Статья "К вопросу о приемах и формах обучения на уроках истории в коррекционной школе 8 вида". Автор: Пильникова Ирина Алексеевна

Автор: Пильникова Ирина Алексеевна
В статье поднят вопрос об особенностях работы учителя истории в коррекционной школе 8 вида. Учитывая специфические особенности контингента, предлагаются формы и методы работы на уроках истории.


Автор: Пильникова Ирина Алексеевна

Приёмы и формы успешного обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида

 

Пильникова И. А., учитель истории и обществознания, олигофренопедагог.

 

 

История в школе для детей с нарушением интеллекта является предметом, в процессе изучения которого учащиеся овладевают историческим материалом, приобретают необходимые знания и умения. Кроме того, важнейшей задачей предмета является коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социальная и правовая адаптация выпускника в обществе.

Поэтому, конечной целью изучения истории в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями должно быть создание общего представления о событиях, происходивших в России, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Необходимо сделать акцент на крупных исторических событиях Отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи, создать образ наиболее ярких фактов и выдающихся деятелей, олицетворяющих данный период истории. Такой подход к изучению предмета способствует лучшему запоминанию фактов и их последовательности. Изучение исторических событий должно вестись в порядке хронологии, это обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний учащихся, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере.

Настоящий творческий труд в школе – это прежде всего живая мысль, исследование.

Преподавание истории в коррекционной школе VIII вида осуществляется на основе авторской технологии, компоненты которой являются инновационными разработками, имеющими прикладной характер.

Она складывается из следующих компонентов:

Авторская программа.

Тематическое планирование.

Примерный комплекс умений и навыков.

Технолог

ия организации самостоятельной

работы.

Тематические словари.

Тематические тетради.

Наглядность.

Разработки и проведение уроков.

Технология преподавания истории в коррекционной школе VIII вида была опубликована в «Книге для учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида», опубликованной в издательстве «Класикс-стиль» (2003 год).

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок, который является одним из важнейших звеньев и условий реализации названной выше технологии.

Учитель истории в коррекционной школе VIII вида при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает нашим ученикам!

Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.

1. Регулярная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизированных действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у учеников коррекционной школы необходимы следующие условия: создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.

1. Основные умения и навыки школьников, формируемые на

уроке истории:

1. Пересказ.

2. Оценка исторических явлений.

3. Сообщение исторических фактов.

4. Временные (работа с датами).

5. Пространственные (картографические).

6. Выделение главного и второстепенного.

7. Формулирование вывода.

8. Навыки самостоятельной работы.

2. Основные упражнения, используемые для формирования

исторических знаний, умений и навыков:

Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

Решение кроссвордов.

Работа с настенной и контурной картой.

Решение хронологических задач.

Выполнение тестовых заданий

Работа с тематичес

ким словарём, оперирование

терминами.

2. Живое слово учителя на уроке играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным, но не перегруженным мелкими подробностями, незначительными деталями. Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, а также других источников.

Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

3. На уроках истории в коррекционной школе с целью формирования умений и навыков учащихся необходимо использовать различные виды самостоятельной учебно –познавательной деятельности. Самостоятельная работа на уроке способствует формированию необходимых умений и навыков по истории: анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве. Необходимо отметить, что ученики коррекционной школы нуждаются в том, одни и те же виды работы многократно повторялись из урока в урок при систематическом контроле за их выполнением. Наблюдения показывают, что при невыполнении этого условия навык утрачивается и педагогу потребуются дополнительные усилия для его восстановления. Самостоятельная работа на уроке истории проводится под контролем учителя, при необходимости – с его помощью.

4. Неоценимую помощь учителю и ученикам на уроке оказывают Тематические тетради. Это сборники заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы VIII вида. Все задания составлены таким образом, чтобы их выполнение было посильно и доступно для учащихся. В сборниках представлены самые разнообразные задания. Отбор заданий по теме осуществляет учитель в соответствии с целью и задачами урока, уровнем развития умения и навыков учащихся.

5. Особое внимание на уроке должно быть уделено изучению исторических дат. Установление хронологической последовательности, работа с «лентой времени» для определения того, сколько лет прошло от одного события до другого, что было раньше, а что позже и на сколько способствуют развитию мыслительной деятельности, временных представлений школьников.

6. Одна из важнейших проблем, которая стоит перед учителем на уроке - это развитие речи учащихся на уроке, формирование исторического словаря. Большую помощь в этом оказывают тематические словари, работа с которыми стала неотъемлемой частью работы над историческим материалом на разных этапах урока. Понятия в словаре располагаются в алфавитном порядке, определения кратки, доступны, легко запоминаются.

7. На уроке должна осуществляться систематическая работа с исторической картой, как настенной, так и картами, имеющимися в атласах. Выполнение работ на контурных картах способствует не только запоминанию фактов, но и несет элементы творчества, что проявляется в оформлении, выборе цвета и т.д. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

8. На уроках истории в специальной коррекционной общеобразовательной школе используются рассказ, беседа, работа со схемами, таблицами, раздаточным материалом. Особая роль на уроке принадлежит учебнику. Работа с текстом параграфа осуществляется постоянно. Это чтение текста, ответы на вопросы, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги,. Эти средства позволяют сформировать умения и навыки по истории, развивать логическое мышление, формировать пространственные и временные представления.

9. Важный элемент обучения истории - создание на уроке точных зрительных образов. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе то, о чём идет речь. Учебные картины, таблицы, схемы, иллюстрации применяются постоянно. Но особая роль на современном уроке принадлежит демонстрации видеоматериалов. Недаром говорят: лучше один раз увидеть…

В этом отношении хороший результат приносит не только просмотр фрагментов видеоматериалов по теме урока, но и применение мультимедийного проектора. Это наиболее современный и доступный способ демонстрации большого количества наглядности по любой теме урока. И здесь неоценимую помощь в подборе материала оказывает Интернет.

У нас есть опыт проведения уроков с применением мультимедийного проектора. Этим опытом мы охотно делимся со студентами, встречи с которыми уже стали частью жизни нашей школы. Недавно были проведены итогово-обощающий урок по теме «Смутное время в России» и урок по теме «Начало Северной войны».

Проведение урока с применением мультимедийного проектора – это не просто демонстрация картинок. Во время такого урока организуется работа учащихся, применяются наиболее целесообразные задания в соответствии с целью и задачами урока.

Так, на итогово – обобщающем уроке по теме «Смутное время в России» ребята отвечали на вопросы и ответы записывались в тетрадь. По одному предложению на каждый вопрос. А в итоге получился записанный рассказ «Смутное время в России». И каждый ученик, прочитав по одному предложению, почувствовал себя автором этого рассказа. Было видно, что ребята получили удовлетворение от успешно выполненной работы.

Во время такого урока легко организовать работу с учебной картиной, любой иллюстрацией, учебником, схемой, таблицей, настенной и контурной картой, со словарем. Ведь всё на слайдах, зрительно, осязаемо.

Конечно, от учителя требуется определённая подготовка для проведения такого урока, создание презентации, но такая форма урока дает видимый результат. И не только в накоплении знаний, но и что также немаловажно – в пробуждении интереса к самому уроку, ожиданию того, что урок будет интересен, нескучен, познавателен.

10. Современный урок истории - это урок, где теоретический материал не может быть представлен без опоры на конкретные исторические источники, факты, документы, предметы той или иной эпохи.

Созданию таких представлений об историческом материале содействует проведение тематических экскурсий. Проведению экскурсий должно предшествовать разъяснение, с какой целью она проводится, что предстоит посмотреть. Внимание учащихся на экскурсиях и при заключительной беседе привлекается к наиболее существенным, значимым объектам, учитель акцентирует, подчеркивает, побуждает к обобщению.

Мы стараемся проводить экскурсии таким образом, чтобы их тематика органически вписывалась в учебный процесс, чтобы можно было использовать полученные знания на уроках. При этом, если это возможно, используются дополнительные средства подачи информации, в том числе радиолинейки.

Так, в декабре, мы провели радиолинейку, посвященную началу контрнаступления Красной армии под Москвой, затем посетили Музей обороны Москвы, а в последствие при изучении истории Великой Отечественной войны, в том числе и на уроке по теме «Разгром немецко – фашистской армии под Москвой» вспоминали увиденное в музее, просматривали сделанные во время экскурсии фотографии.

Во второй четверти этого учебного года была проведена также экскурсия в Музей истории Москвы. Ребята увидели уникальную коллекцию музея, древнерусского средневекового прошлого Москвы, макеты усадеб жителей Москвы XV-XVII веков, посмотрели, как поэтапно строился Кремль, познакомились с занятиями горожан, посмотрели, что представляли собой мастерские средневековых москвичей. В дальнейшем во время уроков увиденное и услышанное на экскурсии успешно используется для лучшего усвоения материала, более прочного закрепления. Это такие темы уроков, как «Древнейшие сведения о Руси», «Славянские племена и их соседи», «Владимиро-Суздальская земля. Москва» (7 класс), «Возвышение Москвы», «Культура Руси в XV-XVI в.в.» (8 класс).

11. Хотелось бы отметить, что успешному и осознанному восприятию исторического материала на уроке способствует также та информация, которую учащиеся получают во время проведения общешкольных мероприятий с исторической тематикой. В качестве примера отмечу два последних больших праздника: «Никто не забыт и ничто не забыто!», посвященный Великой Победе в войне немецко-фашистской Германией и «Мы – граждане Великой России», посвященный Дню Конституции. Здесь огромное поле для патриотического воспитания подрастающего поколения, прекрасное средство формирования сознания, чувств, отношения к национальной истории, культуре, государству. Всё увиденное и услышанное детьми мы обязательно закрепляем на уроке. Говорим, вспоминаем, обмениваемся впечатлениями. И в этот момент педагогу видно, на сколько затронуты чувства, эмоции, разум. Чаще всего нет ни одного равнодушного! Ребята просят повторить услышанные песни, просмотреть ещё раз слайды, задают вопросы. Поверьте, такое отношение детей не оставляет равнодушным и педагога. Хочется придумать для них что-то ещё, красочное, эмоциональное, познавательное с тем, чтобы они полюбили историю на всю жизнь!

То есть речь идет о том, что урок – эта та форма организации учебного процесса, которая позволяет свести воедино большую общую работу по формированию исторических знаний, речь идёт не о фрагментарном, а о комплексном изучении предмета, который отрабатывается и закрепляется на уроке.

12. И ещё хотелось бы отметить один очень важный момент. Исходя из того, что мы работаем с детьми, имеющими нарушения в умственном и физическом развитии, при этом степень этих нарушений различна, на уроке непременно должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым. Должно осуществляться наблюдение за динамикой развития умений и навыков учащихся с тем, чтобы постепенно вводить новые задания, продвигаться от простого к более сложному.

Научность содержания, чёткое планирование цели и задач урока, связь каждого урока с предшествующим и последующим, правильный выбор учителем типа, структуры и методики проведения урока, развитие творческой атмосферы неизбежно ведет к положительному результату: прочному формированию исторических знаний, умений и навыков с целью коррекционного воздействия, формированию Человека и Гражданина. Родная история должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, формирующим и продолжающим личность.

 

Методы организации учебно-познавательной деятельности на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью возможна на основе индуктивного, дедуктивного, репродуктивного, словесного, практического и наглядного методов. Метод - это способ деятельности, направленный на достижение определенной цели:

индуктивный метод позволяет формировать умение анализировать факты с целью формулировки выводов и обобщений;

дедуктивный метод формирует умение анализировать факты с целью установления следствий, вытекающих из них;

репродуктивный метод способствует отработке умений и навыков, т.к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу;

словесный метод позволяет формировать умение составлять план, конспект, таблицу, схему по ходу или после объяснения учителя, что пробуждает потребность в активном усвоении материала, вызывает интерес к новой теме;

практический метод способствует применению на практике полученных теоретических знаний, предполагает активное осмысление предстоящих действий, влияет на прочность запоминания изучаемых вопросов;

наглядный метод развивает абстрактное мышление, усиливает ощущение достоверности словесной информации, активизирует воображение, фантазию школьников.

 

Соотношение методов и видов учебно-познавательной деятельности

Индуктивный

1. Анализ фактов с целью формулировки выводов и

обобщений:

2. Анализ исторического источника.

3. Анализ исторической карты и т.д.

Дедуктивный

1. Анализ фактов с целью

2. Установления следствий, вытекающих из них:-выделение

основного и второстепенного;

3. Сравнение;

4. Установление последовательности отдельных фактов и

событий;

5. Доказательство.

6. Решение задач и т.д.

Репродуктивный

1. Составление простого плана.

2. Пересказ.

3. Составление краткого конспекта по тексту параграфа и т.д.

Словесный.

1.Составление опорного конспекта по ходу рассказа

учителя.

2.Составление таблиц, схем по ходу рассказа учителя и т.д.

Практический

1. Составление схем, таблиц.

2. Работа с контурной картой.

Наглядный

1. Устное сочинение при работе с учебной картиной.

2. Задания при работе с учебной картиной.

3. Задания при демонстрации диафильмов, слайдов,

аппликаций.

Необходимо отметить, что между указанными методами существует тесная взаимосвязь. Во время организации учебно-познавательной деятельности учащихся происходит их сочетание. Например, применение репродуктивных методов невозможно без словесных, наглядных, практических приемов; индуктивный, дедуктивный применяются так же с помощью словесных, наглядных методов; наглядные сочетаются со словесными; индуктивные с практическими и т.д.

Все эти методы широко применяются при организации учебно-познавательной деятельности. Однако, можно предположить, что наиболее оптимальными для формирования комплекса умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются репродуктивный, словесный, практический и наглядный методы. Их использование, наиболее рационально, так как отвечает возможностям учеников, они доступны для самостоятельного выполнения. Необходимо отметить, что выполнение любой учебно-познавательной деятельности на уроке учащимися коррекционной школы осуществляется под контролем учителя. Учитель дает задание, организует, руководит, корректирует, исправляет, оценивает.

Наиболее сложными являются индуктивный, дедуктивный методы, так как они требуют определенного уровня развития мышления, способности анализировать и формулировать выводы. Однако, осуществляя дифференцированный подход, задания на основе этих методов все же необходимы, потому что они позволяют обогатить скудный запас представлений умственно отсталого школьника, формируют навыки самостоятельной деятельности.

Таким образом, каждый метод организации учебно-познавательной деятельности учащихся предполагает достаточное количество заданий, которые может использовать учитель на уроке в соответствии с поставленной учебной целью. Если исходить из того, что все задания предполагают три уровня сложности: 1-на знание; 2-на установление причинно-следственных связей; 3-на применение, то, как показывает практика. для умственно отсталых учащихся под силу лишь первый уровень сложности - на знание.

Таким образом, на уроке истории необходимо учитывать психолого-педагогические условия ее осуществления любых видов работы, знать характер процесса усвоения знаний, методы организации, умения и навыки, формируемые в процессе учебно-познавательной деятельности. Необходимо выбирать наиболее рациональные способы, соответствующие задачам образования и уровню подготовки учащихся, осуществляя дифференцированный подход.

 

Формирования умений и навыков на уроках истории

в коррекционной школе VIII вида

Регулярная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизируемых действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у учеников коррекционной школы необходимы следующие условия: создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.

Общая классификация умений учащихся на уроках истории.

Учебно – организационные:

-планирование деятельности:

-рациональное выполнение заданий:

-самооценка.

Речевые (письменные и устные):

-умение отвечать на вопросы:

-пересказывать текст;

-связно излагать.

Учебно-информационные:

-с книгой (учебник, хрестоматия, справочник).

Учебно-интеллектуальные:

-мотивация деятельности;

-осмысление и изложение информации;

-восприятие и воспроизведение;

-самоконтроль.

В преподавании истории в коррекционной школе процесс формирования навыка у умственно отсталых детей складывается, как мне представляется, из следующих этапов:

Формирование ориентировочной основы умения:

1. Постановка перед учащимися задачи.

2. Разъяснение и показ способов выполнения задания.

Первичное выполнение операций учащимися:

1. Выполнение задания под руководством учителя.

2. Привлечение внимания учащихся к лучшим образцам

выполненного задания.

3. Одобрение и поощрение в процессе выполнения задания.

4. Постепенное повышение требований к качеству и темпу

выполнения задания.

Тренировочные задания:

1. Постепенное увеличение степени самостоятельности

учащихся при выполнении задания.

2. Уменьшение объема помощи учителя до возможного

минимума.

3. Применение умения в новых связях и новых условиях.

4. Закрепление навыка в новых связях и новых условиях.

Примеры формируемых умений и навыков у учащихся:

1. Пересказ.

2. Оценка исторических явлений.

3. Сообщение исторических фактов.

4. Временные (работа с датами).

5. Пространственные (картографические)

6. Выделение главного и второстепенного

7. Формулирование вывода

Упражнения:

Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

Выполнение тестовых заданий.

Решение кроссвордов.

Работа с настенной и контурной картой.

Решение хронологических задач.

Работа с тематическим словарём, оперирование

терминами.

 

Умения и навыки, формируемые на уроках истории

1.Анализ исторического материала.

Что предполагает?

Выделение характерных черт, своеобразия исторических событий и присущих ему явлений.

Виды заданий.

выделение основного и второстепенного;

работа над понятием;

отбор материала по какому-либо вопросу;

определение главной идеи текста;

группировка материала по заданным признакам;

тесты на различие.

 

2. Выявление причинно- следственных связей исторических событий.

Что предполагает?

Объяснение фактов.

Виды заданий:

определение характера событий на основании анализа исторического источника.

анализ исторического источника.

выделение существенных признаков явлений.

группировка материала по заданным признакам;

отбор материала по какому-либо вопросу.

выделение причин, следствий, значения.

отбор материала по какому-либо вопросу.

исследование изменений границ государства.

анализ исторической карты.

3. Осмысление и изложение теоретического материала

Что предполагает?

Описание событий.

Виды заданий:

пересказ;

составление рассказа об отдельных эпизодах и явлениях истории, составление рассказа по нескольким источникам;

устное сочинение с опорой на наглядность;

составление простого плана с целью пересказа

4. Обобщение исторических фактов.

Что предполагает?

Обобщение исторических фактов.

Виды заданий:

группировка материала по заданным признакам;

отбор исторического материала.

формулировка выводов

формулировка выводов;

5. Оценка исторических явлений и их сопоставление.

Что предполагает?

Установление произошедших изменений от одного этапа к другому.

Виды заданий:

Сравнение;

Составление сравнительных таблиц.

Сопоставление объектов, событий, явлений по заданным признакам.

6. Локализация исторических фактов процессов во времени (хронологические)

Что предполагает?

Определение последовательности, синхронности, продолжительности изучаемых событий, определение периодов истории.

Виды заданий:

задачи по хронологии.

соотнесение даты с определенными процессами и явлениями.

соотнесение даты с определенными событиями.

составление хронологических таблиц.

составление хронологической таблицы.

использование исторической карты как источника знаний.

определение местоположения объекта по его словесному описанию.

7.Локализация исторических фактов в пространстве

(картографические)

Что предполагает?

Виды заданий:

обозначение территории и границ государств.

работа с легендой карты.

работа с контурной картой.

Таким образом, представленные данные позволяют заключить, что организация выполнения разнообразных заданий на уроке истории способствует формированию необходимых умений и навыков учащихся: анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве.

Необходимо отметить, что ученики коррекционной школы нуждаются в том, одни и те же виды работы многократно повторялись из урока в урок при систематическом контроле за их выполнением. Наблюдения показывают, что при несоблюдении этого условия навык утрачивается и педагогу потребуются дополнительные усилия для его восстановления.

Заключение.

Как показывает практика, школьники с интеллектуальной недостаточностью располагают нечеткими представлениями о явлениях общественной жизни, беден их словарный запас, приемы учебной деятельности не отражают специфики исторического познания, им известны лишь немногие источники знаний об истории. Поэтому задачей учителя является стимулирование работы на уроке, обучение способам и приемам деятельности:

-умение рационально планировать работу;

-отбирать оптимальные способы решения поставленных задач;

-осуществлять самоконтроль за выполнением задачи;

-способность анализировать итоги.

Исходя из этого, попытаемся определить некоторые методические требования:

-организация работы учащихся на уроке проводится под руководством и контролем учителя, объем этой помощи различен. Он зависит от степени сложности задания и уровня сформированности умений и навыков учащихся;

-осуществляется организация разнообразных видов работы в соответствиями с целью и задачами урока, в том числе и самостоятельная работа,

которая сочетается

с другими приемами обучения, не занимая весь урок;

-материал должен быть доступен и посилен учащимся, что особенно актуально при работе на начальных звеньях обучения;

-должна осуществляться опора на знания и умения предшествующих уроков.

-необходимо осуществлять индивидуальный подход при отборе тех или иных заданий.

Исторические знания ученики коррекционной школы VIII вида получают в течение трех лет- в 7, 8, 9 классах. Уровень сформированности умений и навыков учащихся должен изменяться не только от класса к классу, но и в течение одного учебного года. Развитие в обучении истории идет по следующим основным направлениям:

-способность к усвоению исторических знаний, постепенное расширение круга источников, используемых в обучении;

-способы воспроизведения усвоенных исторических знаний на уроках;

-объяснение сущности исторических явлений с возрастающими глубиной и доказательностью.

Кроме того, необходимо обращать внимание на развитие у учащихся способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории, что связано с формированием у них определенных знаний и умений:

-понятий об основных структурных элементах исторических знаний (событиях, причинах, определениях, оценках и т.д.) и умения эти элементы распознать;

-знаний основных видов источников информации (учебник, хрестоматия, справочник), их специфики и особенностей познавательной деятельности с ними ;

-овладение приемами работы с различными источниками знаний.

В итоге хотелось бы отметить, что способность выполнять работу с историческим материалом самостоятельно при все большем и большем сокращении объема помощи учителя является одним из основных критериев сформированности умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью по истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x