Использование технологий проектирования в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. ☼
Автор: Кудрявцева Елена Владимировна
Патриотическое воспитание - это процесс формирования сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа, в основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма.
Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является нравственно-патриотическое воспитание детей.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, необходимо осуществлять работу по нравственно- патриотическому воспитанию с акцентом на ознакомление детей с родным городом, краем, формировать у детей в соответствии с их возрастными возможностями патриотические отношения и чувства на основе исторических, природных и культурных особенностей родного края, воспитывать представителя своего народа, знающего и любящего свою малую Родину, уважающего прошлое и настоящее родного края, и решать целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому;
- расширение представлений о родном городе и крае, его прошлом и настоящем;
- воспитание чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе ознакомления с родной природой, культурой и традициями;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края.
- развивать интерес детей к выполнению общественно – значимых, добрых дел для семьи, детского сада, города.
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада в работе по нравственно-патриотическому воспитанию.
Данные задачи нужно решать во всех видах детской деятельности, в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах, так как они воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т. е. необходимо постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения, но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками процесса.
Осуществляя образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо использовать различные инновационные технологии. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: «Моя семья», «Родословная - старинная народная традиция», «Куклы наших предков», «Путешествие в историю родного города» и др. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1. Исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1. постановка цели;
2. поиск формы реализации проекта;
3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов каждого ребенка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
- совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работа над проектами помогает развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
- способность ставить проблемы и находить их решение
В работе по данной теме необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:
· Принцип активности и самостоятельности — это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
· Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
· Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
· Принцип индивидуально — личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования — ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
· Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
· Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
· Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Использование метода проектов позволяет детям становиться более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить, т.к. привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в дальнейшем. Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
- развивающая среда
- уровень общения со сверстниками
- способность к сотрудничеству
- профессионализм педагога
- потребность родителей
- опора на собственный опыт ребенка
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов.... очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о малой родине, о достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, пополняется активный и пассивный словарь детей, формируется наглядно-образного мышление у детей.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.