Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Из опыта работы ☼☼☼☼ | Кокина Ирина Александровна. Работа №239734

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кокина Ирина Александровна
Из опыта работы учителя-логопеда МБОУ СОШ № 1 г. Берска, Новосибирской области, Кокиной И.А.

Из опыта работы учителя-логопеда МБОУ СОШ № 1 г. Берска, Новосибирской области, Кокиной И.А.

Я, Кокина Ирина Александровна, работаю учителем - логопедом в МБОУ СОШ № 1 города Бердска, имею высшее педагогическое образование, общий педагогический стаж 12 лет. За это время уровень своей профессиональной грамотности повышаю не только путем самообразования, но и посещением различных семинаров, конференций, классных часов, мастер-классов и открытых занятий коллег.

Одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом.

У детей с нарушениями речи наблюдается недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.

Конечно, причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Но, на мой взгляд, одна из них, самая важная – это недостаточное внимание взрослых к ребенку.

Практически все дети с речевыми дефектами пассивны и нуждаются в стимуляции педагога. Поэтому своевременная коррекционная работа по развитию всех сторон устной и письменной речи в наши дни очень актуальна, поскольку современная школа предъявляет высокие требования к детям.

Таким образом, понимая актуальность проблемы, основная цель моей профессиональной деятельностимаксимальная коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

обследование речи учащихся (сентябрь – стартовая диагностика, январь – промежуточная, май – итоговая);     

разра

ботка

и реализация

;

системы работы 

по коррекции нарушений речи у 

учащихся;

проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению нарушений в речевом развитии, во

сстановлению нарушенных функций;

консультации

педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Стабильные положительные результаты в освоении обучающимися программного материала обеспечиваются через реализацию всех направлений логопедической работы.

Составляя воспитательно-образовательные, коррекционные программы для своих учеников, я ориентируюсь на их индивидуальные особенности и потенциальные возможности, ежегодно внося коррективы в содержание программы.

Учитывая особенности детей, в ходе занятий использую различные формы организации работы с обучающимися: подгрупповые и индивидуальные занятия, широко применяю дифференцированный подход в обучении.

Особенностью моей логопедической работы является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплен в речи.

В начале учебного года проводится логопедическое обследование обучающихся начальных классов.

Для проведения диагностики речевых нарушений мною используется диагностический материал О. В. Иншаковой, Л. С. Волковой. Для диагностики состояния письменной речи обучающихся используется методика И. Н. Садовниковой, Л. И. Тикуновой.

Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что в начале учебного года у многих обучающихся в устной речи наблюдались такие ошибки как:

недостаточно сформирован грамматический строй речи: допускали ошибки в употреблении сложных предлогов, ошибки при преобразовании имён существ

ительных

во

множественное число,

в

образовании относительных и притяжательных прилагательных, в использовании слов в родительном падеже множественного числа (пять

гнёздов, пять утёнков);

н

авыки звукобуквенного анализа и синтеза также недостаточно сформированы (имелись затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале);

элизии

в словах «регулировщик», «милиционер», «железнодорожный», «водопроводчик» и т.д.;

В письменной речи:

при письме под диктовку допускали большое количество специфических ошибок (замены

д-т

, б-п, ж-ш, пропускали как гласные, так и

согласные);

при списывании д

опускались такие ошибки как

: не дописывание окончаний сл

ов, пропуски знаков препинаний (

не ставилась в конце предложения точка

)

.

Ошибки при чтении:

запин

ки при чтении многосложных слов;

говорили наугад окончание

слов

.

Кроме этого можно отметить, что в начале года у многих обучающихся:

наблюдался замедленный темп письма;

возникали трудности при овладении графическими навыками;

часть учащихся были неловкими, медлительными;

у части имеется низкий уровень речевой коммуникации;

часть учеников имели стойкую неуспеваемость по основным предметам, у таких детей значительно был снижен объём кратковременной и долговременной памяти.

На всех учащихся оформляются речевые карты. Учащиеся распределяются по группам соответственно речевым дефектам.

С 15 сентября по 15 мая с обучающимися, зачисленными на логопункт, проводится систематическая   коррекционная работа.

Процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематитической, но и лексико – грамматической стороны речи.

На занятиях используется множество игр: игры с мячом, игры со шнурками, счетными палочками, с прищепками, с кассами букв, словесные игры.

Как правило, ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому я не стремлюсь к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам русского языка или чтению. Максимально использую игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. На логопедических занятиях игра способствует более успешному овладению учениками знаниями, умениями и навыками. Игровые моменты использую как с детьми 1-2 классов, так и с детьми постарше 3-4 классы. Так же детьми любимы кроссворды, филворды, графические диктанты, способствующие развитию зрительно - пространственного гнозиса и праксиса, а также служащие предупреждением оптической дисграфии.

В конце года проводится контрольное исследование. В итоге при выпуске из логопедического пункта обучающиеся:

получили полноценные представления о звуковой стороне речи;

овладели навыками языкового анализа и синтеза;

овладели навыками правильного письма и чтения;

получили развитую связную речь.

Так же у обучающихся:

поставлены и отдифференцированы все звуки

;

уточнен и активизирован им

еющийся у детей словарный запас;

введены в активный словарь слова-термины (звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие –

глухие согласные, предложение);

сформирована

ориент

ация

в морф

емном составе слова, т. е. умеют

определять посредством каких частей слова, стоящих

перед

или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

сформированы навыки

пользоваться различными способами словообразования;

сформированы навыки

правильно

го использования новых слов

в предложениях различных синтаксических конструкций (т. е. устанавливать связь между формой и значением);

сформированы навыки

передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Результаты исследования в конце учебного года показывают, что логопедическая работа проводилась эффективно, у учащихся наблюдаются значительные улучшения всех компонентов речевой системы.

 

В процессе моей работы активно сотрудничаю с родителями:

провожу

ежен

едельные консультации

, итогом

встреч

которых

явля

е

тся

информирование родителей

по вопросам

,

интересующих

и

х

: «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику дома», «Как правильно проводить логопедические упражнения дома», «Как работать с заданиями в

логопедической тетради» и т.д.

Вся информация для родителей выдаётся в устной

или

печатной (буклет) форме

;

оформлен стенд

в вестибюле школы

, информация меняется каждые две недели

, освещаемые темы: «Зачем нужен логопед?», «С

какого возраста нужно обращаться к логопеду?», «Речевое развитие детей», «Если в семье заикающийся ребенок» и т. д.

;

в течение учебного года раз в триместр всем родителям учащихся 1-4 классов р

аздаются информационные буклеты, ц

елью которых является информирование родителей детей

,

не зачисленных

на логопедический пункт

. Тематика буклетов: «Игры на развитие фонематического слуха», «Особенности речевого развития», «Упражнения для развития связной речи», «Упражнения на устранение недостатков письменной речи», «Профилактика речевых нарушений» и т. д.

В начале учебного года принимаю участие в родительских собраниях с сообщениями: «Итоги логопедического обследования»; «Организация логопедических занятий»; «Советы родителям по речевому воспитанию детей».

В процессе моей работы активно сотрудничаю с педагогами:

в начале

каждого учебного года начинается процесс

диагностики речи обучающихся и продолжается в течение всего учебного года

совместно с учителями и педагогом-психологом

(взаимопосещение занятий, взаимопомощь, привлечение учителей к контролю речевой деятельности детей).

П

ринимаю активное участие в методической работе школы: участие в мониторинге по адаптации обучающихся, участие в педагогических консилиумах, участие в семинарах учителей начальной школы.

по работе с учителями оформлена папка,

содержащая

информацию на разные темы: «Как отличить орфографические ошибки от дисграфических», «Логоминутки на уроке», «Письмо без ошибок» - советы учителям; «Памятка для учителей» - логопедические ошибки обуч

ающихся; и т. д.

В течение каждого учебного года проводится работа по обновлению оснащения логопедического кабинета.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×