Статья Классный час. Автор: Тиищенко Ольга Сергеевна

Автор: Тиищенко Ольга Сергеевна
Классный час


Автор: Тиищенко Ольга Сергеевна

Класс: 4

Тема классного часа: Добро и зло.

Цели: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

1.Раскрыть понятия «добро» и «зло»;

2.Воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе;

3.Развивать нравственные качества личности.

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела; 

5.Развивать самооценку;

6. Развивать познавательные способности, устную речь, мышление, память.

Оборудование: презентация, доска, мяч, бумага, карандаши, листы с заданиями.

 

 

Ход классного часа

 

Объявление темы классного часа.

Учитель.Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье.

На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество.
В сердце у многих живет.
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

 О каком качестве пойдет речь?

Дети. О доброте

2.Вводная беседа.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро?

Это всё хорошее, красивое, полезное. Например: весна, солнце, улыбка, мама…

- А знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно-русским. Доброжелательность - всегда ценилась русским народом. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц и поговорок, которые мы сегодня с вами тоже вспомним.

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить в трудную зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Какие добрые качества людей и поступки вы знаете?доброта, честность, вежливость, справедливость, смелость, отзывчивость, желание помочь.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете  сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

- сделать уборку в доме;

-помочь маме, папе, дедушке, бабушке;

- навести порядок в школьном дворе;

- накормить бездомную собаку;

- помочь пожилым людям перейти дорогу;

- поделиться с товарищем чем-либо;

-помочь детям - сиротам и инвалидам;

- сделать кормушки птицам зимой;

- сделать скворечники весной;

- помочь пожилому человеку нести сумку;

-помочь однокласснику.

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Ответы детей)

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Расскажите, какие хорошие поступки вы совершали в жизни.

- Много добрых слов в приветствиях, в пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни:

«Доброе утро»

«Добрый день»

«Добрый вечер»

«Добро пожаловать!»

«В добрый час!»

«В добрый путь!»

«Доброго здоровья»

- Слышали вы и такие выражения:

«Дать добро» - дать согласие, разрешение на что-либо, т.е. одобрение.

«Получить добро» - получить согласие, разрешение на что-либо.

А сколько в русской речи слов о добрых людях:

Добродушный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, доброжелательный.

Много тёплых, добрых слов в нашей речи.

- Какого же человека можно назвать добрым?

 Вспомните, часто ли употребляете добрые слова. Их еще называют «волшебными».

- Какими «волшебными» словами пользуетесь в жизни?

Игра в рифмы.

Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)


Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)


Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)


Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)


Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)


И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)


Всем вам с большой любовью
Желаю… («Крепкого здоровья».)

Встретил Витю я – соседа…

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте! – зря от Вити

Ждал я слово … («Извините»)

– А ещё добрые слова называют волшебными. Как вы думаете, почему?

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу, поднять настроение, хочется горы свернуть.

Беседа «Кто такой злой человек?»

Мы поговорили с вами немного о добре, а есть такое понятие, противоположное добру. Как вы думаете, что это? Правильно, это зло.

Какие плохие, злые поступки вы знаете?ложь, зависть, жестокость, хитрость, грубость, трусость, равнодушие.

-Давайте составим словесный портрет злого человека. Каким вы его себе представляете?

Примерные ответы детей:

-Это жестокий человек, который радуется чужим страданиям.

-Ему нравится доставлять неприятности.

-Он делает зло другим людям, издевается над животными.

-Он не протянет руку помощи нуждающимся.

-Это мстительный человек.

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали (ответы детей)

У. - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

У. - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

У. - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

У.“...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

- Ребята, я вам прочитаю стихотворения, и мы попробуем отгадать плохо или хорошо поступали герои этих стихотворений.

 

В поезд входят три юнната

"Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!" (неуважение к старшим)

 

Петя ловко ловит рыбу,

Может ловко мастерить,

Только "Здравствуй" и "Спасибо"

Не умеет говорить ( невежливость)

 

Коля ссорится с друзьями,

Вход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки (обижает друзей)

 

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать!

- Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала (лень)

 

Мальчик - сладкоежка очень любит мороженое. Он подходит к маме, папе, бабушке и просит у них денежек на мороженое. На улице он покупает четыре порции мороженого и всё сразу съедает. На следующий день он не может разговаривать. У него - ангина (жадность)

Расскажите, какие плохие поступки вы совершали в жизни.

У. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

3. Разбор ситуаций, инсценировки.

Ситуация 1.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

- Что показалось вам в рассказе самым главным?

- Предложите свой заголовок к рассказу.

- На какие размышления наводит этот рассказ?

Ситуация 2.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 3.

Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

– Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?

Д. В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.

У. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Д. Нет.

У. Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Ситуация 4.

Ученик забыл дома ручку и просит у товарища по парте одолжить ему ручку. Тот отказывается ему дать. В следующем случае соглашается ему дать ручку. Обсуждение.

Ситуация 5 . Ученик идет и видит, как его одноклассник падает, и у него падают все книги и тетради на пол. Он проходит мимо и смеётся над ним. В следующем случае помогает подняться и собрать.

Ситуация 6. Ученик прячет портфель одноклассницы. Та плачет. Все смеются над ней. В следующем случае кто-то из одноклассников показывает ей, где спрятан портфель.

Ситуация 7. Мальчик видит, что с дерева не может спрыгнуть котенок и «плачет», он проходит мимо него. В следующем случае помогает ему спуститься вниз.

4. Работа со сказками.

Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле, отгадайте о каком герое идет речь.

Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

ОТВЕТ: Дюймовочка.

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин

Кто я?

Я бегу, бегу, бегу,

Опоздать я не могу!

Я на волке поскачу,

На орле я полечу!

Не боюсь волны морской,

Не боюсь горы, крутой.

Я лечу, плыву, скачу, —

Всем больным помочь хочу!

ОТВЕТ: Доктор Айболит

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ...

ОТВЕТ:Золушка.

Холодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа.

ОТВЕТ:Снежная королева.

Что побеждает в этих сказках?

Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь.

А сейчас поиграем в игру. Я буду называть еще других сказочных героев, а вы будете отвечать, добрые они или злые. Если добрые, вы радостно хлопаете в ладоши , если злые – закрываете лицо ладошками.

- Иван – царевич,

- Кощей Бессмертный,

- Золотая Рыбка,

- Дюймовочка,

- Карабас – Барабас,

- Золушка,

- Красная Шапочка,

- Баба Яга,

- Гуси – лебеди.

А на какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?

У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

5. Работа со словами

- А сейчас давайте попробуем слова заменить словами противоположными по значению(каждый ребенок получает карточку со словом):

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

6. Физ. Минутка для расслабления мышц тела и глаз.

7. Работа с пословицами. Разбор каждой пословицы.

Не хвались серебром, а добром.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

Добра желаешь — добро и делай.

Доброе дело без награды не остаётся.

За доброе жди добра, за худое — худа.

На добрый привет — добрый и ответ.

Доброго чти, а злого не жалей.

И собака помнит, кто её кормит.

Собаку палкой не учат.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Не бывает того, чтобы хорошее дерево принесло дурные плоды.

 

Доброе слово и кошке приятно.

 

Не одежда красит человека , а добрые дела.

 

8.Работа в тетради.

 

Просмотр презентации и зарисовка «Добра», какое оно есть в понимании ребенка. Разбор рисунков.

 

9.Работа в кругу.

 

Дети садятся в круг. Дети передают друг другу игрушку и говорят комплимент. Потом передают игрушку тому, у кого за что-то хотят попросить прощения. Учитель росит прощения у учеников за что-либо. Учитель спрашивает, может кто-то из детей на что-то обижается на одноклассника. Выясняется вся ситуация, просится прощение.

У.-Давай за все попросим друг у друга прощения и оставим все обиды в этом году, который подходит к концу, а в новый год мы шагнём без обид, с хорошим настроением, и будет творить только хорошие правильные поступки и больше никогда не будем никого обижать. Ученики друг другу на шею вешают медаль «Доброты».

10.Подведение итогов

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.Каждый должен понимать, что добро порождает добро, а зло порождает зло.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго - добро.

От злого - зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Всего вам доброго!

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x