«Использование развивающих технологий в процессе ОД» | Малджанова Гюльназ Энвер кызы. Работа №239387
Автор: Малджанова Гюльназ Энвер кызы
воспитатель должен заниматься развитием ребенка , основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и решать образовательные задачи используя при этом инновационные педагогические технологииХочется поделится опытом работы по мнемотехнике.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
«Использование развивающих
технологий в процессе ОД»
Выполнила: Малджанова Г.Э
1 слайд
После введения федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, так как проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, в совместной деятельности с детьми, используя при этом разнообразные формы и методы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении, которые направлены на реализацию Стандарта дошкольного образования.
2 слайд
К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие
технологии;
проектной деятельности;
технология
исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные
технологии
;
игровая технология
;
ТРИЗ;
Технология
лэпбук
;
Технология проблемного обучения;
Мнемотехника;
Рассмотрим на примере использования с детьми следующую технологию «Мнемотехника». 3 слайд
МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. 4 слайд
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2.Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
3.Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
7.Способствать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Ее можно разделить на три этапа. 5 Слайд
1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.
2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов, содержащие определенную информацию.
Мнемодорожки можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при воспитании культурно-гигиенических навыков и т. д.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
6 слайд Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. 7 - 8 слайд
В своей работе в подготовительной группе чаще использую мнемотаблицы при составлении описательного рассказа . Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Мнемотаблицы еще использую для составления описательных рассказов о времени года (осень, лето,зима, весна). Если во второй младшей группе можно использовать четыре символа, в средней шесть, в старшей девять, то в подготовительной, можно в одно окошко поместить знак вопроса. Это значит, что ребёнок сам должен придумать окончание рассказа. Так же можно предложить детям самим придумать символы к рассказу. 9 слайд
Еще очень часто использую мнемотаблицы в заучивании стихотворений .
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительно читаю стихотворение.
2. Сообщаю, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Выясняю, какие слова непонятны ребенку, объясняю их значение в доступной для ребенка форме.
5.Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу 10 слайд
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
1.Зайчик по лесу прыг-скок,
Спрятался он за кусток.
Сидит зайка под кустом
Куст для зайца — это дом. (10 слайд)
2.У коровы есть рога
И копыта на ногах.
Травушку она жует,
Деткам молочко дает.(11 слайд)
3.Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!.
(12 слайд)
Пересказ сказок 13 слайд
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений,
Слайды 14 ,15,16,17,18,19
Угадайте название сказок по предложенным мнемотаблицам
Слайд 20-21 Расшифруйте пословицы:
1. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
2.«Под лежачий камень вода не течёт»
3. «Любишь кататься, люби и саночки возить»
4. «Яблоко от яблони недалеко катится»
Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Вывод:
Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Спасибо за внимание. 22 слайд