Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изучение программы «Рухани жангыру» на уроках истории | Кузутбаева Багила Кумарбековна. Работа №239069

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузутбаева Багила Кумарбековна
Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Проводится  модернизация образования, меняется содержание. Изучение  Программы «Рухани жаңғыру», ориентированной на возрождение духовных ценностей казахстанцев, призванной повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить его национальную идентичность, имеет большое значение.

Изучение программы «Рухани жангыру» на уроках истории

 

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

В связи с этим совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Модернизация казахстанского образования направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, социализации личности, подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Основной целью образования в рамках курсов истории является выявление и изучение основных закономерностей развития общества, формирование исторического мышления у учащихся, формирование нравственной культуры. Современные педагоги постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. Давно  известное подверглось пересмотру. В учебный процесс внедряются разрабатываемые государственные программы.

Одной из таких программ является программа «Рухани жаңғыру», которая была разработана на основе положений статьи Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и опубликована 12 апреля 2017 года. В ней обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, войти в 30 развитых государств мира. Программа предусматривает несколько проектов, направленных на достижение этих целей.

Современному молодому человеку для самореализации необходимо понимание многомерности, многоаспектности, значимости окружающего культурного пространства, умение продуктивно пользоваться культурным наследием. Это позволяет соотносить прошлое, настоящее и будущее, видеть роль отдельного человека в развитии общества.

Так, при изучении вопросов развития культуры на современном этапе в 10 классе необходимо изучить вопрос поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику, придания нового импульса развитию языка и интегрирования его в мировое пространство.

Изучая вопрос принятия стратегий «Казахстан – 2030, 2050» нельзя обойти вниманием проект «100 новых лиц Казахстана», вобравший в себя живые истории казахстанцев из разных уголков страны, различных возрастов и национальностей, которые будут служить образцом для соотечественников. Эти 100 (и более!) новых лиц станут олицетворением современного Казахстана.

В 9 классе в ходе изучения темы «Развитие образования, науки и культуры в годы независимости» исследуются проект «Сакральная география Казахстана», символические сакральные и культурно-исторические основы нашей страны. Спецпроект «Туған жер» направлен на решение социальных проблем, вовлечение граждан в развитие и облагораживание родного края – «малой родины».

Исследуя вопрос о тенденциях развития казахстанского образования, науки и культуры в условиях глобализации, стоит уделить большое внимание учащихся проекту «Современная казахстанская культура в глобальном мире», который нацелен на выстраивание системной работы по популяризации культуры Казахстана за рубежом. При этом ставка делается на продвижение современной культуры как по форме, так и по содержанию.

Изучение программы «Рухани жангыру» можно попробовать решить использованием на уроках различных методик, позволяющих задействовать различные каналы получения информации учащимися, развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся. Это такие образовательные технологии и методы, как:

- Развивающие технологии обучения (метод постановки учебных задач, исследовательский подход «Обучение через открытие», коммуникативный или дискуссионный подход, групповой.)

- Творческие задания и игровая деятельность (мысленное путешествие в прошлое, игры), системно - деятельный подход.

- Кейс - технологии (метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач- ситуаций «решение кейсов»)

- Технология критического мышления (постановка вопросов, уяснение проблем и убедительная аргументация - «Вызов – Осмысление – Рефлексия»)

- Интерактивное обучение (« Корзина идей», «Мозговой штурм», «Составление кластера», «ПОПС – формула», «Фишбоун- (Рыбий скелет) и т.д.)

- Проблемное обучение (создание проблемной ситуации, доказательства учащимися правильности выбранного решения)

- Проектная деятельность (организация самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата).

Сутью проектного метода является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Результаты проектов могут быть самыми разнообразными – от социологического опроса, бизнес-плана, социальной рекламы, стенгазеты до театрализации, ролевых игр, видеоклипов и фильмов. 

С целью стимулирования учебно-познавательной деятельности, углубления  знания учащихся большое значение придается неделям истории, целью которых являются воспитание  патриотизма,  интереса  к  истории и историческим деятелям Казахстана, формирование  гражданской позиции.

Как правило, программы Недели насыщенны. Это такие мероприятия, как: викторина среди учащихся «Знатоки истории», интеллектуальные игры, выставка-конкурс рисунков, открытые уроки, конкурс научных проектов учащихся лицея, конкурс эссе, а также «круглые столы»

Так, при написании эссе, многие учащиеся высказывали свои мысли. Так, один из учащихся 10 класса, выбрав тему эссе «Я – патриот своей страны» написал: «Патриотизм для меня – это не просто фанатичное отношение к своему государству, а стремление улучшать его, улучшая себя и меняя общество». Ему вторит другой учащийся, утверждая: «Патриот должен знать историю своей страны. Ведь человек силен корнями!».

Очень важным в изучении программы «Рухани жангыру» является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, математики, изобразительного искусства и т.д. Так, на «круглом столе» на тему «Статистика за годы независимости Казахстана» все без исключения его участники представили исследованную ими тематику грамотно, споря со своими оппонентами на, касалась ли она демографических изменений, положения в сельском хозяйстве, промышленности и т.д.

Главная цель всех педагогических технологий, методов и приёмов – научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результат своей работы.

Программа «Рухани жаңғыру», ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца.

 

 

Аннотация

 

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Проводится модернизация образования, меняется содержание. Изучение Программы «Рухани жаңғыру», ориентированной на возрождение духовных ценностей казахстанцев, призванной повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить его национальную идентичность, имеет большое значение.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×