Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Жестокое обращение в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Богумилова Анастасия Васильевна

Жестокое обращение в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

Богумилова Анастасия Васильевна

Педагог-психолог

МКОУ СОШ №10 с. Покровское, Красногвардейского района

 


      Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Намного острее данная проблема стоит в семьях, где есть дети–инвалиды. Часто абсолютная зависимость жизни этих детей от взрослых порождает чувство вседозволенности и бесконтрольной власти над ребенком.

Наиболее эффективным местом реабилитации детей-инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью, но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.

Рассматривать проявления жестокого отношения в семьях имеющих детей инвалидов можно в двух аспектах:

1. жестокое отношение отца или матери к ребенку: причинами этого служат потеря работы из-за болезни ребенка, постоянный стресс и нервозность из за нехватки денежных средств на приобретение необходимых лекарственных средств и средств реабилитации, ограничение отдыха и культурно досуговых развлечений родителей, давление со стороны общества.

Часто причиной, вызывающей жестокое обращение с ребенком-инвалидом со стороны родителей, является неприятие болезни ребенка. Такое отношение ведет к отвержению ребенка, пренебрежению его потребностями и нуждами. Родители не выполняют предписания индивидуальной программы реабилитации, тем самым нарушая права ребенка-инвалида, гарантируемые государством.

Другой причиной проявления насилия над ребенком является чувство безысходности и депрессии, когда одинокая мать с ребенком-инвалидом на руках, живя в тяжелых жилищных и материальных условиях, находясь в состоянии постоянно действующего стресса, срывает свое раздражение, обиду, злость на своем сыне или дочери.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи. Если же семья сохраняется отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью. Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Это может служить причиной жестокого отношения матери или отца к ребенку, которого она считает причиной своих ограничений и лишений.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

2. жестокое отношение других детей в семье к ребенку инвалиду: причинами является ревность, из-за того что здоровым детям уделяется меньше внимания и заботы чем ребенку инвалиду, его нуждам уделяется  меньше внимания, так как денежных средств всегда не хватает. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Профилактическая работа с семьями, где зафиксирован факт жестокого отношения к ребенку инвалиду: проводится в трех основных направлениях:

 A. Работа с родителями. Индивидуальная психотерапия. Психологические тренинги для молодых семей,  находящихся в трудной жизненной ситуации, связанной с рождением ребенка-инвалида или впервые установленным диагноза.  Психологическая работа с отцами  детей с ограниченными возможностями с целью профилактики разводов.

B.   Психокоррекционная работа с детьми-инвалидами, пострадавшими от жестокого обращения и подростками с агрессивным поведением.

C.   Совместные занятия с детьми-инвалидами и их родителями с целью коррекции внутрисемейных отношений.

 

 

Список использованной литературы:

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).

2. Журнал «. Выпуск № 3 / 2014. Авторы ОЛЬХИНА Е.А. МЕДВЕДЕВА Е.Ю. КАШТАНОВА С.Н.

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×