Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ LESSON STUDY RESEARCH | Ким Екатерина Георгиевна. Работа №220985

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ким Екатерина Георгиевна
В статье показано исследование,проведенное с учащимися школы с применением подхода  Lesson study.Центральное  место  имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson study являются креативность и научная точность. Креативность необходима учителям при разработке новых подходов преподавания,  а точность – при сборе данных об обучении учеников с целью подтверждения эффективности используемых подходов.

 

 

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ LESSON STUDY RESEARCH

Ким Екатерина Георгиевна

Учитель-модератор химии

Назарбаев Интеллектуальная школа

химико-биологического направления

г.Атырау,республика Казахстан

В своем послании об образовании и трудоустройстве народу Казахстана. ,Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сообщил, что на сегодня главной задачей является продолжение модернизации образования, в том числе за счет различных программ.

        Образование является общественным процессом, посредством которого новое поколение посвящается в язык, традиции, функции, взаимоотношения и социально-общественную практику, которые его участники должны постичь, чтобы стать членами этого общества [1].Поэтому необходимо систематически саморазвиваться.

         В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-ом веке [1].

          Подход Lesson study возник в 1870-х годах в Японии с целью совершенствования школьной практики. Данный подход в 2007 году получил популярность, когда японский ученый Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Йошида утверждает, что Lesson study развивает педагогические знания и профессиональную практику учителей. Одной из характерных особенностей Lesson study является рефлексия.  Что такое рефлексия? Это размышления о своей работе с целью повышения своей профессиональной компетентности, стремление сделать процесс более ярко выраженным, системным и реализуемым в условиях сотрудничества с коллегами. По существу, Lessonstudy является коллаборативным подходом в обучении учителей   и развитии их практики преподавания и обучения.

         Коллаборативное обучение это философия взаимодействия, основанная на взаимном уважении, выявление способности участников и определение личного вклада каждого члена группы. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы [1].

         Центральное место в Lesson study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson study являются креативность и научная точность. Креативность необходима учителям при разработке новых подходов преподавания,  а точность – при сборе данных об обучении учеников с целью подтверждения эффективности используемых подходов.

        Lesson study это демократичный способ улучшения практики. Для начала исследования мы создали группу учителей. Наша группа состояла из учителя математики Абдилгалиева Ж.Ж. , учителя химии Ким Е.Г. и учителя казахского языка Койшыбаевой Н., за один месяц до исследуемого урока я составила краткосрочный план урока. План урока был составлен на основании образовательной программы (ОП) .Затем свой план я представила на собрании учителей , которые ведут занятия в том же классе В качестве исследования мы решили остановиться на 9 классе, у ребят уже заложены знания, умения и навыки по предметам технического цикла, коллектив класса уже сформировавшийся.Выбор темы исследования «Использование новых подходов в преподавании и обучении на основе внедрения в практику активных методов обучения, основанных на самостоятельном поиске знаний учащимися» связан с тем, что в 9 классе существуют проблемы низкой мотивации, на уроках работают одни и те же ученики, домашнее задание готовят всего 40% учеников (5 из 12). Поэтому использование активных методов обучения должно способствовать, во-первых, повышению уровня мотивации, во-вторых, вовлечению всех без исключения в процесс обучения при четко продуманном плане урока.

Lesson Study включал в себя 3 цикла и состоял из следующих этапов:

1.совместное детальное планирование

2.проведение исследовательского урока, наблюдение

3.систематизация результатов, планирование после исследовательского урока.

По серии последовательных уроков выступила учитель казахского языка Койшыбаева Н. Она рассказала, что использование Lesson study в педагогической практике предполагает повышение уровня знаний учащихся. Учителя наблюдали за тремя учащимися: слабым А (Х.М.),средним В (У.Л.), сильным С (Ж. Ф.), что позволило сравнить предполагаемое обучение с реальным результатом. Для проведения исследования Lesson study мы остановились на групповой работе.

Целью посещения моего урока учителями было пронаблюдать, какие формы и методы работы с учащимися мной использованы на уроке, как происходит взаимодействие учителя и учащихся. Чтобы определить изменения в учебной мотивации использовали метод наблюдения, анкетирования, видео и аудиоматериалы. Цель проведенного мной урока дать понятие о радиохимии, о стабильности атомов, свойствах радиоактивных выбросов, умение находить отличительные особенности каждого из них через использование стратегии критического мышления была достигнута. Мной был проведен самоанализ урока химии от 22 апреля 2019 года по теме «Радиохимия Природа и свойства альфа- бета, и гамма-излучений », класс 9G , с подходом LessonStudy.

В соответствии с поставленной целями и языковыми целями урока урок был построен с применением новых подходов в обучении с использованием ОП и КО. Приоритетом выступила организация диалогового обучения, индивидуальной , парной работы и групповой работы, взаимооценивания, развитие критического мышления учащихся.

В структуре урока представлены следующие этапы:

Первый этап: стадия вызова. В ходе этого этапа решались следующие задачи:

1 задача: адаптация учащихся к деятельности на уроке.

2 задача: выявление предварительных знаний (мозговая атака)

1 задача решалась на основе следующих методов:

- эвристической беседы;

- игровых моментов;(улыбающиеся смайлики)

- демонстрация слайдов презентации

2 задача решалась с применением заданий ,заставляющих учащихся мыслить самостоятельно.

В ходе этого этапа решались следующие задачи:

1 задача: формирование навыков, умений, закрепление пройденных и полученных знаний в зависимости цели урока.

2 задача: разрешение интеллектуального затруднения.

1 задача решалась на основе следующих методов:

- при формировании знаний – работа с раздаточным материалом;

- при формировании предметных действий - парная работа

- при формировании учебных действий –выполнение поставленных задач.

2 задача (разрешение интеллектуального затруднения) решалась на основе следующих методов: на основе работы с раздаточным материалом – ответ на вопрос, погружение учащихся в ситуацию выбора (работа с таблицей, раздаточным материалом, составление собственных примеров), анализ и составление протонно-нейтронной кривой.

Стадия осмысления. В ходе этого этапа решались следующие задачи:

1 задача: первичное закрепление нового материала.

В экспертных группах для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.

2 задача: прием «ЖИГСО» анализ решенных заданий в разных группах, обсуждение результатов.

Рефлексия урока проводилась на основе стратегии «Две звезды и одно пожелание» при индивидуальном участии учащихся и была успешно прокомментирована.

Следовательно, цель урока достигнута, поставленные задачи успешно решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов:

личностных, межличностныхетапредметных, предметных.

Личные выводы по уроку: при проведении «Метода ЖИГСО» некоторые группы не успевали выполнить задание в течение 2 мин, так как группы обменивались своими заданиями, что не дало возможности некоторым учащимся данного класса полностью реализовать свой потенциал на уроке.

При совместном обсуждении урока единогласно было решено, что выбранная стратегия позволила включить 100% учащихся класса в работу. Были предложены различные формы работы (индивидуальная работа, работа в микрогруппах постоянного и сменного состава). Во время исследования при делении на группы ученики А.В,С ( с разным уровнем способностей )оказались в одной группеднако групповая форма работа частично оправдала себя на этом уроке, так как при работе в экспертных группах ученик группы С (Ж. Ф.) не поделилась своими знаниями с учеником группы А (Х. М.), т.е. часть темы не было усвоено. Ученица группы В (У. Л.) отвлекалась в работе в группах, затруднялась при выполнении заданий. В целях повышения результата производить деление на группы в этом классе заранее и разрабатывать задания для всех категорий (слабый, средний, сильный) отдельно.

Использование на уроке рефлексивного листа, как элемента рефлексии своей деятельности очень положительно сказывается на отметке учащимися, но не всегда объективно.

Список литературы:

Руководство для учителей по реализации подхода

Lesson

study

. Астана 2013г.  стр15,23,25,31.

Руководство для учителя.

стр

101, 142, 150.

Пит Дадли «

LessonStudy

. Руководство»

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×