Из опыта работы классного руководителя "Классный час" ☼
Автор: Петрова Ольга Александровна
Классные часы прекрасный способ для того, чтобы отвлечь детей от монотонных, повседневных уроков, внести разнообразие в учебный процесс. В тоже время, широкий выбор тем и форматов проведения классного часа дают разнообразные возможности по воспитанию и обучению школьников.
В ходе подготовки и проведения классного часа следую алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:
¢ Определение целей и задач.
¢ Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
¢ Создание психологического настроя.
¢ Предварительная подготовка.
¢ Проведение самого мероприятия.
¢ Педагогический анализ
Основные компоненты классного часа
Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Формы проведения классного часа.
В своей работе часто использую такие формы классного часа как:
1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);
2) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);
3) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);
4) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);
5) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);
6) Начиная с 1-ого класса при проведении классных часов использую интерактивные методы обучения и воспитания.
Предлагаю посмотреть фрагмент классного часа на тему: « Дружба – чудесное слово». 2 класс.
Цель: - ознакомить с правилами дружбы;
- показать важность истинных друзей в жизни человека;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
- учить разделять радости и печали своих друзей.
Оборудование: словарь Ожегова, жетоны, карточки со словами, разрезные буквы, скотч, ножницы, клубок ниток.
Ход классного часа.
Учащиеся распределяются на группы в зависимости от выбранного жетона.
1. Актуализация знаний (3 мин).
- Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.
/Дети составляют из разрезных букв слово «дружба»./ ( Интерактивная доска))
- Какое слово у вас получилось? /Слово «дружба»./
- Что вам помогло быстро выполнить данное задание? /Дети высказывают свое мнение./
2. Сообщение темы и цели классного часа (2 мин).
- Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово». (Слайд)
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? /Дети высказывают свои предположения./
3. «Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» (8 мин).
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?».
-
После небольшого размышления представитель от каждой группы высказывает общее мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
4
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
4. Групповая работа. Работа над понятием «настоящий друг» (2 мин).
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
/Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту./
- Какие качества вы выбрали? Почему? ( Слайды)
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
5. Групповая работа «Секреты дружбы» (3 мин).
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
Правила вывешиваются на доске:
- Не ссориться.
- Уступать.
- Помогать.
- Быть вежливым.
- Быть внимательным друг к другу.
- Не бояться просить прощения.
- Не злиться.
- Помогать друг другу.
- Не жадничать.
- Быть честным.
- Не ябедничать.
- Не зазнаваться.
5
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
(На интерактивной доске рисуется цветок дружбы. На каждом лепестке- наиболее часто повторяющиеся правила. Цветок здесь же распечатывается для классного уголка).
6. Тренировочное упражнение «Клубочек» (1 мин).
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
7. Подведение итогов (1 мин).
- Почему «дружба» такое чудесное слово?
- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Человек без друзей – что дерево без корней».
Я считаю, что преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.
Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.
Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:
1) уважать друг друга;
2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;
3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;
4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.
Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.
Используемая литература:
Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.
Что почитать:
1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: Просвещение, 1989.
2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Классному руководителю о классном часе. /Под ред. Е.Н. Степановой, М. А. Александровой - М.: Сфера, 2005.
4. Младший школьник. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
5. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. - М.: Сфера,2002.