Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование развивающих технологий в процессе ОД» | Малджанова Гюльназ Энвер кызы. Работа №239387

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Малджанова Гюльназ Энвер кызы
воспитатель должен заниматься развитием ребенка , основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и решать образовательные задачи используя при этом инновационные педагогические технологииХочется поделится опытом работы по мнемотехнике.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47 «Успех»

 

 

 

 

 

«Использование развивающих

технологий в процессе ОД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Малджанова Г.Э

 

 

1 слайд

После введения федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, так как проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, в совместной деятельности с детьми, используя при этом разнообразные формы и методы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении, которые направлены на реализацию Стандарта дошкольного образования.

2 слайд

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие

технологии;

проектной деятельности;

технология

исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные;

личностно-ориентированные

технологии

;

игровая технология

;

ТРИЗ;

Технология

лэпбук

;

Технология проблемного обучения;

Мнемотехника;

Рассмотрим на примере использования с детьми следующую технологию «Мнемотехника». 3 слайд

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. 4 слайд

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2.Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

3.Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

7.Способствать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Ее можно разделить на три этапа. 5 Слайд

1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. 

2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов, содержащие определенную информацию. 

Мнемодорожки можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при воспитании культурно-гигиенических навыков и т. д.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. 

6 слайд Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. 7 - 8 слайд

В своей работе в подготовительной группе чаще использую мнемотаблицы при составлении описательного рассказа . Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Мнемотаблицы еще  использую для составления описательных рассказов о времени года (осень, лето,зима, весна). Если во второй младшей группе можно использовать четыре символа, в средней шесть, в старшей девять, то в  подготовительной, можно в одно окошко поместить знак вопроса. Это значит, что ребёнок сам должен придумать окончание рассказа. Так же можно предложить детям самим придумать символы к рассказу. 9 слайд

Еще очень часто использую мнемотаблицы в заучивании стихотворений .

Этапы работы над стихотворением:

1.  Выразительно читаю стихотворение.

2. Сообщаю, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняю, какие слова непонятны ребенку, объясняю их значение в доступной для ребенка форме.

5.Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу 10 слайд

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.   

1.Зайчик по лесу прыг-скок,

Спрятался он за кусток.

Сидит зайка под кустом

Куст для зайца — это дом. (10 слайд)

2.У коровы есть рога

И копыта на ногах.

Травушку она жует,

Деткам молочко дает.(11 слайд)

3.Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!.

(12 слайд)

Пересказ сказок 13 слайд
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений,

Слайды 14 ,15,16,17,18,19

Угадайте название сказок по предложенным мнемотаблицам

Слайд 20-21 Расшифруйте пословицы:

1.  «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

2.«Под лежачий камень вода не течёт»

3. «Любишь кататься, люби и саночки возить»

4. «Яблоко от яблони недалеко катится»

Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Вывод:

Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Спасибо за внимание. 22 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×