Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коммуникативные игры детей 5-7 лет - как метод овладения коммуникативными навыками | Полютчева Татьяна Николаевна. Работа №264395

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Полютчева Татьяна Николаевна
В статье представлен семинар-практикум для молодых педагогов, направленный на пополнение их психологических знаний и практических умений в вопросах особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативные игры детей 5-7 лет - как метод овладения
коммуникативными навыками

Семинар-практикум для молодых педагогов

Полютчева Т.Н.,

педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида»,

г.о. Электросталь, Московской обл.

Аннотация. В статье представлен семинар-практикум для молодых педагогов, направленный на пополнение их психологических знаний и практических умений в вопросах особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова. Семинар-практикум, коммуникативные навыки, старшие дошкольники.

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Цель семинара-практикума: просвещение педагогов по вопросам формирования коммуникативной компетентности дошкольников ДОУ. Задачи семинара-практикума:

обучить педагогов проведению коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте;

развивать навыки конструктивного общения; развивать умения получать радость от общения;

развивать умение слушать и слышать другого человека; вызывать заинтересованность в общей цели;

развивать готовность внести свою лепту в общее дело; развивать готовность идти друг другу навстречу;

учить проявлять терпение к недостаткам других; развивать умение считаться с интересами других.

Вводная часть

Упражнение «Выбери один из предметов и объясни свой выбор (мягкие игрушки)»

Цель: сплочение участников семинара, настроить участников на восприятия себя и других.

Каждый участник выбирает одну мягкую игрушку, объясняет, почему именно эту игрушку он выбрал. Игрушек меньше, чем участников, таким образом, несколько человек объединяются вокруг одной игрушки. Упражнение «Кто родился весной - похлопайте в ладоши, летом - покружитесь, осенью - попрыгайте, зимой - крикните «Ура»

Цель: сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и видеть некоторые сходства.

Теоретическая часть

К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения;

сотрудничать;

слушать и слышать;

воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

говорить самому.

Практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания.

Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции.

Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Практическая часть

Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего.

В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Подняться и сойти со стула.

Проползти под столом.

Обогнуть “широкое озеро”.

Пробраться через “дремучий лес”.

Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Игра «Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

 

Игра «Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Содержание. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Задания: назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами). Благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею). Прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игра «Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Содержание. Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова.

Игра «Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Содержание. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей - вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга - ищи, а найдёшь - береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Игра «Сбрось усталость»

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

Заключительная часть.

Педагог-психолог предлагает участникам проанализировать информацию, полученную на семинаре-практикуме и ответить на следующие вопросы.

Была ли полученная информация для вас интересна?

Готовы ли использовать предложенные игры на своих занятиях?

В завершение семинара-практикума участникам предлагаются информационные буклеты «Особенности развития коммуникации в дошкольном возрасте».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×