Классный час "Пока я мыслю, я живу" (8 класс) ☼
Автор: Ефремова Галина Викторовна
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знания, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисление будут делаться компьютерами, так как и чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем,, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина.
Значит, на человека лежет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающего за всё, что происходит в век машин и роботов.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в детстве, в юности ум человека наиболее восприимчив к изучению языков ( что крайне важно), к математике, усвоению просто знаний.
Умейте, не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа…
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека :какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи ! Только учиться. А где же отдых, развлечения ? Что же нам, и не радоваться?
Мыслить – всегда значит отвечать
на вопрос «почему?».. Хочешь
мыслить – бросайся в
бездонную пучину знаний.
А.Ф.Лосев
Ход мероприятия
1. Анализ анкеты
Прежде чем выйти на этот сложный и серьезный разговор – об отношении учащихся нашего класса к учёбе, к труду, к себе, мы заполнили несколько анкет, высказали своё мнение о том, что помогает и мешает в школьной жизни, о своём самочувствии, возникающем в связи с посещением школы, об интересах и увлечениях.
Таким образом, сложилась не очень приглядная картина, характеризующая коллектив в целом .
Уровни: Эрудиции ( начитанность, прочность и глубина знаний, аргументированность суждений, сообразительность)
Прилежания ( старательность и добросовестность, внимательность и трудолюбие при получении знаний )
Учебной мотивации( мотивы, появляющиеся в результате взаимодействия с социальным окружением.)
При анализе мотивов обучения большинство понимают, что должны учиться хорошо, но быть лучшим в классе не хочет, учиться не нравиться.
Это подтверждается объективностью оценок наших уч-ся. У нас нет отличников и нет неуспевающих. ( за редким исключением). 4-хорошиста, ещё 2- двоечника, остальные троечники.
-Почему ???
Мыслить – всегда значит отвечать на вопрос сегодняшнего классного часа :«почему?».
2.Слово ведущего Сегодня мы в очередной раз попробуем разобраться в этом.
«Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся учёных современности, председателя Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому – либо конкретно, а каждому из нас. Прежде всего – молодым, кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями.
Автор писем – человек, чьё имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественный и мировой культуры. Известный мыслитель, которому близка тема нашего классного часа «Пока я мыслю, я живу». Это письма – советы. Но ведь советы может давать только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.
Книга «Письма о добром и прекрасном» - это сборник мудрости, это речь доброжелательного учителя. Советы касаются практически всех сторон жизни: «В чём смысл жизни», «Быть весёлым, но не быть смешным», «Когда следует обижаться», «Про зависть», «О жадности»…
Всего 46 писем.
Письмо 26-е поднимает очень важную проблему сегодняшнего дня. Оно озаглавлено так: «Учитесь учиться!»
3.Оппоненты
-Да нет же,это не совсем точно. Преобретение навыков и знаний – это тоже спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться , формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему – то научить, развить в нас какие – то способности, которые понадобятся в жизни.
-А если не нравится учиться ? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит человеку приобретение новых знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в разных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться !
-А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Всем другим людям они нравились, то почему вам они могут не нравиться ! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.
Всем вам что – то не нравиться , в каком – либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться!
-Я согласна с тем, о чём пишет Дм. Лихачев. Время наше такое –на всех уровнях, во всех областях деятельности надо непрерывно повышать свои знания, надо идти в ногу со временем.
-Я думаю, что мало научиться любить учиться. Умение учиться зависит от склада ума каждого учащегося, от типа мышления..
По складу ума, вернее, по типу мышлению учащихся можно разделить на 2-е группы.
Одни обладают абстрактно-логическим типом мышления, т. е. аналитическим складам ума. «Аналитика» можно узнать по тому, что он легче рассуждает, нежели действует: ему легче объяснить, как решить какую-либо задачу, чем решить её. Особенность его - в трудности перехода из области теории к практическому её применению.
Себя я могу отнести к «аналитикам». Наиболее трудный для себя считаю химию. То, что написано в нашем учебнике химии, понять в основном нельзя. Что ? Почему ? – в нём не объясняется, а просто запоминать, зазубривать неинтересно».
Поэтому в 1-й и во 2-й четверти по химии у меня оценка «3». Все остальные предметы- «4» и «5»
-Хорошо, что вы вспомнили о 2-х типах мышления:
Нужно при этом понять. 1. Согласны вы с мыслями Д.С ?
2. Что значит учиться для вас ?
3. Как вы учитесь?
Ярчайшем примером аналитического склада ума был Наполеон. Он обладал уникальной памятью. Но при изучении английского языка не мог заучить ни формальные элементы, ни слова.
«Но как только я мог, – говорил Наполеон, - подчинять то, о чём шла речь, какому-нибудь закону или правильной аналогии, это тотчас же классифицировалось и мгновенно усваивалось».
-Оба эти примера – и откровения ученика, и свидетельства биографа Наполеона , подчёркиваю индивидуальную способность склада ума аналитика, стремление во что бы то ни стало ухватить суть явления, а не его фактическую сторону
4.Ведущий
-Есть ещё желающие сказать о своей учёбе и коснуться той темы о 2-х типах мышления., к-рую затронули?
- А для меня физика - самый трудный предмет. Очень трудно представить ну хотя бы движение электронов по цепи.
Я не вижу за всеми этими формулами живых явлений природы. У меня по физике тоже «тройка». Другие оценки – «4» и «5».
Я знаю, что психологи классифицируют такой склад ума как «художественный» т. е. как наглядно – образное мышление.
В работе над изучаемым мне нужна опора на представление, воображение – «картинку». Недавно читали повесть К Паустовского «Далёкие годы» об учителе географии Черпунове:. Чтобы лучше запоминались всякие географические вещи, учитель придумал наглядный способ. Он рисовал на классной доске большую букву «А», в правом углу вписывал второе «А» поменьше, в него – третье, а в третье– четвёртое. Потом говорил: «Запомните: это – Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин.
Ребята запоминали это сразу и на всю жизнь
Вот это наглядный метод. Конечно, вообразить англичанина в Адене легче, чем, например, бег электронов по цепи проводников. Тем более, что физика- «разум , проникший туда, где бессильно воображение». (это слово замечательного физика Ландау) Поэтому тем из нас, у кого развито наглядно-образное мышление, надо стараться увидеть, вообразить явление . научиться анализировать, абстрагировать, обобщать.
-Что лучше, образное или логическое мышление ? – тут же спросят любители делового подхода.
Ответ не однозначен: и в том, и в другом случае есть свои преимущества и свои недостатки. Интересно другое: людей с преобладанием одного вида мышления над другим не так уж много –всего 21%. Большинству присуще равномерно развитое и образно – наглядное, и абстрактно – логическое мышления.
-Мыслящий человек – это умный. Поэтому сваливать на вид мышления незнание той или иной науки не стоит. Надо больше работать над собой. Кого считают умным ?
-Обычно нет человека, который бы не представлял себе, что такое ум, не отличал бы очень умных от менее умных, то есть не располагал бы людей по «интеллектуальной лестнице». За примером далеко ходить не надо, возьмите себя и свой класс. Ведь вы довольно быстро решите эту задачу, основываясь на знании товарищей в течение несколько лет. И случается, что оценка по уму не всегда совпадает с оценкой по успеваемости.
Редко, но случается.
-Кого считают умным ? Есть в классе умные – у нас нет отличников.
-Умён тот, кто правильно поступает, находит правильные решения, даёт наиболее точные оценки.
-Неудивительно, что на протяжении многих лет пытаются найти способ и точно – в количественных единицах – определить ум и интеллект.
Западные учёные для этой цели разработали специальные тесты, позволяющие определить «коэффициент интеллекта» - умственных способностей человека.
Смысл такого подхода к интеллекту можно проиллюстрировать известной шуткой о карлике.
Один из тестов:
«Карлик живёт на 12 этаже небоскрёба. Каждое утро, идя на работу, он нажимает на кнопку в лифте и спускается на 1-й этаж. Вечером, возвращаясь с работы, нажимает на кнопку 10 этажа, а дальше идёт пешком».
Почему он так поступает (2-3 от)
Объяснений предлагают много: нужна физическая нагрузка, сгоняет лишний вес, заходит к соседям и многое другое.
Но единственный верный ответ: «карлик может дотянуться только до кнопки 10 этажа» - учитывая, в отличие других, все условия задачи, тогда как предыдущие ответы могли быть отнесены и к поведению карлика, и к поведению великана.
Эта шутка определяет, какой мерой полноты, точности и силы восприятия проблемы обладает человек.
Мы можем сомневаться по поводу этой тенденции в определении «коэффициента интеллекта».
Невозможно определить по тестам, где «чистый», природный ум, а где тренированная память, знания, начитанность, накопленный опыт.
-Можно ли учиться уму – разуму ?
Тесты часто определяют способности. В виде тестов строяться контрольные работы, просто уроки и даже экзамены.
Но по сути дела, тесты – это способность человека, ученика, производить отбор. А отбор бывает разный: верный – по существенным главным признакам и неверный – по второстепенным, неосновным.
Отбор – это критерий разумности. Но отбор не есть сам процесс мышления, он как бы стартовая площадка. Отобранное над и ещё рассмотреть со всех сторон сразу – чтобы что-то получилось.
-Например, как создаётся классное сочинение. Как вы пишете эту творческую работу ?. В нашем распоряжении 2 академических часа, т. е. 1,5 часа времени. За этот не столь долгий срок вы должны:
1) Вспомнить нужный литературный материал.
2) Продумать его, отобрать главное (это трудно!).
Отсеять второстепенное ( а это ещё трудней!).
Определить последовательность материала. Высказать свое суждение о событиях, образах.
Доказать их ссылками из текста произведение.
Выразить свои мысли письменно (тоже не легко!)
3) Следить за тем, что бы письменно речь соответствовало бы стилистическим нормам языка.
4) Уследить за всеми злополучными занятыми, тире, двучленами.
5) Решить задачки о написание не –ни., ан - анн, пре – при и множество других сомнительных случаев. Следить за почеркам, чтобы слова, кроме вас, мог прочитать учитель…
Как видите, этот процесс – мыслить, думать – включает в себя способность охватывать сразу многое. Хорошо, если это умение развивается само собой. Если нет, то этому не только можно, но и нужно научиться.
Умение мыслить – это умение увидеть многое в одном.
Это очень трудное и сложное занятие – умение видеть – замечать. И не даром психологи его всегда связывают с уровнем умственного развития. Они даже проводили спец. исследование и установили: сильный (умный) ученик выделял в предлагаемом ему объекте более 12 признаков, слабый – 6, самый слабый – 4 .
Причём , свойство замечать в предмете или в явлении несколько наиболее явных признаков- общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто -то другие
В этом причина житейских недоразумений, когда 2 человека говорят об одном и том же, но Петров, допустим, отталкивается от одного признака, а Сидоров от другого.
В этом и причина многих недоразумений между учителем и учеником типа «я ответил, а она мне 3 поставила». Учитель требует полной картины знания, а ученик, схватившись за оставшийся в памяти признак, не соглашается с тем , что он не знает. Чем больше число признаков, сторон, аспектов видит человек, тем более гибко, более совершенно его мышление. «Умение видеть, умение мыслить» подвластно тренировке.
Как тренеры какие книги помогут нам в этом? Решебники не развивают , не тренируют это умение. А вот все возможные словари, энциклопедии, справочники – это другое дело.
-Мне хотелось бы порекомендовать некоторые из них.
Чтобы получить знания , необходимо трудолюбие и терпение.
Воля
Трудолюбие и терпение всегда идут рука об руку, опирались ещё на одно полезное качество личности – волю.
Что такое воля ? Это способность человека к выбору цели деятельности и внутреннего усилия, необходимого для осуществления цели.
Воля всегда проявляется в выборе: сделать уроки или посмотреть фильм ? Написать сочинение или сослаться на нездоровье ?
Выбор, который делает человек, всегда направлен на преодоление препятствий. Это всегда победа «я должен» над «я хочу». Победа, одержанная в результате управления собственным поведением.
Управлять собственным поведением из всего живого мира умеет лишь человек.
Поставив цель, надо стремиться достичь её. Только способность достигнуть цели скажет вам, есть ли у вас воля. Хотеть и сделать должны быть слиты воедино
Недаром говорят: волевой человек хочет, а безвольный хочет хотеть.
В этих случаях есть одно лекарство :расширять круг интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление призовёт на помощь волю, заставит её работать.
Больше успевает тот, кто больше делает. А делает потому, что у него больше интересов – того, к чему он стремится. И выход у него один: успеть сделать всё, что он хочет, - значит проявить трудолюбие, терпение и волю.
-Как вы проявляете терпение и трудолюбие, отправляясь на учёбу? При выполнении письменных и устных заданий (по шпаргалкам)
- Как вы готовите письменные задания ?
- Как готовите устные задания?
Какие предметы вызывают трудности ? Как вы их преодолеваете ?
- Легко ли учиться ?
Вопрос непраздный: от определения степени трудности в немалой степени зависит и результат.
К. Ушинский, великий русский педагог, утверждал: «Учиться трудно, ибо учение – умственный труд. а он едва ли не самый тяжёлый труд для человека, мечтать легко и приятно, но думать трудно».
-Вот я часто силюсь понять, откуда у некоторых подростков уверенность, что всё должно быть легко. Наверно, мы недостаточно воспитываем у них сознание, что не одна работа не может быть лёгкой, если выполнять её как следует.
Часто слышим такие фразы.
- Ребята, принесите ведро с водой, ещё раз промойте кабинет…, это совсем нетрудно, (говорит учитель).
-Сынок, вынеси мусор, там его немного, тебе будет нетяжело (мама).
-Серёжа, иди к доске, выполни разбор слова номер 2. Это очень просто.
Непроизвольно происходит психологическая подготовка, что трудного следует избегать, а браться надо только за лёгкое.
- Не вредит ли порой вам эта чрезмерная охрана от труда, трудностей, препятствий ?
Не слишком вы часто боитесь переработать, нелегко ли освобождаете себя от усилий не только дополнительных, но и обязательных, часто ли расчитываете на «потом», стремясь отложить дело «на будущее».
Труд вообще и труд школьника – явление одного и того же порядка, если человек привык не решённую задачу, ту, что у него не получилось дома, списывать на подоконнике в школе, то вряд ли можно ожидать, что он доведёт любое дело , которое у него не вышло сразу,до конца .
Бывают ли трудолюбивые двоечники ?
Труд – одно из первейших ступеней любой деятельности. Как и любого успеха. Трудолюбивые двоечники-явление немыслимое.
Всегда ли в радость, всегда ли в праздник – труд, работа ?
Нет не всегда. Надо быть реалистами, не скрывать от себя, что работа может быть однообразной. И надо её сделать, добиться сознания того, что она нужна, полезна. И не чувствовать себя при этом героем, совершающим подвиг. Почаще надо вспоминать, что за парадной, всем видимой стороной достижений, всегда стоит каждодневный, напряженный труд.
-Много ли труда, терпения, усидчивости прикладывают те ученики, которые имеют у нас во 2 четверти неудовлетворительные оценки?
Давайте их послушаем.
Нужны ли вам прилежание, терпение, трудолюбие для выполнения домашнего задания? ( Кто чаще получает пятёрки ?
Заметили вы, что девочки, особенно в младших классах, чаще учатся лучше мальчиков ? В чём причина ? Девочку, как правило, приучают к мелкой прилежной работе: посуду помоет, платье постирает, ленточки погладит.
Прилежность и трудолюбие не замедлит сказаться и на отношении к занятием, и, естественно, на результатах занятий, и ещё одно обстоятельство – регулярность , каждодневность их домашней работы:
Мужская работа: что – то отремонтировать, что – то переставить, принести, вынести – не – регулярное , от случая к случаю.
Ежедневная работа приучает к прилежанию трудолюбие, терпению. Учиться без труда и терпения– дело совершенно немыслимое, это знает каждый.
-В одной книге описывается давний обычай жителей острова Хоккайдо, о котором мне показалось уместно рассказать вам.
Когда ребёнку исполняется 4 года, старший член семьи – дедушка или бабушка – сажает малыша на циновку, ставит перед ним 2 пустых блюда и одно с неперебратым рисом. Рядом ставит песочные часы. Малыш должен перебрать рис за определённое время. Обычно через 10 минут старший возвращается и застает малыша довольным: рис он перебрал, с работой справился. Ребёнок рад, что его хвалят за старание и отпускают гулять.
Но через полчаса чистый рис на его глазах смешивают с сором и заставляют повторить работу. Бессмыслица ? Не спешите с выводами, послушайте японцев, они так говорят: мы живём трудно, нам приходится с малолетства учиться работать, беречь время, силы, воспитывать трудолюбие. Вот и учат малыша терпению.
Ест ли рецепты, рекомендации, следуя которым можно научиться одному из самых трудных и самых «человеческих процессов»? Процессу мыслить.
Он сформулирован разными людьми, жившими в разное время в разных странах.
-Назовите эти рецепты, рекомендации.
«Разум растёт у людей в соответствии с миром познания.( Эмпедокл, древнегреч. философ).
«Мудрость есть дочь опыта», - утверждает Леонардо да Винчи.
«Старайся дать уму как можно больше пищи», - говорил Лев Толстой.
А вот пословицы и поговорки:
«Разум не дар природы, а результат опыта».
«Только после упорного труда появляется талант».
«Мудрость рождена трудом».
Но это, так сказать, стратегия, направление главного удара, за ней следует тактика. Ведь, для того чтобы напиться, мало видеть воду. Надо знать. Как её зачеркнуть.
Наиболее общий совет, как стать умным, как научиться мыслить – существует давно.
«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать».
Если привести эти требования к более строгой современной форме, то можно сказать, что ум определяется единство знаний и действий, выражающийся в оперировании образами, понятиями , суждениями.
Остается только пожелать вам удачи и напомнить мудрые слова:
«Всякий раз, когда ум может сформулировать истину, он празднует маленькую победу».
Пусть ваш ум чаще празднует победы, это очень хорошая привычка – привычка думать, мыслить. Не случайно сказано:
«Пока я мыслю, я живу».
Многое узнали, проанализировали. Давайте попробуем сформулировать наши заповеди.
- Считай несчастным и потерянным тот день или тот час, в который ты не усвоил, не узнал ничего нового.
- Не бездельничай, когда все трудятся. Позорно предаваться праздности, когда большинство не может позволить себе отдых.
Литература
- Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М, «Детская литература», 1988 год.
- В. Пекелис. Как найти себя. М, «Детская литература», 1988 год.
Плакаты
Человек стремится к знаниям, и, как только в нём угасает жажда знания , он перестаёт быть человеком.
Ф. Нансен.
Желание – отец мысли.
В. Шекспир.
Где мысль сильна – там дело полно силы
У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука
М. Горький
Знание – орудие ,а не цель
Л. Н. Толстой
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Кашинский