Конспект НОД для детей в подготовительной группе по развитию речи по картине художника В.Васнецова «Богатыри» | Мой кабинет. Работа №348092
Конспект НОД для детей в подготовительной группе по развитию речи.
По картине художника В.Васнецова «Богатыри»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познавательные:
1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2.Дать представление о героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4.Познакомить детей с оружием и одеждой богатырей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Интеграция образовательных областей : Познание. Социализация. Коммуникация. Художественно – эстетическая.
Оборудование: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций на тему. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева. Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворения «Богатыри».
Ход занятия.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний. Подбор слов близких по значению /
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины. Беседа по ней. /Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Богатыри»
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Воспитатель: Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.
Что вы можете рассказать о нем, о его коне? ( ответы детей)
Если посмотреть на картину , то мы можем сказать, что здесь изображено три времени жизни. Старое- где изображён Илья Муромец, современное – Добрыня Никитич и молодое – Алёша Попович.
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Ценность Ильи Муромца мудрость, смотрит в будущее, далеко вперёд. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль, как бы предвидит дальнейшие действия, анализирует и даёт указания. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
Воспитатель : Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич, что вы можете о нем сказать? И о его коне? Ответы детей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный в состоянии готовности к бою.Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Воспитатель: И был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова.
- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче и его коне? (ответы детей)
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. У него меткий , зоркий глаз как у молодых. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
2. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
3. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями
«Дружно встанем – раз, два, три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!» /Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) небо
5. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём:
Воспитатель: Кто это?
Дети : Это богатырь Илья Муромец.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Он сильный, храбрый, смелый.
Воспитатель: Какие у него доспехи?
Дети: У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.
Воспитатель: Какой у него конь?
Дети: У него черный большой конь.
Воспитатель: Как он вооружён?
Дети: В руках у него копье и булава.
Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей?
Дети: Он старше всех богатырей.
Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?
Ответы детей.
Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?
В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.
III. Рефлексия. /Оценка работы детей/
Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится?
Конспект НОД для детей в подготовительной группе по развитию речи.
По картине художника В.Васнецова «Богатыри»
Воспитатель : Дудунова Анастасия Владимировна.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познавательные:
1.Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2.Дать представление о героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4.Познакомить детей с оружием и одеждой богатырей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Интеграция образовательных областей : Познание. Социализация. Коммуникация. Художественно – эстетическая.
Оборудование: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций на тему. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева. Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворения «Богатыри».
Ход занятия.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний. Подбор слов близких по значению /
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины. Беседа по ней. /Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Богатыри»
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Воспитатель: Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.
Что вы можете рассказать о нем, о его коне? ( ответы детей)
Если посмотреть на картину , то мы можем сказать, что здесь изображено три времени жизни. Старое- где изображён Илья Муромец, современное – Добрыня Никитич и молодое – Алёша Попович.
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Ценность Ильи Муромца мудрость, смотрит в будущее, далеко вперёд. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль, как бы предвидит дальнейшие действия, анализирует и даёт указания. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
Воспитатель : Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич, что вы можете о нем сказать? И о его коне? Ответы детей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный в состоянии готовности к бою.Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Воспитатель: И был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова.
- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче и его коне? (ответы детей)
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. У него меткий , зоркий глаз как у молодых. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
2. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
3. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями
«Дружно встанем – раз, два, три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!» /Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) небо
5. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём:
Воспитатель: Кто это?
Дети : Это богатырь Илья Муромец.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Он сильный, храбрый, смелый.
Воспитатель: Какие у него доспехи?
Дети: У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.
Воспитатель: Какой у него конь?
Дети: У него черный большой конь.
Воспитатель: Как он вооружён?
Дети: В руках у него копье и булава.
Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей?
Дети: Он старше всех богатырей.
Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?
Ответы детей.
Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?
В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.
III. Рефлексия. /Оценка работы детей/
Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится?