Из опыта работы: «Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования при знакомстве с пейзажной живописью»

Автор: Стародубова Анжелика Людовиковна

 Изобразительная деятельность дошкольников
заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития
ребёнка.  Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда
дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс
творчества вызовет хорошее настроение.

          Богатую  почву  для
развития изобразительного творчества получают дети, знакомясь с пейзажной
живописью. (Слайд №2)

Пейзаж – как жанр живописи.(Слайд №3)

  Пейзаж - один из самых эмоциональных,
самых лирических жанров изобрази­тельного искусства, предметом которого
является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем
называется также сам объект такого изображения. Наряду с по­нятием «пейзаж»
существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид,
панорама какой-либо местности.

Существует
великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив не­повторим,
уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают
следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, сельский
пейзаж, городской пейзаж, парковый пейзаж, архитектурный пейзаж,
индустриальный пейзаж,
космический или фантастический, исторический пей­заж.   (Слайд
№4)

По своему
настроению пейзажи могут быть созвучны жан­рам литературы, что позволяет
отметить их лирический, роман­тический, эпический, драматический и
героический характер.(Слайд №5)

По манере и
технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные;
детализированные
— подробные
и декоративные

 В работе с детьми для ознакомления с пейзажной
живописью применяю  разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим
формам и методам дети учатся  видеть, как художник изображает красоту
окружающей природы в разное время года. Дети овладевают  умениями не
только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел
передать художник, изображая природу.

         На  фоне музыки, поэтических строк
дети смогли лучше разглядеть шедевры пейзажной лирики», воспринять и осмыслить
их содержание. (Слайд №6-9) Встречу с произведениями изобразительного искусства
– живописью  начала с репродукций картин И.И. Шишкина и других (Слайд
№15-23) – «Утро в сосновом бору», «3има», «Корабельная роща».  

Основным
средством выразительности живописного пейза­жа является цвет, точнее — колорит
(от лат. color) — гармонич­ная живописная согласованность в картине, ее
цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, простран­ство,
состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к
изображаемому. Каждый предмет об­ладает основным, локальным цветом (без учета
внешних влия­ний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера —
постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому ху­дожник пишет не
основным, а постоянно меняющимся цве­том.. При написании пейзажей художники
учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины
осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, постро­енные
на контрастах синего и оранжевого, красного, желто­го; темные
красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со
светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные
буро-зеленые оттенки.

Для зимней
палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные,
сверкающие тона льда, кон­трасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые
холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.

Весной
природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра
состоит из мягких пас­тельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого,
светло-желтого, охристого.

Краски лета
- сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые,
малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными от­тенками.

Кроме
сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний
времени суток.  В утреннем пейзаже много
светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном -  контрастных,
насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в
ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пас­мурную
погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания.

Владея
цветовой культурой, художники учитывают воздей­ствие цвета на человека. Цвет
может радовать, вызывать раз­дражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е.
оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зе­леные
тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые.

         Проводила  беседы по содержанию пейзажных картин,
рассматривались репродукции разных художников, изображающих одно и тоже дерево,
например, березу ( Б.М.Кустодиев «Березовая роща», К. Ф. Юон  «Березы», И.И.Левитан
«Березовая роща») Объясняла детям, что белоствольная березка – символ России, и
не случайно столько художников, поэтов и композиторов посвящали ей свои
произведения.

На занятиях
по предметному рисованию  дети  учились рисовать деревья разных пород
в разное время года – стройную березку, раскидистую иву, могучий дуб.
Впечатления от картин известных художников не пропали даром, дети старались в
своих рисунках  передать  «похожесть»,  нарисовать «как у
художника».

Параллельно
проводилась работа по наблюдению в природе. Наблюдения за природой проводила
параллельно с рассматриванием пейзажа, обращая внимание детей на цвет природных
объектов, например неба. Выясняла с детьми, что небо бывает разного цвета, это
зависит от погоды, временем суток и освещения. Обращала внимание и на небо в
произведениях живописи: «Что можно сказать о небе? Какое оно? хмурое,
пасмурное, тревожное, радостное, безоблачное, светлое и т.д. Какие цвета
помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в
картине, если бы художники меняли краски? (Грустная картина стала бы радостной,
и наоборот.) Так же как и небо, рассматривали с детьми траву, землю, снег (как
в природе, так и в живописи): «Какого цвета снег?». Первый снег чистый, белый,
пушистый; старый – слоистый, слежавшийся; его обдули ветры и подтачивали
оттепели. Снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым, и даже
разноцветным. Убедиться в этом помогали репродукции картин И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь», И.Левитана «Март», «Лес», А.М.Гермашева «Лиловый снег»,
А.М.Васнецова «Зимний сон» и другие.

Познакомила
детей с теплыми и холодными тонами, упражнялись в получении составных цветов
разных оттенков путем смешивания.

Кроме того,
несколько занятий было посвящено солнечному свету в картинах художников. Я
объясняла детям, что художники, используя разные приемы, могут показать
солнечный день без прорисовки самого солнца, но глядя на картину, мы сразу
понимаем, что солнце на картине есть: оно в бликах, тенях, макушках деревьев, в
отражении воды. Здесь для показа использовала картины И.И.Левитана «Солнечный день».

Рассказывала
о том, что каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками
на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что
будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть
продумать композицию картины. Старалась показать  на репродукциях
художников , для чего художники используют линию горизонта - воображаемую
линию, где, кажется, что земля соединяется с небом. Художник заранее продумывает,
какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья он рисует
 крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане,
маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя,
а дальний лес кажется одним зеленым пятном, так как, нельзя разглядеть так
далеко листья и даже стволы деревьев. Очень хорошо для этих целей использовать
картины   В.Д.Поленова «Золотая осень», И.И.Шишкина «Рожь», Дм.Левина «На
опушке», И.И.Левитана «Лодки у берега», Е.Е.Волкова «В конце зимы».

Для того, чтобы развить ребёнка как
творческую личность, добиться эмоционального раскрепощения и большей
способности откликаться на красоту природы, особое внимание уделяется пейзажной
живописи, глубокому знакомству детей с пейзажным рисованием нетрадиционными
способами,
например, на
занятии «Осенняя листва » дети использовали прием рисования по сырому фону
акварелью, когда краски размываясь, как бы вливаются друг в друга.
Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают
выразительные возможности изображения. (Слайд №24)

Я включаю в учебный процесс самые
необычные средства изображения(Слайд №25): коктейльные трубочки, парафиновую
свечку, зубную щётку, ватную палочку, нитки, перья и многое другое. Такое
нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает
отрицательные эмоции. И дети, с удовольствием отправляясь в путешествия,
знакомятся с различными изобразительными техниками (например: монотипия(Слайд
№26), рисование набрызгом, трафарет, пальчиковая живопись, кляксография ,
выдувание, щетинная кисть. и т.д.). А так же узнают много нового, необычного.
Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант,
заставляют думать, изобретать, фантазировать.

Например, прием “абрис руки”(Слайд№27),
при котором  ребёнок обводит ладонь и превращает её в какой либо образ или
предмет. Использование нетрадиционной техники и разного изоматериала придает
объем рисунку и необычность изображаемого объекта.

Интересно и таинственно выглядит
детский рисунок, если сверху закрыть его одним слоем упаковочной сетки или
плёнки. А затем прорисовать образ или предмет, то будет казаться, эффект
витража или мозаики.

А как нарисовать пушистых зайчиков и
медвежат, кошек и собак? Возьмите щетинную, сухую кисть, наберите гуашь
прижмите её к нарисованному контуру тычком или мазком. Когда вы оторвете
щетинную кисть от листа, то получится отпечаток: объемный, пушистый или
колючий. Это же можно проделать губкой.

В понимании многих клякса
ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Но педагог может сделать кляксу
обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей.
Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой
краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые
узоры. Можно  рассмотреть в них животных, насекомых, деревья, цветы, и
т.д.

Знакомя с пейзажем, можно показать
красоту природы рисуя деревья кулачком, ладошкой, разбрызгивая капли краски
зубной щёткой, губкой, на мятой бумаге, на бархатной бумаге, сминая бумагу,
скручивая её, смачивая бумагу водой.

Оказывается, бархатная бумага таит в
себе огромные возможности для рисования. Рисунки на бархатной бумаге получаются
объемные, переход одной краски в другую  - без четких границ, более
мягкий. Попробуйте нарисовать горы,  и вы в этом убедитесь сами.

Какие незабываемые узоры и орнаменты
получаются с помощью пробки. Из неё легко можно вырезать нужные детали. А
гроздья спелой рябины... Их можно рисовать пальцами: раз,  чуть ниже
 - еще раз, чуть ниже -  еще. Теперь тонкой кисточкой дорисуем
веточки, листочки и   натюрморт готов.

Если у детей есть опыт рисования
пальчиком, то можно предложить им рисовать ватными палочками. Для этого ватную
палочку достаточно опустить в краску и ударить кончиком палочки по листу сверху
вниз. На листе останется   четкий отпечаток. Ритмично нанося тычок, можно
нарисовать падающий снег, букет сирени, ягодки.

 Разнообразные нетрадиционные
способы рисования учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное
“Я” через воплощение своих идей при создании необычных рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

                                                                                                                                            

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Используемая литература:

1.    
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники
рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”,
2007.

2.    
Дьяченко И.Так ли важно рисование в
жизни ребенка\\Дошкольное воспитание №8 2009.

3.    
Куревина О.А. Синтез искусств в
эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

4.    
Компанцева  Л.В. Поэтический образ природы в детском
рисунке Москва «Просвещение»1985.

5.     Курочкина Н.А.Дети и пейзажная живопись Времена года Санкт –
Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x