Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Казачий компонент в воспитании подрастающего поколения в системе СПО | Белянина Татьяна Александровна . Работа №333995

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В настоящее время одной из актуальных проблем организации педагогического процесса в среднем профессиональном образовании, является формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

Развитие общества в последние десятилетия свидетельствует, что без воспитания патриотизма невозможно, по словам Президента В.В. Путина, восстановить «сильную независимую Россию», привить молодежи культурные и духовно-нравственные ценности.

Педагогическим коллективом ОГБПОУ НовТТ разработана модель внедрения казачьего компонента в образовательный процесс техникума, которая направлена на воспитание студента как человека российской культуры – преемника и продолжателя российской цивилизации на основе воспитательного потенциала казачьей культуры.

ПОО становится основным государственным институтом, обеспечивающим целенаправленную систематическую деятельность по воспитанию личности, в условиях практического интегрирования неоднородных субъектов воспитания. Духовно-нравственные ценности в мировоззрении подростков, формируются из структурных компонентов казачьей культуры на принципах преемственности, системности и непрерывности педагогического процесса.

Именно казачество является во многих регионах страны стержневым оплотом, хранящим традиционные ценности, усвоенные от предков.

Особенности реализации казачьего компонента в образовательном процессе подготовки специалистов СПО

 

Согласно, федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»[2], одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций
и особенностей в условиях многонационального государства и региона. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев) [21].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, лежащие в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся как общеобразовательных, так
и профессиональных образовательных организаций, каждая из которых призвана обеспечить развитие национального самосознания и российской гражданской идентичности в условиях современной российской системы образования: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, многообразие культур и народов.

Критерием реализации данных стратегий, в том числе в области «казачьего» образования, является достижение требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования и программы воспитания.

Казачий компонент содержания профессионального образования рассматривается нами как система элементов формирования общих и профессиональных компетенций, личностных результатов, а также социального и творческого опыта социальной деятельности, обеспечивающая освоение первичных военных знаний, опыта служения Отечеству, воспитание милосердия, формирование гражданско-патриотической и духовно-культурной компетентности студентов.

Для реализации задач внедрения казачьего компонента в образовательный процесс были проанализированы требования к результатам освоения образовательной программы ФГОС СПО по профессиям: 43.01.09 «Повар, кондитер», 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля», 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Необходимо подчеркнуть, что в ОГБПОУ НовТТ при организации образовательного процесса выбран подход, включающий смешанное обучение в учебных группах студентов, из числа кадетов и студентов, поступивших в техникум на общих основаниях.

Исходя из содержания федеральных государственных стандартов были выделены требования к результатам освоения основной образовательной программы, на достижение которых направлено содержание казачьего компонента образования: общие компетенции (ОК), личностные результаты (таблицы 1,2).

Содержание и организация образовательного процесса регламентируется учебным планом техникума по конкретной профессии с учетом казачьего компонента, дополнительными образовательными программами, годовым календарным учебным графиком, а также учебно-методическими материалами.

Рабочие программы учебных дисциплин и междисциплинарных курсов (профессиональных модулей) включающие казачий компонент по реализуемым профессиям в ОГБПОУ НовТТ предполагают интеграцию базового и регионального содержания учебных дисциплин, использование методов сравнения, обобщения и систематизации содержания образования.

Основная цель внедрения казачьего компонента в учебно-воспитательный процесс - формирование на базе знаний и умений научной картины мира, гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического, нравственного здоровья человека, установления гармоничных отношений с природой, формирование этнонационального (природного, хозяйственного) своеобразия региона.

С этой целью кадетам даётся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии области, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казаков.

Реализация казачьего компонента в техникуме ведётся путём внедрения регионального содержания в базовое, путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия, закономерности обосновываются на основе местного материала (таблицы 1,2,3): ОДБ.02. Литература, ОДБ.05. История, ОДБ.08. Обществознание, ОДП.13. Экономика, а также через преподавание курса УД.01. «Основы казачьей культуры», УД.02.«Основы мировых религиозных культур» за счёт вариативной части базисного учебного плана (приложение 2).

Практико-ориентированность содержания образования обеспечивается через включение тем, отражающих содержание казачьего компонента в дисциплины общеобразовательного цикла (таблицы 1,2,3), а также в учебные курсы профессиональных модулей, учебной и производственной практик через ознакомление с деятельностью представителей казачьего сообщества, внесших вклад в развитие отраслей экономики района, формирование профессиональных компетенций с использованием регионального содержания

Например: изучение кулинарных традиций приволжских казаков ПМ.02 Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента, ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента, ПМ.05 Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента (43.01.09 Повар, кондитер).

С целью углубления знаний о культуре казаков Приволжья была разработана и включена в учебный план профессиональной подготовки по всем профессиям и специальностям, реализуемым в ОГБПОУ НовТТ за счет часов вариативной части учебного плана дисциплина УД 01.«Основы казачьей культуры» и УД. 02. «Основы мировых религиозных культур».

Создание курса «Основы казачьей культуры» логически вытекает из комплекса поставленных задач по реализации целостной системы реализации казачьего компонента, в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Региональный казачий компонент отражен в данной дисциплине следующим образом. В учебном курсе «Основы казачьей культуры» уделяется внимание исторической проблематике и специфике современного казачества, рассмотрены вопросы становления казачьего этнического самосознания сквозь призму его исторического опыта, включая последние два десятилетия существования в условиях новой России и регионально специфики. В данном контексте казачество в регионе рассматривается как вполне самобытная этническая и субэтническая общность.

В содержание дисциплины нашли свое отражение специфические черты современной казачьей идентичности, сложившейся под влиянием различных, порой противоположных идеологических концепций. Особое внимание уделено симбирскому казачеству, так как они играют во многом определяющую роль в этнической спецификации Новоспасского района. Особое внимание уделено казачьим обычаям, организации быта, традиционной системе управления, казачьей этике.

Основополагающими принципами разработки рабочих программ с включением казачьего компонента вариативной части учебного плана являются: единая стратегическая направленность; системность; непрерывность; преемственность; вариативность.

Эта часть ОПОП обеспечивает возможность реализации индивидуальных потребностей студентов (кадет) в познании культуры и менталитета казаков и в совершенствовании речевой компетенции.

 

Таблица 1. Результаты освоения основной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Дисциплины и МДК учебного плана

Темы, включающие казачий компонент

Формы реализации

ОК

Личностные результаты

1

УД 1.Основы казачьей культуры

История казачества

Интерактивная лекция,

проект

ОК 1-6,

ОК 9-10

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.8, ЛР.16, ЛР.29, ЛР.30

 

 

Особенности и традиции культуры казачества России

Интерактивная лекция,

Реконструкция исторических событий

ОК 1-6,

ОК 9-10

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.8, ЛР.16, ЛР.29, ЛР.30

 

 

Казаки на военной службе в разные периоды

Интерактивная лекция

Реконструкция исторических событий

ОК 1-6,

ОК 9-10

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.8, ЛР.16, ЛР.29, ЛР.30

 

 

Казачество на современном этапе

Интерактивная лекция

ОК 1-6,

ОК 9-10

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.8, ЛР.16, ЛР.29, ЛР.30

2

ОДБ.05.История

Казачество и его служба в современной России

Интерактивная лекция

ОК 4-6

ЛР.1, ЛР.2, ЛП.5, ЛР.6

 

 

История казачества. Государственная служба в казачестве.

Практическое занятие

Реконструкция исторических событий

ОК 4-6

ЛР.1, ЛР.2, ЛП.5, ЛР.6, ЛР.20.

3

ОДБ.02.Литература

Жизнь и творчество. Л. Н. Толстого Повесть «Казаки»

Интерактивная лекция,

ОК 4, ОК 6

ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5, ЛР.8

 

 

Казачество в русской литературе

Интерактивная лекция,

ОК 4, ОК 6, ОК1

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.8

 

 

Жизнь и творчество.М. А. Шолохова

«Донские рассказы»

Интерактивная лекция,

Практическое занятие:

сочинение

ОК 4, ОК 6

ЛР.4, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7

 

 

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Практическое занятие:

сочинение

ОК 4, ОК 6

ЛР.4, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7

4

ОДП.13.Экономика

«Экономика казачьих хозяйств»

Интерактивная лекция,

Деловая игра

ОК.02, ОК.03

ЛР.13

 

 

«Управление в казачьем хозяйстве».

Экскурсия

ОК.02, ОК.03

ЛР.15

 

Таблица 2. Результаты освоения основной образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Дисциплины и МДК учебного плана

Темы, включающие казачий компонент

Формы реализации

ОК

Личностные результаты

1

УД 1.Основы казачьей культуры

История, обычаи, традиции казачества

Интерактивная лекция

Реконструкция исторических событий

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.16, ЛР.22

 

 

Организация управления в казачьем обществе

Интерактивная лекция

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.16, ЛР.22

 

 

Символика и чинопроизводство

Интерактивная лекция

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.16, ЛР.22

2

ОДБ.05.История

Казачество и его служба в современной России

Интерактивная лекция

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7

 

 

История казачества. Государственная служба в казачестве.

Практическое занятие

Реконструкция исторических событий

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7

3

ОДБ.02.Литература

Жизнь и творчество. Л. Н. Толстого Повесть «Казаки»

Интерактивная лекция

ОК.02, ОК.05

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7

 

 

Казачество в русской литературе

Интерактивная лекция

ОК.02, ОК.05

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.11, ЛР.12

 

 

Жизнь и творчество.М. А. Шолохова

«Донские рассказы»

Интерактивная лекцияпрактическое занятие:

сочинение

ОК.02, ОК.05

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.11, ЛР.12

 

 

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Интерактивная лекция

практическое занятие:

сочинение

ОК.02, ОК.05

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.11, ЛР.12

4

ОДП.13.Экономика

«Экономика казачьих хозяйств»

практическое занятие:

деловая игра

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.7, ЛР.11, ЛР.22

 

 

«Управление в казачьем хозяйстве».

Экскурсия

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.7, ЛР.11, ЛР.22

5

ОДБ.08.Обществознание

Духовная жизнь общества

Интерактивная лекция;

Круглый стол

ОК.03, ОК.05, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.11, ЛР.12, ЛР.13, ЛР.22

 

Таблица 3. Результаты освоения основной образовательной программы по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля»

Дисциплины и МДК учебного плана

Темы, включающие казачий компонент

Формы реализации

 

ОК

Личностные результаты

1

УД.01.Основы казачьей культуры

История, обычаи, традиции казачества

Интерактивная лекция;

Реконструкция исторических событий

ОК.04, ОК.06

 

ЛР.1, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.15, ЛР.17, ЛР.18

 

 

Организация управления в казачьем обществе

Интерактивная лекция;

ОК.04, ОК.06

 

ЛР.1, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.15, ЛР.17, ЛР.18

 

 

Символика и чинопроизводство

Интерактивная лекция;

ОК.04, ОК.06

 

ЛР.1, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.15, ЛР.17, ЛР.18

2

ОДБ.05.История

Казачество и его служба в современной России

Интерактивная лекция;

ОК 04-06

ЛР.1, ЛР.2, ЛП.5, ЛР.6, ЛР.25

 

 

История казачества. Государственная служба в казачестве.

Практическое занятие

ОК.04-06

ЛР.1, ЛР.2, ЛП.5, ЛР.6, ЛР.20, ЛР.33

3

ОДБ.02.Литература

Жизнь и творчество. Л. Н. Толстого Повесть «Казаки»

Интерактивная лекция;

ОК.04, ОК.06

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.5, ЛР.8

 

 

Казачество в русской литературе

Интерактивная лекция;

ОК .4, ОК.06,

ЛР.2,ЛР 4, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.8

 

 

Жизнь и творчество.М. А. Шолохова

«Донские рассказы»

Интерактивная лекция;

Сочинение

ОК.04, ОК.06

ЛР.2,ЛР 4, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.8

 

 

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Сочинение

ОК.04, ОК.06

ЛР.2,ЛР 4, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.7, ЛР.8

4

ОДП.13.Экономика

«Экономика казачьих хозяйств»

Интерактивная лекция;

Деловая игра

ОК.02, ОК.03, ОК.04

ЛР.26, ЛР.27, ЛР.28, ЛР.34

 

 

«Управление в казачьем хозяйстве».

Экскурсия

ОК.01, ОК.02, ОК.03

ЛР.15 ЛР.19, ЛР.29, ЛР.33

5

ОДБ.08.Обществознание

Духовная жизнь общества

Интерактивная лекция;

Круглый стол

ОК.04, ОК.06

 

ЛР.1, ЛР.5, ЛР.6, ЛР.15, ЛР.17, ЛР.18

 

 

Организация занятий по дополнительным общеразвивающим программам казачьего компонента является неотъемлемой частью образовательной системы в профессиональной образовательной организации.

Внеурочная деятельность проводится по трем направлениям:

- военно – патриотическое направление;

- физкультурно – спортивное направление;

- художественно – эстетическое направление.

Преимущества дополнительного образования в реализации кадетского казачьего компонента в профессиональной подготовке студентов проявляются:

в создании благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации кадетов, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей,

в наличии условий для коллективного и индивидуального творчества;

в расширении поля коммуникативных форм общения, коллективных и индивидуальных, традиционных и нетрадиционных,

в преобладании межличностного общения над социально-ролевым.

Разработка и реализация программ дополнительного образования: «Казачья кухня», «Строевая подготовка», «Военно-патриотический клуб», направлена на расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на формирование чувства патриотизма, дисциплинированности и ответственности, развитие физической выносливости кадетов (приложение 4).

Содержание рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, дополнительных общеразвивающих программ с включением казачьего компонента способствует не только более глубокому освоению основ будущей профессии, но и развивает мышление, делает возможным решение задач экологического, трудового образования, нравственного и патриотического воспитания. Студенты знакомятся с приоритетными направлениями развития региона, его проблемами.

Внедрение в содержание курсов казачьего компонента способствует повышению мотивации познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

 

 


 

Таблица 4. Пример содержания и результатов дополнительных общеразвивающих программ с включение казачьего компонента

 

Рабочая программа ДО

Темы, включающие казачий компонент

Формы реализации

 

ОК

Личностные результаты

ПК

1

Строевая подготовка

Строевая стойка. Повороты на месте.

Практическая работа

ОК.04, ОК.08

ЛР.1, ЛР.26, ЛР.30

 

 

 

Строевые приемы и движение без оружия. Строевой шаг. Повороты в движении.

Практическая работа

ОК.04, ОК.08

ЛР.1, ЛР.26, ЛР.30

 

 

 

Выход из строя и возвращение в строй.

Практическая работа

ОК.04, ОК.08

ЛР.1, ЛР.26, ЛР.30

 

 

 

Подготовка к смотру строя и песни.

Практическая работа

ОК.04, ОК.08

ЛР.1, ЛР.26, ЛР.30

 

2

Казачья кухня

Традиции и культура питания казаков

Интерактивная лекция

Защита индивидуальных проектов

ОК.01-ОК.11

ЛР.1, ЛР.4, ЛР.13, ЛР.17, ЛР.19, ЛР.22, ЛР.26, ЛР.30

ПК 1.1-1.4,

ПК 2.1-2.8,

ПК 3.1-3.6,

ПК 4.1-4.5,

ПК 5.1-5.5

 

 

Технология производства блюд казачьей кухни

Практическая работа

ОК.01-ОК.11

ЛР.1, ЛР.4, ЛР.13, ЛР.17, ЛР.19, ЛР.22, ЛР.26, ЛР.30

ПК 1.1-1.4,

ПК 2.1-2.8,

ПК 3.1-3.6,

ПК 4.1-4.5,

ПК 5.1-5.5

3.

Военно-патриотический клуб

Общие положения строевого устава Вооружённых сил РФ

Лекция

ОК.01-ОК.11

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.13, ЛР.17, ЛР.19

 

 

 

Строевая стойка. Повороты на месте Повороты в движении.

Практическая работа

ОК.01-ОК.11

ЛР.13, ЛР.17, ЛР.19, ЛР.22, ЛР.33

 

 

 

Строевые приемы и движение без оружия. Строевой шаг.

Практическая работа

ОК.01-ОК.11

ЛР.1, ЛР.4, ЛР.26, ЛР.30

 

 

 

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Практическая работа

ОК.01-ОК.11

ЛР.4, ЛР.13, ЛР.30, ЛР.33

 

 

 

Походный строй отделения

Практическая работа

ОК.01-ОК.11

ЛР.1, ЛР.19, ЛР.22, ЛР.26, ЛР.30

 

 

 

Подготовка к смотру строя и песни

Практическая работа

ОК.01-ОК.11

ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.13

 

 

Особенности реализации казачьего компонента в системе воспитания

 

Основной целью включения казачьего компонента в содержание воспитательной системы профессиональной образовательной организации является:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Базовыми ценностно – смысловыми стратегиями, в отборе содержания воспитания с включением казачьего компонента является сохранение и развитие самобытности культуры, образа жизни, традиций, духовных ценностей казачества, приобщение студентов к сохранению единого исторического, культурного пространства, развитие этнокультурных связей, формирование гражданской идентичности.

Важным этапом развития гражданского самосознания кадетов является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень казачьей гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности, гражданского, патриотического воспитания казака как достойного гражданина России.

В этой связи следует указать на необходимость интеграции программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в программу воспитания и социализации студентов ОГБПОУ НовТТ (https://www.novtt73.ru/).

Особенности реализации казачьего компонента в системе военно-патриотического воспитания техникума

Основной целью организации внедрения казачьего компонента образования на базе ОГБПОУ НовТТ является воспитание студентов, будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли экономики региона достойными гражданами, основными качествами которых является готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию; ответственному поведению в современном мире на основе православных традиций.

Формирование основ культуры казачества у студентов техникума является разновидностью социально-педагогических технологий, то есть не может замыкаться в рамках исключительно учебного процесса. Иными словами, данный процесс может эффективно функционировать лишь на основе синтеза учебных и внеучебных мероприятий.

Программа воспитания разработана на основе культурно-педагогического опыта прошлого с учетом современных реалий. Раздел военно-патриотического воспитания в ней представлен культурными, духовно-нравственными ценностями, способствующими формированию патриотических качеств в подростковой среде, и основан на следующих принципах: - системно-деятельностного подхода (координированная целенаправленная деятельность объединений военно-патриотического направления и казачьих обществ); - активности (инициатива в формировании мировоззрения подростков, потребности служения Отечеству);

Задачи:

1.Реализация государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи.

2 Разработка и реализация проектов и программ духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития, основанных на традициях Российского казачества.

3 Разработка и реализация казачьего компонента в воспитательном пространстве техникума.

4 Реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ военно-патриотического воспитания:

5 Изучение истории казачества России и основ православной культуры, ведение поисковой и исследовательской работы исторического прошлого муниципального образования Новоспасский район, культуры, традиций отечества и родного края в рамках деятельности исторического клуба «Перспектива».

6 Сохранение и развитие казачьей культуры.

7 Реализация комплексных мер по улучшению физического и патриотического воспитания молодежи, по подготовке юношей к службе в рядах Российской армии.

8 Осуществление деятельности по охране окружающей среды, проведение благотворительных акций.

9. разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ: «Строевая подготовка», «Казачья кухня», «Военно-патриотический клуб».

10. организация внеурочной деятельности:

творческое объединение «Магия идей»;

секция «Курс молодого кадета»;

секция «Рукопашный бой».

Основные направления реализации казачьего компонента в воспитательном процессе: культурно-историческое, военно-спортивное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и художественно-эстетическое.

 

Таблица 5. Основные компоненты реализации казачьего компонента в воспитании кадетов

компоненты

содержание

1

Военно-прикладной

реализуется на базе программ, включающих в себя изучение воинских традиций казачества, овладение техникой рукопашного боя. Военная подготовка кадетов предполагает также проведение массовых соревнований с элементами казачьих военных состязаний: подъем гирь, фехтование шашкой, «стенка на стенку».

2

Культурно-исторический

представлено изучением истории казачества, казачьих обычаев и традиций, фольклора. Определением роли казаков в отечественной истории и истории родного края. К этому направлению относится этнографическое и краеведческое содержание дисциплин.

3

Военно-спортивный

изучение воинских традиций казачества и овладение традиционными для казачества техниками ведения боя. К этому направлению можно отнести функционирование спортивных секций по традиционным казачьим видам спорта: казачья борьба, искусство владения казачьи оружием (шашка, нагайка). Основы строевой подготовки войскового казачьего общества.

Секция «Курс молодого кадета». В рамках этой секции ребята не только изучают основы военной подготовки, занимаются физическим воспитанием, но и осваивают умение по рубке шашкой. спортивно-развлекательная игра «А ну-ка, парни!».

4

Духовно-нравственный

неразрывно связан с православными традициями. классные часы, уроки мужества на тему: «Защита Отечества-священный долг каждого гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.

Традиция военной присяги в храме Преображения Господня

5

Художественно-эстетический

Подготовка и участие в праздниках, мероприятиях, посвященных моделированию казачьих песенно-танцевальных традиций реализуется в песенном фольклоре, народных праздниках. Творческое объединение «Магия идей» Данное объединение направлено на развитие творческих способностей кадет, в том числе хореография и актерское мастерство.

казачий кадетский хор «Наш атаман»,коллектив ложкарей «Волжская станица»

6

Гражданско-патриотический

активное использование в образовательной деятельности средств музейной педагогики, что, прежде всего, связано с реализаций культурно-исторического направления казачьего образования. Участие в работе военно-патриотического клуба, добровольчество и волонтерство. Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий.

 

Система наставничества

Воспитание казачьей молодежи – одно из приоритетных направлений работы казачьих обществ. Совместно с педагогическим коллективом техникума гражданско-патриотическим и профессиональным воспитанием кадетов занимаются казаки-наставники, закрепленные за учебными группами.

В рамках действия договора между казачьим обществом и ОГБПОУ НовТТ казак-наставник, представитель работодателя за учебными группами соответствующих профессий.

Наставниками становятся инициативные казаки, чаще всего обладающие опытом работы с молодежью на предприятии, знающие традиции, историю и культуру казачества, края, умением работы со студенческим коллективом и при необходимости, прикладными навыками казачьей подготовки.

Кадеты непросто получают востребованную на рынке труда профессию, а благодаря шефству предприятий могут максимально адаптироваться к тому или иному производству. В Казачьем кадетском корпусе организовано наставничество казаков из разных предприятий.

Атаманом МКОО «Станица Троицкосунгурская» Мясниковым Г.Н. был издан приказ о закреплении казаков – наставников за учебными группами казачьей направленности по профессиям СПО.

Наставниками по профессии «Сварщик» являются ООО «Центротех» - генеральный директор Шмонин В. А. и ООО «НС-ОЙЛ»- генеральный директор Роон Василий Алексеевич.

Наставниками по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» являются ООО «Агро- Инвест»- генеральный директор Бойко Е. А. и ООО «Идеал –Авто»- директор Ярынкин О.Н.

Наставником по профессии «Повар, кондитер» является ОАО «Новоспасский элеватор» - генеральный директор Мурзаков М.Г.

Наставником по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» является ООО «Силикат» - директор Акифьев А.В.

 

Таблица 6. Методы воспитания

 

 

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов: создание ситуаций, в которых кадет упражняется в гражданской деятельности, осознаёт свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки; демонстрация значимости гражданской деятельности кадет для общества через СМИ, Интернет.

 

Методы стимулирования деятельности и поведения

соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства методов: побуждение в необходимости корректировки кадетом своего поведения; стимулирование в различных его формах дозированно и заслуженно; стимулирование побуждает кадета к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

Активные и интерактивные методы обучения и воспитания

дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективное решение творческих задач. Свойства методов: создание необходимых условий как для становления и совершенствования гражданско-патриотических компетентностей через включение кадетов в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для накопления опыта гражданской деятельности.

 

Диагностические методики

 

Важной психолого-педагогической задачей является оценка динамики успешности социализации личности кадетов ОГБПОУ НовТТ в условиях реализации казачьего компонента в образовательном процессе подготовки квалифицированных кадров.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, — процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его

Мы, вслед за Н.В. Калининой, выделяем два подхода к оценке эффективности деятельности техникума по решению данной задачи– диагностический, состоящий из пакета диагностических методик, адресованный отдельным участникам образовательного процесса, и экспертный, представляющий набор экспертных оценок участников образовательного процесса и внешних экспертов, изучающих его состояние.

В центре диагностического подхода находится личность, и прежде всего личность школьника как «продукт» деятельности ПОО. Он описывает систему требований к личности школьника, отраженную в категории «социализация личности».

Этот подход позволяет оценить результативность работы по изменениям, происходящим в личности обучающиегося, определить тенденции этих изменений и соотнести происходящие изменения с идеальными вариантами, моделями и целями деятельности.

В ходе разработки модели внедрения казачьего компонента в образовательный процесс подготовки будущих специалистов мы выделили ряд показателей социализированности личности: социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность, нравственная воспитанность.

На основе выделенных нами показателей социализированности личности и личностных качеств, способствующих ее достижению, был составлен пакет диагностических методик, направленных на изучение внутренних критериев социализированности личности.

Экспертный подход представляет собой внешнюю (объективную) оценку проявлений социализированности личности обучающихся, а точнее, фиксировал достижение показателей социализированности личности. В качестве показателей используются объективные достижения. При этом в качестве экспертов могут выступать педагоги, сами обучающиеся, их родители, социальные партнеры (работники учреждений культуры и спорта, представители работодателей из числа казаков Новоспасского района), что позволяет максимально учесть все сферы жизнедеятельности.

В диагностический аппарат исследования включены методики, используемые для изучения субъективных признаков социализированности, как общепризнанные психолого-педагогической наукой, а также анкеты,разработанные временными научно-исследовательскими коллективами техникума.

Методики диагностики:

 

Методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний».

С помощью данного теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности);

Методика «Самооценка психологической адаптивности».

С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности: 8-10 баллов – высокий; 6-7 баллов – выше среднего; 5 баллов – средний; 3-4 балла – ниже среднего; 2-1 балла – низкий (группа риска).

Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б – из 5).

Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».

Данный тест предназначен для самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности». Позволяет определить уровень самооценки личности, в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке (приложение 7).

Диагностическая анкета «Уровень адаптации студента к техникуму» (приложение 8).

Позволяет определить уровень адаптации личности студента. Заполняется преподавателями совместно с классным руководителем, ими выставляются баллы от 0 до 5 по шести шкалам: учебная активность;усвоение программных материалов; поведение на занятия; взаимоотношения с одногруппниками; отношение к преподавателю; эмоции.

Тест ценностных ориентаций М.Рокича в модификации Д.А. Леонтьева - http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsiiдает возможностьвыявитьценности,ккоторым, по мнению испытуемого, следует стремиться, а также степень реализации этих ценностей.

Даетвозможностьоценитьхарактерстремленийиспытуемых,социальнуюзначимость для личностной реализации в обществе этих стремлений, включая и семейные ценности.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева - https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontevнаправлен на выявление жизненных смыслов человека, определение жизненных позиций, социальных ценностей. Показывает степень осмысленности жизни, наличие жизненных целей, направляющих социализацию личности в обществе, профессионально- личностное самоопределение.

Тест СПА (социально-психологической адаптации личности) в адаптации Снегиревой - https://spkaltan.ucoz.net/praktikum/programma_issledovanija_n-letnego.pdfоценивает степень социальной адаптивности личности, определяет сферы, в которых она реализовалась.

16-факторный опросник личностных черт Кетелла(https://psycabi.net/testy/293-16-faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf) оценивает степень сформированности личностных качеств, определяющих успешное поведение в социуме, таких как общительность, эмоциональная устойчивость, активность, социальная ответственность, совестливость, проницательность, групповая зависимость, самоконтроль.

Модифицированный вариант методики диагностики личностного роста(авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев) для студентов (приложение 9).

 

Материалы диагностики социально-педагогических условий успешности социализированности личности обучающихся

Объектами диагностики в нашем случае является: образовательная среда и система взаимодействия студентов с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды: родители, педагогический коллектив, производственные коллективы, выступающие в роли социальных партнеров в ходе производственной практики, оказывающие влияние на формирование данной личности.

Диагностика образовательной среды проводится с использованием комплексной методики системной педагогической экспертизы школьной среды В.А. Ясвина, использование которой, по мнению автора методики может быть применено и к условиям профессиональной образовательной организации[7, c.361-447]:

Методика векторного моделирования среды развития личности;

Методика педагогической экспертизы среды ПОО на основе комплекса количественных параметров;

Методики педагогической экспертизы организационно-технологического компонента;

Методика экспертного анализа организационно-образовательной модели;

Методики педагогической экспертизы социального компонента среды;

Методика диагностики субъективного отношения к ПОО;

Методика «индекс толерантности»;

Методика экспертизы взаимоотношений членов образовательного сообщества.

Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться определенных правил:

правило первое: любые результаты исследования должны использоваться не во вред, а во благо обучающемуся и социальному окружению.

правило второе: по результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа.

правило третье: необходимость диагностики обязательно разъясняется учащимся и их родителям.

Культура взаимодействия ПОО, семьи и обучающегося измеряется следующими критериями и показателями:

Таблица 7.

Критерии

Показатели

Удовлетворенность обучающихся

Комфортность, защищенность личности и отношения обучающегося к техникуму.

Удовлетворенность родителей содержанием, организацией, условиями и результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в студенческом коллективе

Конкурентоспособность ПОО

Усвоение обучающимсяОПОП.

Отток обучающихся в другие ПОО.

Трудоустройство выпускников.

Участие обучающихся в конкурсах, смотрах, соревнованиях.

Репутация техникума

Удовлетворенность родителей нормами взаимодействия с ПОО

Отношение родителей к ПОО, уровень их защищенности и активности; их представления об обучении и ожидания от техникума

 

Заключение

Образование казачьей направленности в техникуме предполагает высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки.

Особенностью реализации казачьего образования в условиях ФГОС СПО является включение в учебный план подготовки по соответствующим профессиям и учебной дисциплины «Основы казачьей культуры», включение в содержание учебных дисциплин: «История», «Экономика», «Обществознание», «Литература» тематических блоков и вопросов истории и культуры казачества в России и регионе.

Благодаря системе дополнительного образования в учебных группах, работе казачьих творческих коллективов и казачьих военно-патриотических и спортивных клубов есть возможность уберечь студентов от негативных и разрушительных социальных факторов. И конечно, внеурочная деятельность и дополнительное образование ценны тем, что приближают молодежь к обычаям, традициям и историческим нормам жизни казачества.

В программу воспитания входит патриотическая и духовная составляющая. Формирование гражданской позициикадетов происходит через участие в волонтерском движении. За их плечами немало добрых дел: шефство над пожилыми одинокими жителями поселка, оказание помощи инвалидам и ветеранам войны, уборка памятников исторического и культурного наследия. Казачья молодежь активно принимает участие в жизни своего района – всегда в первых рядах на муниципальных праздниках и мероприятиях, проводимых казачьими обществами. Все это формирует мощный патриотический стержень в воспитании подрастающего поколения.


Список литературы

Нормативные акты

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

(утверждена

Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.

).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 68).

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019

.

Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» -

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

.

Национальный проект «Образование» 01.01.2019 – 31.12.2024 гг.

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г. «О днях воинской славы и памятных датах России»

Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

ПисьмоМинпросвещения

России от 01.03.2023 N 05-592 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования").

 

Литература

 

Бездухов

, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя / В.П.

Бездухов

, А.В.

Бездухов

. –

Cамара

: Изд-во СГПУ, 2000. – 185

c

.

Бездухов

, В.П. Формирование гуманистической направленности студента-будущего учителя как социально-педагогическая проблема:

дис

. … д-ра.

пед

. наук / В.П.

Бездухов

. – СПб, 1995. – 397 с.

Вырщиков

, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н.

Вырщиков

. – Волгоград, 2001. – 112 с.

Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59-63.

Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание

старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности:

дисс

. ... канд.

пед

. наук: 13.00.01 / И.Н. Глазунова. – Липецк, 2002. – 174

c

.

Дахин

, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н.

Дахин

// Педагогика. - 2003. - №4. – С. 21-26.

Долгов А.В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений:

дис

. … канд.

пед

. наук. – М., 2005. – 191 с.

Зимняя, И.А.

Стратегиальный

подход к воспитанию. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. – М., 2001. – С. 254.

Ильмушкин

, Г.М. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М.

Ильмушкин

, А.А.

Жаркова

// II межд. научно-

практическая

конф

.

«Scientific achievements of the third millennium»,

Чикаго

(

США

),

апрель

2016. –

С

. 24-28.

Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах [Электронный ресурс]:. - http://kmil.ru/d/499813/d/koncepciya-tradicionnogo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-razvitiya-i-socializacii-obuchayuschihsy.pdf

Михайлов, А.В. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса / А.В Михайлов, Г.М.

Ильмушкин

// Успехи современного естествознания. – М.: Изд-во РАЕ, 2007. – № 10. – С. 63-67.

Морозова, А. В. Управление процессом профессиональной социализации студентов

ссузов

в условиях модернизации институтов образования [Текст] / А. В. Морозова, Н. А. Фролова — Орел : ОРАГС, 2005. — 200 с

Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. – Белгород. Изд-во: НИУ

БелГУ

, 2013. –156 с.

Снопко

, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования:

автореф

.

дисс

. ...

докт

.

пед

. наук. – М., 2007. – 47 с.

Социализация личности : формы и методы воспитательной работы в образовательных учреждениях [Текст] : материалы гор.

науч.-практ

.

конф

. 28–29 апр. 2005 г. — Казань ; Альметьевск :

Таглимат

, 2005. — 291 с.

Талызина, Н.Ф.

Деятельностный

подход к построению модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы. – 1986. – №3. С. 10-14.

Ясвин

, В.А.Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А.

Ясвин

. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×