Условия музыкального развития детей раннего возраста /1,5-3 лет/ с использованием малых фольклорных форм

Автор: Гуща Галина Николаевна

Условия музыкального развития детей раннего возраста

/1,5-3 лет/ с использованием малых фольклорных форм

 

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества

Приобщать к народным традициям детей я начинаю с самой младшей возрастной группы. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Он возрастает не только физически, но и духовно-нравственно. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым. Поэтому моя задача – привить детям любовь к прекрасному, научить их не только умениям и навыкам игры в коллективе, но и развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора — П.В.Кириевский говорил, что: — «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

При отборе фольклорного материала я максимально учитываю возрастные особенности детей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Организация общения предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию и обычно пассивных и застенчивых.

Интонация фольклорных произведений наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.

Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.

В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. 
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, показываю движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки, ножки и т.д)

1. Маленькие ножки бежали по дорожке, /Бежать по кругу/

Большие ноги шли по дороге. /Идти по кругу большими шагами/

2. Где же, где же наши ручки, где же наши ручки?

Нету, нету наших ручек, нету наших ручек /Прячут ручки за спину/
Вот, вот наши ручки, вот наши ручки

Пляшут, пляшут наши ручки, пляшут наши ручки. /Вращают кистями рук/
Где же, где же наши ножки, где же наши ножки?
Нету, нету наших ножек, нет наших ножек. /Прячут коленочки/
Вот, вот наши ножки, вот наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки, пляшут наши ножки. /Топают ножками/
3. Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого. 

Утром солнышко взойдет выше, выше, выше /Дети тянут руки вверх/

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже /Приседают/

Хорошо, хорошо солнышко проснулось.

Хорошо, хорошо деткам улыбнулось. /Хлопают в ладоши/

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег. 

1. Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату. 
Мы захлопаем в ладошки - 
Очень рады солнышку. 

2.Дождик, дождик, посильней - /Прыгают на месте/
Будет травка зеленей, 
Вырастут цветочки  /Выполняют пружинку/
На нашем лужочке.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей «фонарики», перебежки, «пружинка», прыжки и самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. 

1.Встань, малыш, ещё разок, 
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
/Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)/
2. Что за ножки? Что за ножки?  /Похлопывают по коленочкам/
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки  / Выполняют «топотушки»/
Будут бегать по дорожке.

Дети с радостью воспринимают показ игрушек знакомых животных и

с удовольствием подражают им.

1. Киска брысь, киска брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет и споткнется — упадет!

2. Петушок, петушок - золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, громко песни поешь?

Деткам спать не даешь?

Также использую потешки, направленные на развитие пальцев рук, ног, что в комплексе с пением развивает логоритмические навыки у детей.
1. Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я!

2. Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Хлопали в ладошки, хлопали немножко — да!

Игры-забавы способствуют развитию у детей музыкальных навыков. Для проведения этих игр использую набор игрушек, музыкальных инструментов, которые упоминаются в тексте песен.

1. Поиграй нам, Катя в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй нам, поиграй,

Мише бубен передай!

2. В ложку бей, в ложку бей.

Веселей, веселей!

Наши ложечки стучат,

Веселят они ребят.

Очень любят дети исполнять песенки – заклички. Они привлекают внимание ребенка к погодным явлениям. Например: «Дождик», «Солнышко».

Заклички можно сопровождать движением и вращением кистей рук.

Большое место в общении с малышами занимает игра. В играх дети воспроизводят многое из того, что их окружает, подражают тому, что видели.

Помимо познавательной и обучающей функций, помимо огромной роли в физическом развитии ребенка, игра выполняет еще одну очень важную задачу. Она приучает детей к нормам и способам общения.

Очень редко народные игры не позволяют слабому победить сильного за счет других качеств: ловкости, меткости, хитрости, удачливости. В игре формируются элементы детского права – прежде всего справедливость разрешения спора путем жребия. Жребий всегда исключает обиду. /Используется считалка/. Участие в игре предполагает возможность как победы, так и проигрыша. Умение проигрывать формирует стойкость характера. В процессе игры могут возникать и ссоры. В таких случаях использую «мирилки» /Мирись, мирись и больше не дерись…/

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают  сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

  Опыт моей работы показал, что использование малых фольклорных форм в работу с детьми раннего возраста обогащает их жизнь, создает положительную эмоциональную обстановку на музыкальном занятии и способствует:

- развитию образности речи детей;

- развитию связной речи;

- развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;

- формированию творчества у детей;

- нравственному развитию.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x