«Использование теста Векслера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» | Ирина Владимировна Березина. Работа №234984
Автор: Ирина Владимировна Березина
В статье описывается практический опыт по использованию теста Д. Векслера (детский вариант), в работе с детьми с ОВЗ.
«Использование теста Векслера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В основе организации работы любого специалиста с ребенком ОВЗ, в том числе и педагога-психолога, лежит нарушение взаимоотношения такого ребенка с окружающим миром. Вовремя начатое и правильно организованное обучение, и воспитание позволяют предотвратить или снизить эти вторичные по своему характеру нарушения у детей с ОВЗ. Существенную роль играет раннее, на первом году жизни, выявление детей с ОВЗ, комплексная помощь, введение в практику принципиально новых и научно обоснованных подходов и технологий обучения и воспитания.
Тест Д. Векслера, его содержание, и полученные результаты обследования достаточного количества воспитанников с ОВЗ от 10 до 16 лет, дали возможность мне, как педагогу-психологу, понять особенности применения данного теста и построить индивидуальную работу с детьми. Как узкий специалист, я ответила для себя на вопрос построения индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ, и на вопрос особого подхода к такому ребенку. Построение работы с ребенком с ОВЗ должно основываться на имеющихся у него ресурсах, которые можно получить в ходе исследования, причем полученные количественные и качественные показатели уровней – вербального и невербального интеллекта, дают возможность рассуждать о целесообразности написания и необходимости построения индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ.
Таким образом, при построении любого занятия дифференцированный подход с детьми важен и необходим, а занятия, игры и упражнения должны быть последовательно выстроенными, задания направлены на развитие, прежде всего невербального мышления и сенсорное восприятие.
В совместной деятельности с педагогом-психологом ребенок учится выполнять упражнения, повторяет движения способствующие развитию мелкой моторики. Рука делает, глаз видит, мышление ребенка развивается. Известные ученые психологи, такие как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия неоднократно в своих трудах описывали работу этих психологических процессов. Что касается теста Д.Векслера, он имеет свои достоинства и недостатки в работе с детьми с ОВЗ. О достоинствах я уже сказала, к недостаткам можно отнести возможности самого теста, и как следствие обследование детей с зпр, с легкой и частично с умеренной УО, только с целью уточнения особенностей психического и познавательного развития. В большей степени тест эффективен для построения коррекционной работы. С детьми, с глубокой и тяжелой УО использование теста совершенно нецелесообразно. В этом направлении эффективны методы: наблюдения, беседы, всевозможные продуктивные виды деятельности, совместные "рука в руке", с опорой,визуальной поддержкой и др.
В целом использование куклотерапии, сказкотерапии, песочной терапии дают положительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Кукла – первая среди игрушек в жизни человека, а если кукла, не просто кукла, а наделена самим временем, особым значимым смыслом, она становится терапевтической. Сказки, русские и зарубежные, сказочные персонажи, былины, все то, что имеет историческое значение в характерах героев, заложенных в них временем. Все это является универсальным языком общения, который понятен разным детям, и с нормой в развитии и с недугом, содержание такого языка неизменно и передается из поколения в поколения.
Организация психолого-педагогической профилактики для детей с ОВЗ дает возможность принять участие в мероприятиях разным детям, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями. Эффективность психопрофилактического направления достигается путем обилия ассоциаций, связанных с жизненным и чувственным опытом, и способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Процесс таких мероприятий наделяет ребенка значимой ролью, содержит смысл «своего маленького счастья» и удовлетворения своих личных потребностей, дает уверенность в завтрашнем дне и в себе. А нам, специалистам, возможность для работы с детьми, образом «Я», умением оценить вовремя ресурсные возможности ребенка и применить нужные технологии.
Березина Ирина Владимировна – педагог-психолог
Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов в Красноярском крае. Методический сборник.- Красноярск, КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия», 2018 - 65 с.
Методический сборник подготовлен по материалам семинара-практикума «Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов в Красноярском крае», который проходил в декабре 2017 года в рамках социокультурного фестиваля «Заявляем о себе уверенно, и смело», посвященного Международному Дню инвалидов. В данном семинаре приняли участие специалисты-практики органов культуры, социальной защиты, общественных организаций инвалидов, занимающиеся вопросами реабилитации инвалидов из 15 муниципальных образований Красноярского края. Данный методический материал поможет специалистам-практикам в совершенствовании технологий реабилитации инвалидов всех нозологий и возрастных групп.
Составитель и ответственный за выпуск
заведующая отделом по организации методической работы
с инвалидами КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия»
Вичулене Екатерина Викторовна
8(391) 229 93 67;
8 908 019 23 82
e-mail: vichulene@kdk.krsn.ru