Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Концепция обучения химии в условиях низкой мотивации обучающихся | Стурлис Ирина Юрьевна. Работа №220964

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Стурлис Ирина Юрьевна
В погоне за высоки результатами и высокими показателями в рамках обучения естественно-науным дисциплинам в современной школе мы нередко теряем, сами того не замечая, учеников-середнячков. Размышления о полярном образовании, нацеленном на очень высокий и экстремально низкий уровень знаний и мотивации учащихся.

Концепция обучения химии в условиях низкой мотивации обучающихся
В настоящее время в школе уделяется недостаточное влияние обучению учащихся общеобразовательных классов. Постоянно говорится об особом подходе к одаренным детям, о методах коррекционной педагогики, но забывается, что большую часть обучающихся составляют дети, не проявляющие особых способностей в рамках данного предмета и не заинтересованные в углубленном его изучении, но в то же время не испытывающие особенных затруднений в освоении материала. С другой стороны, необходимо отметить снижение мотивации к учению вообще: дети зачастую с подачи родителей считают школу чем-то ненужным и непонятным, забитым устаревшим необязательным содержанием. В результате этого изучение химии как школьного предмета для многих учащихся становится ненужной (с их точки зрения) и скучной работой, которая к тому же требует большого труда. Предмет становится для учеников неприятной обузой, что в свою очередь усложняет взаимопонимание с учителем, не дает обучающимся необходимых знаний и в целом может в значительной мере снизить интерес к школе вообще.
Существующие программы обучения химии, на мой взгляд, имеют один общий существенный недостаток, который выражается в большой теоретической нагрузке и недостаточном обосновании необходимости этих знаний. Учитывая низкий уровень мотивации к учению, это создает ряд проблем, как для учителя, так и для учащихся.
Исходя из этого, можно сформулировать следующие цели и задачи, стоящие перед учителем.
Цель: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира.
Для реализации этой цели можно поставить перед собой ряд задач:
Дать понимание необходимости основ химических знаний для любого человека в условиях современной жизни, ценности научного знания, его практической значимости;
Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
Формировать понимание необходимости здорового образа жизни, безопасного и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Для повышения интереса к изучению химии, реализации принципа наглядности и применения деятельностного подхода, необходимо уделять особое внимание лабораторным и практическим работам. К сожалению, в настоящее время это может вызывать существенные проблемы, в связи с тем, что в школах недостаточная материально-техническая база, большая загруженность учителя, отсутствие лаборантов в школах и т.д. Зачастую в школе не хватает простейшей химической посуды (пробирки, химические стаканы, колбы), стандартных наборов реактивов, спиртовок и спирта для них и т.д. Возможность для детей попробовать своими руками выполнить простейшие химические эксперименты, повышает их интерес к предмету. Воодушевление и восторг вызывают даже несложные работы с индикаторами, приготовление растворов, взаимодействие карбонатов металлов с кислотами и т.д. Демонстрационные опыты более сложного уровня дают представление о науке как о сложной многоступенчатой системе знаний.
Хочется отметить, что зачастую преподаватели в курсе предмета уделяют максимально возможное количество времени теоретическим выкладкам, расчетным формулам, решению задач. Это обязательная составляющая, но, на мой взгляд, необходимо уделять больше внимания историческим справкам и интересным фактам, что зачастую упускается из внимания по причине нехватки времени. Но, если речь идет о преподавании предмета в общеобразовательных классах или в классах гуманитарной направленности, то данные моменты могут принести значительную пользу, т.к. в противном случае у обучающихся может складываться образ предмета в виде скучной, сухой, перегруженной неинтересными законами и формулами науке. Введение в преподавание информации общеразвивающего плана даже в ущерб казалось бы необходимому содержанию, может вызвать обратный эффект в виде повышения познавательного интереса. Учащиеся, увидев за рамками сложного и непонятного предмета интересную историю его развития, лица ученых, их судьбы и сложные пути, которым наука идет к людям, скорее всего, захотят узнать больше, чтобы понять для себя значимость предмета.
Здесь же следует отметить и важность изучения новейших достижений науки. Даже обзорное представление современных разработок и сфер применения химических знаний, может существенно повысить интерес к предмету, т.к. при изучении лишь классических выкладок и положений у учащихся может складываться несправедливое впечатление, которое в последствии формирует устойчивое мнение, о химии как о мертвой науке, которая уже свое отжила и в настоящее время не нужна людям. При работе в классах не специализированных, правда, не стоит углубляться в подробности сугубо научных открытий и изысканий, это лишь усугубит уверенность, что знания в данной области им не нужны, но постоянно следует подчеркивать и напоминать, что нашу повседневную жизнь невозможно представить без достижений химической науки, а значит и промышленности, что современный человек существует в мире насквозь пронизанном химическими знаниями, и, для того, чтобы жить качественно, эффективно и безопасно, следует владеть основами этих знаний и уметь применять их на практике.
Особое внимание следует уделить использованию современных приемов преподавания. Использование информационных компьютерных технологий (мультимедиа-презентации, интерактивная доска и т.д.) позволяет существенно расширить рамки предмета. К сожалению, нередко встречается мнение, что для преподавания школьного курса химии итак достаточно наглядности: демонстрационные и лабораторные опыты, модели молекул, таблицы и схемы. Но не следует забывать о современных требованиях к преподаванию: невозможно выполнять их без использования современных приемов и методов. И если речь идет о преподавании детям не мотивированным на изучение предмета, то именно в этом случае следует уделить максимум внимания наглядности на уроке. Заинтересованным детям, изучающим предмет с повышенным уровнем сложности, это тоже необходимо, но в другом плане: им требуется возможность применения своих знаний и умений на современном уровне, что может дать только использование ИКТ.
В современных условиях одним из способов увлечь учащихся естественными науками может служить научно-исследовательская деятельность. Обычно даже те ученики, которым предмет сам по себе не интересен, легко увлекаются проектной деятельностью. Основной задачей для учителя здесь будет помощь детям в выборе наиболее походящей темы для данного ученика (или группы) и помощь в организации работы. Безусловно, будут встречаться учащиеся, которые почти всю работу выполнять сами и от педагога потребуется только навести внешний лоск. Но большая часть детей будет требовать от учителя постоянного участия в работе (помощь в организации, постановке целей и задач, контроль за выполнением отдельных этапов работы, редакция текста и т.д.). Не смотря на это, именно те работы, которые будут требовать наибольшего взаимодействия учителя и ученика, принесут наибольший эффект и пользу той и другой стороне. Педагог в результате данной деятельности начинает лучше понимать учащихся, их проблемы и те сложности, которые могут возникнуть в ходе образовательного процесса. Ученик, в свою очередь, получает возможность почувствовать свои силы в проектной деятельности, а значит существенно повышает свою мотивацию к учению, ну и, конечно же, начинает понимать, что наука, которую он изучает на практике – это не сухой перечень терминов и формул, а действительно интересная область знаний, которая может пригодиться в жизни любому человеку.
В заключение ко всему вышесказанному хочется добавить, что в настоящее время преподавание химии как школьного предмета претерпевает некоторый упадок, что связано с рядом объективных причин, а, значит, от педагога требуется способность быть гибким и творческим учителем, знание предмета, методик и приемов работы на высоком уровне, а так же возможность постоянно саморазвиваться и использовать нестандартные пути преподавания предмета в школе, находить индивидуальный подход к каждому ученику.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×