Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Классификация видов танцев | Галенко Анастасия Андреевна. Работа №210208

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Галенко Анастасия Андреевна
Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим [1].

Классификация видов танцев
Вопросами классификаций танцев занимались ведущие исследователи в данной области искусства: Аристотель, Ауэрбах Л., Друскин М.С. ,Зейналова О., Краусс Р., Маркевич Е. , Никитин В.Ю., Пасютинская В.М., Платон, Худеков С., Черников К.
На основе анализа различных классификаций названных авторов, мы предприняли попытку создать собственную классификацию. В нее входят следующие направления танцев:
ритуальный танец
античный танец
народный танец
бальный танец
академический танец
современный танец
детский танец
Коротко раскроем каждый из направлений:
1) Ритуальный танец.
Ритуальный танец знаменует соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни.
Ритуальные танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В ритуальных плясках отчетливо проявляется их основная особенность — полное уподобление тотему. В ритуальных танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу ритуальных танцев составляли магия и ритуал. Танец, таким образом, являлся своеобразным каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни [14].
Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике ритуального танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В кругу лечили и женили. Круг — не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи. Танец безмолвен. В пляске человек вымаливал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение от недугов. Такие ритуальные танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или американских индейцев. Человечество всё энергичней открывало тайны мироздания, и ритуальные танцы утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражаются свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира [10].
Постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное значение, начинает вытесняться чисто телесным, развлекательным. Так происходил плавный переход от ритуального танца к античному. В Греции танцевали все: от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число образовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди. Все танцы античности исполнялись для зрителей, а не для удовольствия и собственного развлечения. Предполагается, что общее количество древнегреческих танцев составляет более двухсот.
2) Античный танец.
История античных танцев связана, прежде всего, с историей Древней Греции. Античные танцы являлись могущественной силой. Их исполняли, желая испросить помилования осужденных, умилостивить сильных этого мира, что непосредственно формировало в античной Греции духовную жизнь человека.
Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков [24].
Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан, они продолжают вдохновлять современных хореографов [19].
3) Народный танец.
История происхождения народного танца уходит очень глубоко. Древние люди копировали движения животных, имитировали природные явления – так зародился первобытный танец, который эволюционировал в настоящий способ общения и проявления чувств. Движения подобных плясок являлись своеобразным отображением впечатления от окружающего мира. Стоит отметить, что в создание и эволюцию народного танца были вложены опыт, талант и фантазия не одного поколения. Танцевальные формы народной хореографии оттачивались, как искусство, временем и с каждой эпохой приобретали художественную ценность и законченность, двигаясь к совершенству.
Главная особенность народного танца как уникального явления заключается в том что, не имея конкретного автора, этот танец неизменно передается из поколения в поколения и является самой настоящей и самой узнаваемой визитной карточкой каждой национальности. Национальный характер народного танца проявляется во множестве особенностей, а именно: в музыкальной и хореографической структуре, колоритных деталях, исполнительской манере. Невзирая на свою важность, этот танец отличается довольно простой техникой исполнения и несложными фигурами и па. Они обладают более обобщенным характером и насыщены этникой. [22]
Танец был и есть неотъемлемая часть любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.
4) Бальные танцы.
Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на классы появились бальные танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоёв общества. Первые бальные танцы возникли в XII в., в эпоху средневекового Ренессанса – расцвета замковой рыцарской культуры. В XIII-XIV вв. во время многочисленных театрализованных праздников выкристаллизовывались выразительные средства и будущих балетов, и будущих бальных танцев. До XVI в. бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра: 4 корнета, тромбон, 2-3 виолы. Не отличаясь богатым арсеналом движений, эти танцы, относящиеся к группе бассдансов (низкие танцы), сочетали в себе пантомимные сценки и разнообразные танцевальные рисунки. К концу XVII в. Во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный и строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев английских крестьян. С течением времени, усложнялась как танцевальная лексика, так и танцевальные фигуры позы и композиции, что, соответственно, требовало все более и более длительного обучения этому умению танцевать.
Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, составляют необходимейшие качества бального танца [15].
5) Академический танец (Балет).
Академический танец зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых академических танцев (Комедийный балет королевы, 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. В те времена при дворе французского короля появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.
Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства академический танец (балет) становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как программы, определяющей движения и действия танцовщика.
В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.
Академический танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь. Удивляет внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины [7].
6) Современный танец.
Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца, он живет и активно развивается. Существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем хореографии. Ведь современная хореография — это, прежде всего авторская хореография. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.
В современном хореографическом мире определились несколько направлений современного танца:
Танец модерн
Бальный танец
Джаз-танец
Contemporary dance
Уличные танцы
1. Танец модерн. Танец модерн — одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце XIX — начало. XX вв. в США Германии для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами.
2. Современный бальный танец. Бальный танец сегодня – самостоятельный вид спортивного искусства, который был образован от смешения историко-бытового, джаз-танца, а так же социальных танцев-однодневок. В современном танцевальном мире бальный танец включает в себя латино-американскую (Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасодобль, Джайв) и европейскую программы (Медленный вальс, Венский вальс, Медленный фокстрот, Квикстеп,Танго).
3. Джаз-танец. Несмотря на своё название, современный джаз-танец не так уж молод по сравнению с другими видами современного танцевального искусства. Он представляет собой самый зрелый подраздел данного направления, так как своё начало он берёт в конце 19 века. Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.
4. Contemporary dance. Важным моментом в данном современном направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Сontemporary dance предполагает собой максимальное использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная импровизация, релиз.
5. Уличные танцы. Это культурное направление взяло свое начало в середине 70-х годов прошлого века. Потребность в социальном протесте, желание быть не таким как все, послужило возникновению этого стиля. Соперничающие группировки соревновались между собой. Суть соревнований заключалась в том, что, нужно было исполнить как можно больше сложных и новых движений. Соперники должны были повторить эти движения. Победителем таких баттлов считалась та группировка, которая исполняла больше таких движений. В конце 1990-х из уличного протестного направления хип – хоп, брейк – дэнс выросли в прибыльную музыкальную индустрию. Сегодня хип-хоп, брейк – дэнс относятся к самым популярным видам современного танца. Соревнования и конкурсы проводятся на танцплощадках многих стран Европы и конечно Америки( хастл, хип – хоп, брейк – дэнс, поппинг и др.).[3]
7) Последним из нашей классификации заявлен детский танец. В рамках исследования считаем обоснованным раскрыть значение, роль и особенности детского танца в следующем параграфе.
Список использованной литературы
1) Ауэрбах, Л.Д. Рассказы о вальсе [Текст]// Л.Д. Ауэрбах: Советский композитор, 1980.-с. 4
2) Бекина, С.И. Музыка и движение: ( Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) [Текст]// С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.М. Соковнина–Москва: Просвещение, 1983.-с.3
3) Виды современных танцев: хореография на любой вкус [Электронный ресурс] - URL: http://music-education.ru/vidy-sovremennyh-tantsev-horeografiya-na-lyuboj-vkus/ (дата обращения: 16.04.2018)
4) Горшкова, Е. В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце: Пособие для музыкальных руководителей детских садов [Текст]/ Е. В. Горшкова - Москва: Гном и Д, 2002. - с.61.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×