Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я познаю Родину» | Чмиль Елена Владимировна. Работа №240480
Автор: Чмиль Елена Владимировна
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я познаю Родину»
Воспитатель: Чмиль Елена Владимировна
Задачи: формировать потребность детей к изучению обычаев и истории своего народа; формировать уважение и бережное отношение к традициям предков; познакомить с традициями русской избы, народной одеждой, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями; воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 Медвежонок г. Нижневартовска
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я познаю Родину»
Воспитатель: Чмиль Елена Владимировна
Задачи: формировать потребность детей к изучению обычаев и истории своего народа; формировать уважение и бережное отношение к традициям предков; познакомить с традициями русской избы, народной одеждой, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями; воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному.
Словарь: понева, кичка.
Методические приемы:
Игровая мотивация.
Чтение отрывка из стихотворения
В.Мухина
«Не обижайте красоту».
«Путешествие» по избе и рассказ воспитателя (отражается роль мужчины и женщины в семье).
Сюрпризный момент.
Хороводная игра.
Пение колыбельной песни.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отравилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?
Дети: На машине, самолете, пароходе.
Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наши воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли двери – и отправились в путь.
(Педагог читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»).
Великий дар – единожды родиться,
Вздохнуть, раскрыть глаза,
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река…
Воспитатель: Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо – это куколка, спеленатый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди.
Родился человек, у него есть родители – мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, неподалеку друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда–то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.
Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет свои корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но и они часть рода – наши предки.
Каждый человек является продолжателем рода, имеет своих предков. Вот и вы можете прославить своих предков добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. Продолжаем путешествие дальше.
(Воспитатель открывает специальную книгу - макет)
Воспитатель: Перед нами русский дом. Знаете, как он называется?
Дети: Изба.
Воспитатель: А из какого материала он сделан?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Войдем в дом. Нас встречает хозяйка. На ней рубаха с клетчатой юбкой – поневой, пояс, на голове кичка. Давайте рассмотрим украшение на рубахе – вышивку, кружево. (Дети рассматривают костюм и отмечают узоры и место их расположения)
Воспитатель: Верно. И украшали по-своему, чтобы удивить, показать свое рукоделие. Правда, красиво?
Давайте путешествовать дальше. Вот в доме в красном углу сидят хозяева. Посмотрите, что находится в красном углу?
Дети: Иконы.
Воспитатели: Красный угол – это помеченный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость. А какая мебель в избе и из чего она сделана?
Дети: Деревянные столы, лавки, сундуки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Дерево, действительно, и обувало и одевало, и обеспечивало жильем и посудой, и радовало детей игрушками.
(Сюрпризный момент: вносится деревянный короб с игрушкой «Трещоткой»)
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз – деревянный короб. Что у меня там, хотите узнать? (Дети заглядывают в короб и вынимают игрушку)
Дети: Это трещотка – музыкальный инструмент.
Воспитатель: А еще это замечательная игрушка. Если её раскрыть, то что получится?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Верно. Скажите, а можно изобразить солнце не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов? Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод. (Дети встают в круг)
Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям. Название «ладошки» произошло от имени древних Богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли мир, любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить вместе. А теперь давайте поиграем.
(Любая хороводная игра)
Воспитатель: А помните, у меня был младенец? Прошло уже много времени и ему уже пора спать. А что делают, когда укачивают малыша?
Дети: Поют колыбельную.
Воспитатель: Вот и я сейчас спою колыбельную.
Баю-баю-баюшок!
Ложись, Маша на бочок,
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Уснула. Положу ее в колыбельку, а вам дам задание на дом. Узнаете, какие колыбельные пели вам, запомните, а завтра споете нам. А на сегодня наше путешествие закончилось.
Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?