Статья Исследовательский проект. Автор: Спицына Нина Владимировна

Автор: Спицына Нина Владимировна
Исследовательский проект "Матрёшка"


Автор: Спицына Нина Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Новоалександровская СОШ"
с. Новоалександровка Рубцовского района Алтайского края
Выполнили: Ким Дарья
Костенко Алёна
учащиеся 4 класса
МБОУ Новоалександровская СОШ
Рубцовского района Алтайского края
Руководитель: Спицына Н.В
Оглавление:
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Планирование деятельности………………………………………………4 -5
3. Основная часть:…………………………………………………………….6 - 11
3.1Актуальность исследования
3.2. Появление матрешки на Руси
3.3. Виды русской матрешки
3.4. Технология изготовления и росписи матрешки
3.5. Анкетирование, посещение магазинов
3.6. Авторские матрёшки учащихся
3.7. Литературная страничка
4. Выводы по теме ……………………………………………………………12
5.Заключение ………………………………………………………………….13
6. Список использованной литературы………………………………………14
7. Рецензия …………………………………………………………………….15
8. Приложение…………………………………………………………………16 - 18
1.Введение
Здравствуйте! Нас зовут Ким Дарья и Костенко Алёна.
Мы учащиеся 4 класса
МБОУ Новоалександровская СОШ
Руководитель: Спицына Н.В.
Вашему вниманию предлагается заслушать проект на тему: Чудо - матрёшка
Живя в современном мире, мы часто не задумываемся о своем происхождении, корнях, об истории своей родины. Прикладное народное творчество – это наши корни, и жизнь без них противоестественна. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни
Наша работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто народной игрушке – Матрешке. Дома у нас нет такой игрушки, хотя есть всякие игрушки. С этой игрушкой мы встретились первый раз на уроке окружающего мира, а на уроке изобразительного искусства мы её рисовали, на уроке ОРКСЭ, когда вели разговор о многообразии культур народов России. Много раз мы задумывались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. И вот мы решили побольше узнать об этом чуде – Русской Матрешке, которую выбрали официальным сувениром Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
2. Планирование деятельности
Мы нашли очень много материала. Весь материал мы распределили по нескольким направлениям:
1. Появление матрешки на Руси.
2. Японский прадедушка матрешки.
3. Технология изготовления и росписи матрешки.
4. Виды русской матрешки.
5. Анкетирование, посещение магазинов.
6. Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
7. Презентация.
Цель:
выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.
Гипотеза:
Матрешка - русский народный сувенир, подарок, национальная игрушка, символ России. Мы считаем, что в наши дни матрешка является сувениром – символом, а не игрушкой.
Задачи:
- изучить специальную литературу по теме исследования
- научиться приобретать знания, используя различные источники информации;
- научиться анализировать и обобщать полученную информацию;
- рассказать ребятам о матрёшке,
- создать презентацию по результатам исследования.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:
Спросить родителей, у учащихся, учителей.
Сходить в библиотеку.
Воспользоваться энциклопедиями, интернетом.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Сбор информации по теме
2.Проведение анкетирования.
3.Оформление результатов работы.
4.Презентация.
Методы:
1.- теоретический;
2. – сравнительный;
3. – анкетирование.
4. - посещение магазинов.
Объект исследования: Русская Матрёшка
Ожидаемые результаты.
1. Дети должны отличать матрешек по их росписи.
Знать, как матрешка появилась на Руси.
2. Пробуждение интереса к истории и русским традициям и промыслам
3.Основная часть
3.1 Актуальность
Тема данного исследования актуальна и интересна, поскольку мы живем в России, и должны как можно больше знать о своей Родине, её национальных особенностях, традициях, символах, народных промыслах, искусстве, знаменитых мастерах.
Научная новизна и практическая значимость в том, что посредством данного исследования мы постараемся открыть новые стороны русской матрёшки, расскажем о её истоках, развитии.
3.2 Появление матрёшки
Знаменитая русская матрёшка, известна далеко за пределами России, имеет столетнюю историю.
В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово "mater", означающее - мать.
3.3 Японский прадедушка
Оказывается, у матрёшки есть родственники в другой стране
С японского острова в Россию привезли фигурку мудреца Фукурумы Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник
С. Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки, а выточил её лучший игрушечник В. Звёздочкин
3.3 Технология изготовления
Технологию изготовления матрёшки российские мастера освоили с лёгкостью
Принцип изготовления остаётся неизменным до настоящего времени
- Этапы изготовления матрёшки:
1.Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
2.Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
3. Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.
4. А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами.
5.Затем матрёшку расписывают красками. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил.
В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.
3.4 Виды матрёшек
Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.
Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Самые известные крупные центры это подмосковный Сергиев Посад и нижегородские центры в городе Семенове, и в селах Полховский Майдан и Крутец.
Матрёшки делятся на традиционные и авторские.
К традиционным матрёшкам относятся загорская, семёновская, полхов-майданская, вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.
1. Загорская, или сергиево-посадская
Это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек.
Матрёшечники применяют простые приёмы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие. Большие загорские матрёшки на 30 мест. 2. Семёновская
Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек.
Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой полметра, а высота 1 метр. Её представили в 1970 году на выставке Экспо-70 в Токио.
Во времена Советского Союза коллекции матрёшек разрабатывали под какой-нибудь юбилей. Например, матрёшки Освоен космос разработаны в Семёнове под первый полёт в космос.
3. Полхов-майданская
Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов.
4. Вятская
В Вятке не просто расписывали матрёшку красками, а украшали её ржаной соломкой. Этот приём оказался новым для оформления матрёшек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем её нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры
5. Тверская
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная.
Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.
Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора.
Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-
политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз – остаётся неизменным.
Новым для искусства русской матрёшки стало обращение к традициям иконописи. Отдельные художники используют росписи "под хохлому", "под Гжель", "под Жостово" или "Палех".
С 2001 года в Москве существует
Музей матрёшек. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль.
Самая крупная матрёшка - ростом с первоклассницу, самая маленькая - не больше семечка подсолнуха.
4. Анкетирование, посещение магазинов.
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование наших одноклассников, их родителей, учителей. Обработка и анализ полученных данных позволили нам сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни.
Для анкетирования мы взяли шесть вопросов.
Всего в опросе участвовало 49 человек (28 детей и 10 взрослых – учителей, 11 - родителей) в возрасте от 8 до 55 лет. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
Да – 49 человек, среди детей и взрослых.
2.Есть ли у вас эта игрушка дома?
1). Да. – Так ответило 12 человек из опрашиваемых,
2). Нет. – 37 человек.
Мы были удивлены. Ведь матрешка – известная и популярная игрушка России и мира. Мы решили посетить магазины и киоски нашего города Рубцовска и села, чтобы найти в продаже матрешку. В нашем селе не продают эту игрушку. В городских магазинах такой сувенир встречается, но очень редко. После размышлений, мы пришли к выводу, что матрешка пользуется большим спросом в городах и тех местах, где развит туризм. Ведь именно здесь собираются гости из разных мест России и зарубежных стран. Спрашивая: Есть у вас или когда-нибудь была в вашем доме матрешка?, мы заметили, что чем старше возраст собеседника, тем чаще слышали в ответ: Да, была. Думаем, что эта игрушка в скором времени заполнит прилавки магазинов не только городов, но и сельских местностей.
3. Нравиться ли вам матрешка?
1). Да, очень. – 18 человек
2). Да. – 31 человек
4.Чем она вам нравиться?
На этот вопрос участники анкеты давали самые разные ответы. Ответы детей и взрослых во многом совпадали.
- Очень красивая, оригинальная. – 25 человек
- С ней можно поиграть. – 6 человек
- Это игрушка с секретом, в ней много других таких же. – 7 человека
- Она веселая. – 5 человек
-Она старинная-1 человек
-Символ – 2 человека
- Не знаю (затрудняюсь ответить). – 3 человека
По результатам ответов можно сделать вывод, что и взрослые и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки. Мы с ними согласны, потому что, глядя на иллюстрации деревянных кукол трудно отвести глаз от необыкновенной красоты, колорита красок, диковиной росписи.
5.Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
- Это игрушка, с ней можно поиграть. – 28 человек
- По матрешке можно изучать историю нашей страны. – 3 человека
- Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время. – 5 человек
-Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать.- 8 человек
- Не знаю (затрудняюсь с ответом). – 5 человек
Задавая этот вопрос, мы хотели выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети и взрослые, как оценивают ее предназначение.
Ответы на этот вопрос отличаются, в зависимости от возраста опрашиваемых. Так учащиеся на первое место поставили матрешку, как игрушку. Ведь в нашем возрасте все любят играть.
Учителя и родители отметили другие особенности матрешки.
- Это произведение искусства. – 9 человек
- Изделие имеет воспитательное и обучающее применение. – 6 человек
- Матрешка – сувенир. – 3 человека
- Способствует развитию творчества у детей. – 2 человек
-Можно заниматься коллекционированием. – 1 человек
Как мы видим из ответов взрослых, для них это одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства. Очевидно, созданные мастерами рукотворные изделия дороги сегодня для наших взрослых как носители духовных ценностей, как хранители истории своей страны в настоящем. На второе место они выдвинули матрешку, как игрушку. Ведь с помощью игрушки мы открываем для себя мир, постигаем новое. На третьем месте матрешка оказалась, как сувенир, который увозят туристы в разные уголки нашей страны и во все страны мира.
6. Купили бы вы сейчас себе матрёшку в дом?
- Да. – Так ответило 21 человек
- Нет. – 28 человек.
Вот и ответ - матрёшка, как в прошлом, так и в наши дни остаётся любимой игрушкой и сувениром - символом. Проанализировав данные анкеты,
Мы пришли к выводу, что современные дети не играют с матрешками, их больше интересует мобильный телефон, интернет, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира. Также мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее. По словам Людмилы Соловьевой, директора Музея матрешки и автора популярной книги "Матрешка" именно сейчас в жизни русского символа самый интересный период.
В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране.
Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Матрешка – не только украшение или сувенир,
современные художники не обошли своим вниманием и детскую тематику, ведь матрёшка – это прежде всего игрушка. В создании современных игрушек – матрёшек присутствуют два главных направления – это игрушка-сувенир и развивающая детская игрушка.
Изготавливают не только именно матрёшек, но и другие игрушки, по принципу матрёшек. Кстати, "Ванька-встанька" произошел от матрешки, серия Кошка-мама. Внутри большой кошки сидят десять маленьких котят. Эта игрушка предназначена для обучения дошкольников счёту, при этом развиваются ещё и пальчики.
Пирамидка Стаканчики так же предназначена для обучения детей счёту, для развития воображения, фантазии. Разбирая и собирая её, ребёнок строит башни, сравнивает их по цвету, высоте.
3.6. Авторские матрёшки:
Наши одноклассники тоже не остались в стороне. Они рисовали матрешку, а потом ее расписывали по-своему желанию. Мы бы сказали, создавали авторские детские работы.
И может быть, наши матрешки не были такими красавицами, как матрешки с иллюстрации, но нам они были дороги, ведь мы вложили в них тепло своих рук, желание творить и познавать новое
3.7. Литературная страничка
Скор на язык русский народ.
С учащимися мы учили стихи, разгадывали загадки, пели частушки и песни.
Считалка
Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена.
Два - Малаша,
Мила — три.
Четыре — Маша.
Маргарита — это пять.
Нас не трудно сосчитать
Частушки
В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд
Сарафаны расписные, щеки зорькою горят,
Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд
Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки. Ложки деревянные, Матрешечки румяные
Выводы:Мы изучили литературные и интернет источники по теме Русская матрешка и пришли к следующим выводам:
Действительно матрешка – это исконно русская игрушка, затея, забава, сувенир, каких только синонимов не подберешь, чтобы описать это русское чудо. И пусть предположительно корни этой задумки в Японии, но задумка эта русского художника, да и сама она такая русская, веселая, задорная, независимо от того в какой местности создана. Она является символом России наряду с государственными символами, она превзошла популярность всех остальных народных промыслов.
Наше исследование получило логическое завершение. Мы достигли своей цели - мы изучили корни ремесла создания матрешек, открыли для себя много нового. Узнали мнение земляков по исследуемым вопросам.
Не хочется останавливаться на достигнутом, вокруг нас еще столько неизведанного и прекрасного, надо поделиться знаниями и умениями с друзьями и продолжить работу по изучению других видов прикладного творчества. Мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.
Заключение:
В заключении мы задаём себе вопросы: Чем для нас была полезна эта работа? Чему она научила?
Во-первых, мы узнали много нового, интересного и полезного. Для ответа на многие вопросы нам понадобились разные источники информации, поэтому мы учились работать с источниками. Нам было трудно так как информации по данной теме очень много, но мы старалась вместе с родителями находить и выделять главное в огромном мире информации. Мы думаем, если у нас не все получилось, это не страшно, ведь мы только учимся.
Что же дала нам эта работа? Мы научились сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая их со всех сторон.
Но главное мы поняли, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.
В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки
К получившим уже всемирную известность талисманам Игр-2014 мишке, зайке и леопарду теперь добавится и матрешка.Специально для Олимпийских игр в Сочи была выпущена коллекция "Матрешек". Каждая из них будет представлять отдельный зимний олимпийский вид спорта. Украшенная символикой и изображениями зимних олимпийских видов спорта и эмблемой Олимпийских игр в Сочи 2014 года, Матрешка олицетворяет русские традиции и русскую культуру.
За год до старта Олимпиады в Сочи у главных зимних соревнований четырехлетия появился еще один игрушечный символ. Лучший подарок для иностранных гостей – наша русская матрешка. К ней могут покупаться деревянные ложки, самовары, глиняные игрушки, но все--же матрешка – главный символ России. Матрёшка олицетворяет русские традиции и русскую культуру. Суть русской матрешки – дружба да любовь!
Литература:
1. Л. Н. Соловьева. Русская матрешка. М.: 1993.
3. Журнал Начальная школа №1, 1994.
4. Журнал Начальная школа №9, 2002.
5. Материалы из Интернета http://go. mail. ru/search_images.
6. Понамарев Е., Понамарева Т. Я познаю мир.
Детская энциклопедия. История ремесел. М., 2000.
7. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.
8. Детские энциклопедии
Рецензия
на исследовательскую работу учащихся 4 класса
МБОУ Новоалександровская сош Ким Дарьи и Костенко Алёны
Работа Ким Дарьи и Костенко Алёны представляет собой самостоятельное исследование, посвященное проблеме чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.
Содержание работы соответствует заявленной теме. Актуальность выбора темы проекта обоснована тем, что посредством данного исследования учащиеся стараются открыть новые стороны известного и популярного промысла Изготовление матрешки, рассказывают об его истоках, развитии, представляют материал в современной интерпретации. Данная тема исследования актуальна и интересна различным возрастным группам населения, поскольку мы живем в России, и должны как можно больше знать о своей Родине, её национальных особенностях, традициях, символах, народных промыслах, искусстве, знаменитых мастерах.
Текст работы изложен на 15 листах машинописного текста, что представляется достаточным. Работа включает в себя актуальность проблемы, цель исследования, задачи, методы исследования, результат исследования. Такая структура работы представляется чёткой и логичной.
Работа написана хорошим языком. Положительной стороной работы является и умелое использование источников разного типа( детские энциклопедии, педагогическая литература, интернет – ресурсы, беседа). Хорошее владение теоретическим материалом.
Участниками и партнёрами проекта были учащиеся начальной школы, учителя, родители.
Исследовательская часть, мысли и суждения, выводы представляются логичными и обоснованными.
В работе авторам удалось решить все поставленные задачи. Цель исследования достигнута. Заканчивая исследование, Дарья и Алёна лаконично формулируют результаты, к которым они пришли, проделав достаточно кропотливую работу. Предложенный список литературы позволяет судить о том, что ученики обладают способностью отбирать необходимый материал, систематизировать его, извлекая нужную информацию.
Выполненное авторами исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам.
Руководитель: Спицына Н.В.
Приложение
ПОТЕШКИ
Как у нашей у Хохлатки Нынче вывелись цыплятки, А из одной скорлупочки Матреша вышла в юбочке.
Весь народ глядит в окошки: Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет.
Загадки
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
Алый, шёлковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бока,А внутри секреты есть:Может три, а может шесть.Разрумянилась немножко – Наша русская … (матрёшка)
Считалки
Шли по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Мы – веселые сестрицы!
Мы – матрешки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим в прятки мы поиграть!
Частушки
Мы матрешки, мы матрешки.
Утром рано мы встаем.
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем.
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно.
Потому что в час ночной
Спим мы вместе.
Спим мы дружно.
Спим мы все одна в другой.
Стихи
С Я Маршак:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
"Ну и ой, гуляй себе по свету,
Весели себя, честной народ",
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Песня Матрёшечки" В лавке на прилавке матрёшечки стоят,Удивляет, завлекает затейливый нарядСарафаны расписные, щеки зорькою горят,Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.Люба, Надя, Груша,Марина, Вера, Ксюша,Дуняша, Катя, Зина,Наташа, Таня, НинаВпереди стоя большие, сзади крошечкиРусские матрешечки!Все вокруг довольны, покупкам нет цены.Покупатели, как дети, в матрешек влюблены,А матрешки и по кругу и шеренгами стоят Похожи друг на друга, будто все они родня.Люба, Надя, Груша,Марина, Вера, Ксюша,Дуняша, Катя, Зина,Наташа, Таня, НинаЗнамениты и пригожи эти крошечкиРусские матрёшечки!Едет по России, плывет за океанНаша Русская матрешка веселый сарафан,И теперь диктует моды симпатичный сувенир,Матрёшек хороводы покорили целый мир.Люба, Надя, Груша,Марина, Вера, КсюшаДуняша, Катя, ЗинаНаташа, Таня, НинаВсем напомнят о России эти крошечки,Русские матрёшечки!
HYPER13PAGE HYPER15
3
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x