Керамика Древнего Египта | Жидкова Анастасия Юрьевна. Работа №214870
Автор: Жидкова Анастасия Юрьевна
В данной статье рассказивается история, техника изготовления и декорирования керамики Древнего Египта.
Керамика Древнего Египта
Слово «керамика» произошло от греческого «Keramos», что означает «глина». «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре. Керамика также один из самых древних отделочных материалов.
Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.
Классификация керамических изделий Древнего Египта
Материал: глина
, фаянс
,
«египетский фарфор»,
ангобы, глазурь.
оксид меди
, оксид железа(красно-коричневая краска)
Технология: ручная формовка,
формовка на гончарном круге, «черный» обжиг,
бездымный обжиг
.
Формы
:
горшки,
кирпич,
кубки,
кувшины
,
вазы, тренокли
, чаши на п
оддонах, предметы культа(модели домов, лодок и т.д), декоративнывная пластика, флаконы для косметических и аморамачески веществ, игральные доски, панно из фаянсовых изразцов.
Функциональность: бытовые предметы,
строительство,
элементы декора
(плитка,
сосуды)
, игрушки, украшения, религиозный культ.
Орнамент:
вер
евочный, геометрический,
зооморфный
,
культовый,
печать
, объемный
, сцены повседневной жизни
.
Додинастический период (4000-3000 до н.э.)
Одним из древнейших производств Египта, было гончарное дело. Для неолита характерны массивные сосуды в виде чаш и ваз Их отличительные черты: строгие геометрические формы (цилиндрические, конические и т.д.), мягкая обтекаемость силуэта, монолитность объема (крохотные ручки в виде ушка почти не заметны).
Большинство сосудов раскрашивалось вначале белой краской по красному фону глины, покрытой охрой или гематитом. Рисунок стал воспроизводить корзиночное плетение. Впоследствии получил распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, и, наконец, сосуды стали расписывать ландшафтными и бытовыми сценами, охоты, изображение зверей, чаще всего гиппопотамов или крокодилов. Со временем роспись меняется; сосуды с белым узором уступают место другим, с росписью фиолетово-красной краской по желтоватому фону глины. Теперь росписи содержат сцены обрядов, связанных с плодородием и заупокойным культом.
Важное место в изображении занимает образ человека. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать стихию жизненного потока, закрепить её в определённых правилах.
Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные для характеристики данного образа. Так, у статуэток жриц или богинь особо выделен ритуальный жест поднятых рук, у статуэток, связанных с культом плодородия, подчеркнуты половые органы и т. д. Постепенно формы статуэток становятся разнообразнее Животные, птицы, ладьи, деревья также передавались в самых общих чертах, но при этом таких, которые лучше других позволяют узнать изображение.
Сильное впечатление производят древнеегипетские рельефные изображения на палетках. Это плитки, служившие для растирания и перемешивания красок, применявшихся для нанесения татуировок во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов, прямоугольников. Некоторые воспроизводят форму животных, т. е. в них нашли отражение пережитки древних тотемных верований и охотничьих обрядов. Обе стороны палеток покрывают рельефы. Лицевая сторона определяется углублением в центре, обусловленным первоначальным назначением палеток: растирание красок, однако к концу 4 тыс. до н.э. эта функция носит, скорее, символический характер и круглое углубление остается лишь в силу традиции. В композиции эта деталь играла роль центра, определявшего расположение фигур.К концу Додинастического периода плитки стали делать овальными и больших размеров, до полуметра в длину.
Самым примечательным памятником этой группы является «Палетка Нармера» (около 3000 г. до н.э.,). Она была создана в эпоху объединения Египта и повествует о победе Верхнего Египта над Нижним . На обеих сторонах палетки Нармера запечатлена торжественная победа над городами Дельты. Памятник исполнен в виде победной стелы.
Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого «египетского стиля».
Палетка Нармера как бы подытоживает всю историю развития искусства древнейшего, додинастического Египта и в то же время закладывает основу для его дальнейшей истории, являясь первым каноническим произведением Древнего Египта.
Раннее царства (2920-2575г до н.э.)
Египет Раннего царства находился на уровне медно-каменного века (найденные в погребениях металлические орудия соседствуют с каменными и деревянными), а керамика изготавливалась еще без применения гончарного круга. Раннее царство — эпоха уже сложившейся иероглифической письменности, о чем свидетельствуют сохранившиеся царские надписи. Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в Додинастический период. Происходит официальная культовая канонизация изображения, творчески развиваются приёмы мастерства.
Новые черты проявились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху были популярны многофигурные композиции, то теперь важен лаконизм, отбрасывание всего второстепенного. Наглядный пример – стела фараона Джера из Абидоса (1 династия, 3000 лет до н.э.).Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Именно в период Раннего царства вырабатываются основные типы статуй: сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед» - ритуальным бегом, символизирующим обновление физической мощи фараона. Пример скульптуры этого периода: статуя фараона Хасехема, сидящего на троне в ритуальном одеянии. Здесь уже выявлены основные черты стиля: монументальность формы, фронтальность композиции, неподвижность позы, портретность.
В противоположность расцвету ряда ремесел, изделия из керамики не обнаруживали столь же заметного развития. Глиняные сосуды использовались по преимуществу в качестве кухонной утвари, хранилищ для различных продуктов, а также продолжали употребляться в быту менее состоятельных и беднейших слоев населения. Кроме грубой, плохо обожженной посуды, встречаются и сосуды хорошей выделки. Формы керамики очень разнообразны, присеем, наряду с сохранением ряда прежних образцов.
Фаянсовые изделия, наоборот, показывают определенный шаг в перед по сравнению с произведениями из того же материала времени первобытнообщинного строя. Из фаянса делают теперь статуэтки, изразцы; изобретаются новые оттенки поливов. Особенно следует отметить изготовление больших фаянсовых изделий.
Памятники Раннего царства являются важной ступенью в развитии древнеегипетского искусства. Этот этап показывает зрелость художественных форм, применение камня в культовом зодчестве, сложение канона для основных типов статуй и рельефа. Кроме того, именно на этом этапе происходит формирование специфически египетских черт из общих приемов художественного выражения, свойственных многим древневосточным культурам.
Древнее царство (2649-2152г до н.э.)
Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное (гончарный круг), ювелирное, ткачество и др). Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры.
В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была служить их домом после смерти. Она была снабжена всем необходимым, что сопровождало его в земном существовании. Личными вещами, сокровищами, разнообразной посудой как бытовой так и декоративной,(разной технике исполнения и материала) скульптурами (слуг, домашних животных, фараона, семьи), орудия охоты.
Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.
Рабы и рабыни изображались в более естественных позах. Вместе с фараоном погребались статуи слуг - "ушебти", способные силой магических формул в новом бытии своего господина выполнять ту же работу, которую совершают оригиналы изображений при жизни. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки.
Можно отметить следующее: в эпоху Древнего царства сложились три основных принципа древнеегипетского искусства – синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и декоративность форм. Эти законы едины для памятников зодчества, пластических композиций, памятников декоративно-прикладного искусства.
Среднее царство (2065-1781г до н.э.)
Среднее царство является одним из периодов высокого расцвета культуры Египта, временем, когда были созданы художественные произведения имевшие огромное значение в истории развития египетского искусства.
Наряду с теми достижениями ремесленники создали в это время много нового. Хорошо разработанная техника фаянса позволила изготовлять сосуды красивых расцветок, главным образом в разнообразной гамме ярких синих и бирюзовых тонов, а также применять подглазурную роспись. Особенно развиваются в это время орнаменты из лотосов и папирусов, а также розетки. Полны неожиданно острой реалистической выразительности прекрасные фаянсовые статуэтки гиппопотамов.
Из дошедших до нас изображений времен Древнего Царства нам известно, что охота на гиппопотамов в болотах Нила являлась развлечением знати. Во времена Среднего Царства изображения гиппопотамов оставляли в гробницах, чтобы умерший и в загробной жизни мог предаваться охоте. Украшение фаянсового гиппопотама связано со средой обитания животного; голубой - цвет речной воды и водных растений, например, водяных лилий. Египетскую манеру изображения животных отличают мастерски воспроизведенные округлые линии тела животного.
Много непосредственности, даже наивности в мелкой пластике Среднего царства — деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов.
Интересное решение стоявших перед мастерами задач в скульптуре, сохранившейся, к сожалению, в крайне незначительном количестве. Одном из наиболее выразительных является статуя писца счета Мааниамона прекрасный пример своеобразного типа древнеегипетских скульптур, так называемых кубовидных статуй изображавших человека, сидящего поджавшего ноги так, что натянутая одежда скрывала пропорции тела.
Таким образом, время Среднего царства было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с повторением или творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Колоссальные статуи, поставленные вне здания, рост реалистических тенденций в скульптуре и живописи и блестящее их проявление в ряде памятников, в особенности в портретных статуях, - таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.
Новое царство (1550-1075г до н.э.)
Ведущее положение в искусстве XIX династии вначале остается за Фивами. Этому способствовало и значение Фив официальной столицы, и то, что здесь имелась давно первенствовавшая в стране художественная школа.
Скульпторы стали особо внимательно относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма, покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй.
Однако наиболее свободно особенности этого стиля смогли развиться в мелкой пластике. Здесь наиболее ярко проявилось то, чему не было места в предшествующем искусстве Египта: вместо замкнутости - движение, игра светотени, вместо графичности - живописность, вместо кубичности и угловатости - мягкость, округлённость, вместо суровости - женственная певучесть линий.
С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства наметилось наступление нового этапа, который, начавшись в годы правления Тутмоса IV, достиг высшего расцвета при Аменхотепе III, подготавливая искусство Амарны. Ко времени царствования Тутмоса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья, все богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену строгости форм приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхности статуй покрываются тонкими струящимися линиями складок одежд и локонов париков, оживляют игрой светотени. Искания новых способов передачи окружающего мира, интерес к движению, объему, живописности приводят к тому, что тела приобретают мягкость и правильнее передается строение лиц. Однако каноничность царских статуй не позволила в полной мере отразить в них все то новое, чем было полно искусство. Изменение стиля раньше и ярче проявилось в статуях частных лиц, где отчетливо видны обе характерные черты нового стилистического этапа — изысканная декоративность и стремление к большей естественности и реализму.
Период XVIII династии был временем расцвета художественного ремесла; для него характерны то же усложнение форм, тот же рост декоративности, которыми отмечен стиль всего искусства этого периода. Развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее становятся комбинации орнаментов. Характерно для этого времени увлечение разнообразными растительными мотивами. Среди изделий художественного ремесла в большом количестве появляются теперь туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме цветов лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображениями лотосов и плавающих среди них рыб.
Поздний период ( 665-332 до н.э.)
С первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания.
Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения.
Созданные в этот период многочисленные статуэтки богов в виде различных животных отличаются живой характерностью силуэтов, объёмов, движений. Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, в образном отношении пусты и холодны или же напоминают древние памятники, в которых нет портретного, индивидуального, а присутствует типичное, как, например, в алебастровой статуе царицы Аменетерис.
Последний краткий расцвет египетского искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами в конце VII - начале VI веков до н. э
Возрождая старое искусство, саисские мастера его творчески перерабатывали, достигая большой виртуозности. Наряду с изображением людей, в пластике саисского времени следует отметить мастерскую передачу животных и птиц: бронзовые статуэтки быка Аписа, священных кошек богини Баст, скульптуры ибисов с алебастровым туловищем и бронзовыми головами и ногами ровно говорят о не ослабевшей наблюдательности и высокой одаренности мастеров.
Саисский период был временем нового расцвета художественного ремесла. Воспроизводились прежние формы и создавались новые. Интересно появление нового вида фаянса, очень твердого и насквозь окрашенного.
Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало свои возможности. Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания, в недолгий период борьбы Египта за независимость египетские художники создали еще раз прекрасных памятников, продолжавших оба направления саисского искусства. Лучшим образцом реалистического портрета этого времени является известная голова жреца из зеленого базальта.
Египетское искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство и в этот период сохраняет не угасшие творческие импульсы и большое традиционное мастерство.
Эллинический период (332-30 до н.э.)
В эту эпоху египетского искусство вошло в соприкосновение с культурой античного мира – сначала греческой, а затем римской. С целью сохранения чистоты канонизированных типов композиций египетские мастера создавали в большом количестве скульптурные модели-образцы. После долгого перерыва вновь появляются женские изображения в виде стилизованных образованных образов, получивших собирательное наименование «Арсиной» и «Клеопатр». Со своей стороны, эллинистическая скульптура оказала влияние на характер трактовки отдельных деталей лица и фигуры, отличившихся большой пластичностью и мягкостью.
Так же появляются «погребальные маски».Такие маски устанавливались над головой завернутой в пелены мумии. Лицо, изваянное из гипса, имеет мягкие и идеализированные черты, оно покрыто позолотой. Изображение как бы обожествляет умершего, но черные волосы, просматриваемые из-под головного убора, говорят о его человеческой природе. Все пространство предмета украшено изображениями богов и атрибутов, связанных с погребальным культом.
Так же еще в период Нового царства частью похоронного ритуала стали настольные игры и приобрели религиозное значение. В «Книге мертвых» указывалось, что мертвые играли против невидимого соперника, чтобы обеспечить собственное спасение.
В Древнем Египте они очень ценились, особенно популярной была игра «Сенет». Игра была рассчитана на двух человек, которые сидели перед прямоугольной доской, разделенной на тридцать квадратиков. Предположительно, игра заключалась в перемещении фигурок по доске в соответствии с результатами броска маленького кубика. У Тутанхамона было четыре доски для «Санета», самая большая из которых была украшена наиболее богато.
Все виды искусства этого времени характеризуются намеренной архаизацией, сознательным обращением к формам прошлого. Однако при общей идеализации, холодности и чисто внешнем мастерстве лучшие мастера этого времени достигали в отдельных работах не только высокого технического уровня в умении обработки камня и других материалов, но и подлинно художественной глубины.
Вывод:
Керамика Египта явилась богатым вкладом в сокровищницу искусства древнего мира, а следовательно, и мирового искусства. Египетские ремесленники превратили изготовление керамики, в наследственную профессию.
Благодаря открытию глазури пористые сосуды становились водонепроницаемые, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства.