К вопросу об организации и планировании содержания музыкально- дидактических сказок в деятельности музыкального руководителя ☼
Автор: Гуща Галина Николаевна
В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеет планирование содержания основных видов детской деятельности.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем–пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но осознание и проживание сказки является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
По мнению психологов Л.Б. Фесюковой , Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и других, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности–умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Восприятие сказки, по мнению психологов, способствует познанию ребенком объективной действительности, оказывает влияние на развитие его познавательных процессов, в первую очередь - на его воображение. Приобщаясь к сказке, ребенок приобретает новый вид внутренней психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основы всей последующей творческой деятельности.
Однако все чаще и чаще педагоги отмечают то, что использование сказок в образовательном процессе уходит на второй план, а все большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Родители также очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошкольника важнее всего развитие его эмоциональной сферы, развитие чувств.
Существует множество видов сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Одним из видов сказок, представляющий наибольший интерес с точки зрения музыкального руководителя, являются дидактические сказки.
Дидактические сказки создаются педагогами для "упаковки" учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки отражают быт людей, а значит, в них органично вплетаются и народные игры и песни. К каждой сказке подбираются свои песни, основная функция которых заключается в организации и сопровождении игрового действия. Песни подбираются к сюжету сказки, но с учетом жанровой принадлежности. Например, к одной сказке подбираются лирические песни, к другой - колыбельные, к третьей - игровые или хороводные.
Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев.
Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка а игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы. Но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни.
В зимних сказках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен.
Весенние сказки знакомят дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны.
Дети очень любят сказки, потому что в них-"...естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь" (А.Менегетти)
Музыкально-дидактическая сказка для детей 5-6 лет.
Алёнушка и её друзья
Цель. Познакомить с народным песнями – попевками о птицах и животных, о дружбе и взаимопомощи.
Задачи. Познакомить детей с образными играми, песнями. Знакомить с народными обрядами, с животным миром. Формировать нравственные качества: дружбу и взаимопомощь.
Рассказчик. Жила – была девочка Алёнушка и была у неё любимая корова Бурёнушка. Очень её Алёнушка любила, свежей травушкой кормила, да песенку ей ласковую напевала.
Песня « Уж как я свою коровушку люблю»
Вот однажды пошла она пасти коровушку на лужок. Говорит она Бурёнке: - Ты, Бурёнушка, гуляй, свежей травки пощипай, а я кузовочек возьму, да грибов наберу.
Пошла Алёнушка грибы собирать. Деревце за деревце, кустик за кустик, да и заблудилась. Что делать? Видит, дрозд на дереве сидит, спелу ягоду клюёт. Говорит она ему:- Дрозд – дроздок, звонкий голосок, далеко ты летал, мою Бурёнку не видал? Покажи мне дорогу на лужок, а я про тебя песенку спою:
Песня «Скок, скок, поскок, молодой дроздок»
- Помогу тебе, отвечает дрозд, дорогу покажу. – Дрозд вперёд летит, Алёнушке дорогу показывает. А навстречу им Ворон – воронок, острый глазок. Спрашивает: - Вы куда это идёте, песни звонкие поёте? Отвечает ему Алёнушка: - Мы идём родной сторонушкой, ищем мы мою Бурёнушку. А Ворон им: - Я тоже с вами пойду да вам подсоблю и мою песенку спою.
Игра: « Ворон»
Идут они, идут, песни звонкие поют, вдруг слышат, кукует кукушка.
Стали они кукушку спрашивать, о чём она свою песенку поёт
Песня « О чём поёшь, кукушечка»
Отвечала им кукушка – Где – то рядом здесь опушка. Я вперёд полечу, вам дорогу укажу. Вышли они на опушку леса, а там и лужок увидели, где пасётся Бурёнка. Обрадовалась Алёнушка, стала своих друзей – птиц благодарить за помощь.
- Спасибо тебе, дрозд – дроздок, и тебе, Ворон – воронок, и тебе, душечка – кукушечка, а нам с Бурёнушкой пора домой.
Музыкально-дидактическая сказка для детей 4-5 лет.
Приключения Машеньки.
Цель. Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами.
Задачи. Рассказать о шумовых музыкальных инструментах. Показать приемы игры на русских народных музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с народными хороводными песнями.
Рассказчик. Жила-была девочка Маша. Позвали ее раз подружки в лес по ягоды. Отпросилась Машенька у родителей и пошла с подружками в лес.
Исполняется хоровод «По малину в сад пойдем»
Собирали они ягодки, деревце за деревце, кустик за кустик… и отстала Машенька от подружек. Заплакала она горько /Машенька плачет, дети подыгрывают на свистульках/. Шел Медведь мимо, услыхал — кто-то плачет. пощел посмотреть. /Звучит музыка Медведя, дети подыгрывают на колотушках/ Спрашивает Медведь…
Медведь. О чем, девочка, плачешь?
Машенька. Уходи, Медведь, я тебя боюсь.
Рассказчик. Пробегал мимо Волк. /Звучит музыка Волка. Дети подыгрывают на ложках/
Волк. Не плачь, девочка, садись мне на спину — я тебя домой отвезу.
Машенька. Нет, Волк, я тебя боюсь.
Рассказчик. Тут Лиса мимо пробегала. Услыхала, что кто-то плачет и подошла.
/Звучит музыка Лисы, дети подыгрывают на колокольчиках/
Лиса. Не плачь, девочка, садись ко мне на спину — я тебя домой отвезу.
Рассказчик. Понравилось Машеньке, что голосок у Лисы ласковый. Она села ей на спину и до дома так и доехала.
Исполняется общий хоровод. Дети играют на русских народных инструментах.
Таким образом, организация музыкально-дидактических сказок может рассматриваться как:
- средство получения новых знаний;
- средство упражнения и закрепления знаний;
- средство проверки знаний детей;
- средство коррекции;
- практическая деятельность детей;
- способ активизации психических процессов и речи детей;
- метод и форма организации деятельности.