудность для большинства учащихся – соединение гаммы в прямом движении двумя руками. После того, как твёрдо усвоено чередование пальцев отдельными руками, целесообразным соединять сразу на 2 октавы, так как остановка на 5 пальце, при игре в одну октаву, сбивает потом с основного чередования 3 и 4 пальцев.

Для облегчения процесса можно использовать определённую схему: при движении вверх – ведущая правая рука, она первая чередует пальцы, а левая за ней повторяет; при движении вниз – главной становится левая рука, а правая – повторяет. При этом одно условие – пальцы не пропускать! При таком способе работы гамма начинает звучать приемлемо после 2-3 уроков.

Обращения аккордов хорошо запоминаются, если их поиграть, как фанфары, на слова: «Солнце встало, солнце встало, просыпайся и вставай!»

Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра: «Фокусник разрезал ленту на куски».

Играем отрывок ленты по «двойняшкам» с 3-го пальца (туда-обратно);

Отрывок по «тройняшкам» с 3-го пальца;

Промежуток с ре-диеза с 3-го пальца;

Промежуток с си-бемоля с 3-го пальца.

Поучили по-отдельности, а потом куски соединяем в ленту (играем гамму целиком).

 

Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать.

Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке.

Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!», «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятное, прозвучавшее.

Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть конструктивно. Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.

Стало быть, выслушав неразобранную или недоученную пьесу в исполнении ученика, не надо уныло и обречённо, или раздражённо указывать ему сразу на его грехи: «Опять пальцы не те…А что за ритм?» Начнём с достоинств, поверим в хорошее будущее – и он пусть поверит. А уже потом о недостатках; причём, если их много, начать с одного. Выдавая целый список, мы поступаем нерационально.

Ребёнок просто не справится сразу с целой кучей замечаний. Поэтому, ставим одну-две задачи, выполнил эти – ставим следующие.

И в заключении: в любой ситуации, при любой провинности педагог должен уважать ученика. Важнейшим умением и задачей педагога-пианиста является погружение в так называемое «творческое состояние» на каждом уроке, имея дело с предельно сложным и изменчивым материалом – человеческой психикой. Так с каждым шагом осуществляется педагогическая цель – большая и нужная: сделать ребёнка счастливым.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×