Конспект НОД для подготовительной группы на тему "Мы маленькие Ломоносовцы. Дует ветер, ветерок" ☼
Автор: Турлюк Наталья Владиславовна
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Дует ветер, ветерок» для детей подготовительной группы.
Цель: дать представления о свойствах ветра.
Задачи:
- развивать речь детей, активизировать их словарь;
- формировать представления о ветре и его свойстве,
- расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Предварительная работа:
• Наблюдение за ветром на прогулке;
• Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
• П. /и «Дует ветер озорной».
Просмотр видео фильмов о М. Ю. Ломоносове.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.
Материалы и оборудование: веер, вентилятор, пылесос; бумажные полоски, ватные шарики,вертушка, бумага для оригами.
Содержание НОД
Организационный момент.
Вводная часть. Дети стоят по кругу
Круг мы сделаем большой,
Встанем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко
И подумаем на ладошки
Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).
Дети: Шумит ветер.
Воспитатель: Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул. (Г. Лагздынь).
Дети садятся на места .
Воспитатель: Ребята, я сейчас хочу рассказать вам рассказ об одном великом русском ученом, о М.В.Ломоносове. Вы послушайте внимательно и поймете, для чего я вам все рассказываю….
М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).
Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.
Мать, Елена Ивановна, была доброй и ласковой женщиной. Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну. К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.
Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.
На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились.. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».
Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?
Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика»
Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.
В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в школе, в Москве. Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.
Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.
В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.
В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.
Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.
Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекло ведение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.
За что мы ценим М.В.Ломоносова?
Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В.Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».
Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.
Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом.
Воспитатель: Вам понравился рассказ о М.В.Ломоносове? ( Ответы детей).
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам стать на время маленькими Ломоносовцами…Мы будем с вами проводить тоже опыты и их анализировать. И тема для проведения опытов у нас с вами будет называться «Дует ветер, ветерок».
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо и качает деревцо
Ветерок все тише,тише, а деревья выше.
Воспитатель; Ребята, а вы знаете ,что такое ветер. Ветер - это воздух. Воздух есть везде, воздухом дышат люди, звери, растения. Давайте мы с вами помашем на себя своими ладошками, что вы чувствуете?
Дети; Прохладный ветерок..
Воспитатель; Правильно, ребята, мы с вами почувствовали ветерок. А что еще мы можем сделать, чтобы во время жаркой погоды, нам стало прохладно…
Дети: Использовать веер.
Воспитатель: Конечно, и я предлагаю вам сделать из бумаги веер.
Дети вместе с воспитателем делают из бумаги веер и машут на себя.
Воспитатель: Ну что, ребята, получился у вас ветерок.
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, это были наши с вами первые опыты с ветерком.
Ну что ж давайте продолжать дальше…..Как вы думаете, в помещении ,где мы с вами может встретить ветер?
Дети; Ветер есть в вентиляторе, в фене, в пылесосе.
Воспитатель: Правильно, включая технику, мы можем почувствовать холодный и теплый ветерок.
Воспитатель с детьми проводит опыты с техникой.
Далее проводятся опыты : «Легкая ватка», «Бумажные полоски» «Волшебный пакетик»….
Воспитатель: Вы большие молодцы, вы прекрасно провели опыты. Скажите, мне пожалуйста,
где на улице мы можем встретить ветер?
Ответы детей (Он качает деревья, поднимает траву, поднимает пыль, кружит листья, гонит волну на водоеме, гонит тучи на небе).
Воспитатель: Все ваши ответы правильны. И еще я поведаю вам, что ветер не всегда бывает безобидным, в некоторых случаях он может причинить большой вред. Это когда сильный ураган, смерч .
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вам понравилось быть Ломоносовцами? Понравилось проводить опыты?
Ответы детей……
Воспитатель: Наше знакомство с М.В.Ломоносовым продолжается, на других занятиях мы будем с вами еще проводить разные опыты . Спасибо. Занятие закончено.